Существует огромное количество вариантов создания песен . Однако, по большей части, все их можно свести к четырем.

Почему четыре, а не пять?

Для того, чтобы это понять, давайте посмотрим из каких элементов строится песня:

Любая песня состоит прежде всего из слов, которые поются на определенную мелодию, которые затем гармонизуются аккордами , и естественно, что мелодия не может существовать без ритма .

Таким образом мы видим, что каждый из этих четырех элементов составляет как бы плоть и тело песни. И этот же элемент может быть начальной точкой при создании вашей песни.

Рассмотрим кратко каждый из способов.

1. Написание песни начиная с текста.

Этот способ хорош тем, что помогает изначально увидеть образ и характер будущей песни, т.к. стихи содержат уже некую идею и смысл, которые могут повлиять на ваш выбор мелодии. Данным способом пользовались Владимир Высоцкий и Булат Окуджава .

Однако, частой ошибкой новичков является сочинение песен в которых слова доминируют над музыкой. В итоге получается композиция похожая на стихотворение, которое напевается под фоновую мелодию. Поэтому и нужно уделить внимание остальным аспектам.

2. Написание песен начиная с мелодии.

Практика показывает, что этим методом чаще пользуются авторы- женщины. В результате чего их мелодии песен более свободны и предполагают интересные варианты для гармонизации. Конечно же есть авторы мужчины.
В общем, данный способ позволяет экспериментировать с большим количеством ритмов, аккордов, и конечно же слов. Ведь, когда вы сначала сочиняете мелодию, то потом вам легче будет сочинить слова с более свободным ритмом.

3. Написание песен начиная с гармонии.

Наверное самый популярный способ из всех. Наверное потому, что многие играют на гитаре и сочиняют песни , где автор просто проигрывает несколько аккордов в определенной тональности и параллельно подбирает (сочиняет) текст в виде мелодии, конечно же не без импровизации.
Очень важно следить за тем, что бы мелодия не строилась вокруг нот, которые являются опорными аккордовыми тонами.

4. Написание песен , начиная с ритма.

Это может быть готовый барабанный ритм, на основе которого автор выстраивает мелодию будущей песни, а затем накладывает текст и гармонию (аккорды). Здесь важно, что бы сам ритм был по настоящему цепляющим. Может быть поэтому чаще всего на основе ритма сочиняются танцевальные композиции.

И что же в итоге?

Не существует определенных правил и принципов которым нужно строго следовать при написании песен . Но! Если вы зашли в тупик на одном из описанных выше элементов, то советую попробовать использовать в своей практике сразу все четыре. Каждый из них по отдельности имеет как плюсы так и минусы, поэтому предлагаю использовать их в совокупности.

Или хотя бы поэкспериментируйте с каждым из способов, тем самым сбалансируете свои навыки, (если вы уже сочиняете песни), или проверите свои способности,(если вы новичок).

Успехов вам в написании хитов!

При должном старании в каждом человеке можно найти творческое начало. Желание создавать что-то новое присуще всем, хотя и в разной степени. А уж не найти человека, которой когда-либо мечтал написать собственную песню и стать известным музыкантом, почти невозможно. Другое дело, что удается это только единицам. И дело вовсе не в том, что талантливых людей почти не существует, на самом деле их очень много, а в том, что Муза - дама весьма капризная, и для того чтобы она пришла, мало одного желания. Требуется труд, причем труд достаточно тяжелый. А так как написать песню (хорошую) можно только, соблюдая некоторые правила, то необходимо с ними ознакомиться.

С чего начать?

Перво-наперво, разумеется, стоит поработать над собственным художественным стилем. Очень полезно читать различные книги - от классики до современности, от детектива до любовного романа. Нужно это не только и не столько для вдохновения (хотя оно вполне может прийти на этом этапе), а для расширения своего словарного запаса, узнавания новых словесных оборотов, метафор и сравнений. Не менее важно и чтение поэтических произведений. Ведь только так можно получить общее представление о различных стилях, типах рифмовки, ритма, да и, вообще, построения стиха.

Выбор направления

Немаловажным является и определение общей темы произведения. Песня может быть лирической, боевой, танцевальной, шуточной, философской и т.д. Тут важно правильно определить, какое из всех направлений ближе всего поэту. При этом можно (и нужно) положиться на настроение, так как создать свою песню проще всего, отдавшись собственным чувствам. Нельзя написать что-то веселое, пребывая в печали, нельзя описать любовное чувство, когда душа рвется в бой.

Методом проб и ошибок

Если с первого раза получить приличный текст не получилось, не стоит отчаиваться. Музыканты имеют собственную поговорку: "Чтобы создать один шедевр, нужно испортить десять листов бумаги". Даже самые великие творцы ошибались. Кроме того, неудавшееся произведение всегда можно доработать. Для этого нужно отложить его, забыть на время, а после посмотреть уже "чужим" взглядом. Так проще всего найти ошибки.

Как написать песню? Мелодия или текст: что должно быть первым?

Тут все сугубо индивидуально. Но так как научиться писать музыку под готовый текст большинству куда сложнее, чем положить стихи на мелодию, лучше начинать все-таки с нее. Кроме того, так уже сразу будет ясно настроение произведения. Да и хорошая музыка неплохо вдохновляет. Но в этом деле знание нотной грамоты просто необходимо. Поэтому если писатель не силен в ней, то лучше совместить свое творчество с чужим - попросить музыканта создать мелодию.

Как написать песню, которая станет хитом?

Создание настоящего шедевра всегда требует больших усилий. Для того чтобы песня понравилась слушателям, необходимо вложить в нее душу, наполнить чувством и глубоким смыслом. Лучше всего это получается с произведениями, написанными на одном дыхании. Кроме того, важно уделить внимание стилистическим и грамматическим ошибкам (стороннему человеку они ужасно режут слух). Для этого придется не один раз перечитать текст.

Счастливые исключения

Но не для всех людей справедливо все, написанное выше. Временами можно встретить настоящий талант, от которого Муза не отходит ни на шаг, а потому ему достаточно взять ручку с бумагой и написать стихи. И какие! Они западают глубоко в душу всем, кто их слышит. Но такой дар - большая редкость.

Музыка всегда была и будет значимой частью бытия. Слова каждой композиции отражают переживания, рассказывают истории и описывают события, волнующие ту или иную сторону человеческой души. Поэты и композиторы могут дать множество советов о том, как написать песню, но ни один из них не найдет для вас основные компоненты – душевный полет, энтузиазм и вдохновение. С этим каждый автор должен справиться самостоятельно. Если вы чувствуете, что готовы творить, читайте далее. Впереди вас ждет масса ценных советов, которые помогут преобразовать поток мыслей в музыкальное произведение.

Структура написания песен

Существует ограниченный набор структурных вариаций песен, использующихся в подавляющем большинстве композиций. Если вы решили заняться созданием текстов, запомните их как «Отче наш». Процесс освоения структуры нельзя назвать самой волнующей и захватывающей частью обучения, однако он необходим. Воспринимайте это как базис, без которого успех невозможен. Итак, для большинства песенных композиций используются следующие вариации структуры:

  • куплет – припев – куплет – припев – припев;
  • куплет – куплет – припев – куплет – припев – бридж – припев – припев;
  • куплет – куплет – бридж – куплет;
  • куплет – припев – куплет – припев – бридж – припев – припев;
  • куплет – припев – куплет – припев – куплет – припев – припев.

Куплет

Основной задачей куплета является передача информации, которая подводит слушателя к смыслу композиции. Куплет рассказывает историю и задает настрой. В нем должен содержаться сюжет, а еще действие и детали эмоциональной картины. Слова каждого куплета в одной композиции будут отличаться, однако мотив должен сохраняться неизменно. Количество слогов в строках нужно рассчитывать так, чтобы исполнитель мог пропеть все куплеты в одном ритме.

Пред-припев

Дополнительным элементом внутри куплета может быть пред-припев, представляющий собой одну или две пары строк, стоящих непосредственно перед началом припева. Задачей этого компонента является подготовка слушателя к припеву. Он не считается обязательным, однако, если в первом куплете вы его использовали, придется продолжать по всему тексту. Мелодия для всех пред-припевов будет одинаковой. Слова могут повторяться или отличаться – на усмотрение автора.

Припев

Эта часть песни призвана быть самой чувственной. Припев цепляет слушателя за душу. Если вы решили написать текст песни, продумайте припев на все 100%. Он должен быть коротким и эмоциональным. Припев принесет композиции популярность, если в нем будет выражаться основная идея. Используйте слова, которые будут сочетаться с текстом припева, и не пытайтесь вносить новую информацию. Чтобы стихи нормально соотносились с музыкой, не делайте значительных отличий между припевами в начале и конце.

Бридж

Этим элементом вы можете разбавить свою песню, внести разнообразие и на секунду отвлечь слушателя от основной идеи, чтобы следующим куплетом/припевом вновь захватить внимание и окунуть в прежнюю эмоциональную атмосферу. Правильно составленный бридж будет уместен в песне любой тематики и направления. Это может быть композиция про любовь или про дружбу, откровенная лирика под гитару или текстовка для рэпа. Построение бриджа представляет собой сложную задачу. Чтобы понять, как с ней справиться, возьмите несколько примеров популярных групп различных жанров.

Техника написания слов песни

Если вы решили творить музыку, исходите из того, что подсказывает сердце, однако не забывайте и о том, что произведение, которое получится в конечном результате, должно быть приятным для уха слушателя. Чтобы добиться этого, придерживайтесь следующих правил:

  • Следите за соответствием текста структуре. Считайтесь с количеством и порядком составляющих элементов произведения.
  • Следите за соответствием текста размеру произведения. Слова должны быть такими, чтобы их можно было пропеть.
  • Строго выдерживайте стилистику. Не пытайтесь писать юмористический текст под грустную мелодию.
  • Старайтесь делать лаконичный текст с простыми рифмами, в особенности, если пишете песню на английском языке.
  • Не уводите внимание слушателя от смысла, заключенного в названии композиции.
  • Стройте куплеты так, чтобы они полностью раскрывали смысл названия.
  • Избегайте нравоучений и наставлений.

Идеи для тем и названий песен

Чтобы ваши творческие труды были оценены по достоинству, научитесь выбирать актуальные тематики и превращать свои произведения в небольшие истории. Общий сюжет может быть почерпнут из реальных событий или личных переживаний. Не забывайте о том, что современный слушатель находит музыку через поиск онлайн. Старайтесь делать так, чтобы ваши произведения выделялись из огромной массы композиций малоизвестных исполнителей. Если вам предстоит написать песню на заказ, трудностей с выбором тематики не возникнет: задача ограничится раскрытием смысла, заложенного в названии.

Создание легенды для песни

Чтобы ясно понять, как написать текст песни, вы должны четко представлять сюжет. Нарисуйте в воображении историю с конкретными событиями, которые будет описывать композиция. Здесь нужно проявить творческий подход, найти оригинальную идею, которую захочется соединить с музыкой, исполнить и записать. Слова каждого следующего элемента должны продолжать главную мысль.

Сочинение текста

Если вы решили написать песню о своих чувствах и переживаниях, будьте готовы к тому, что всеобщего признания такое произведение не обретет. Вас поймут избранные, но в этом нет ничего скверного. Чтобы создать народный хит, который оценят в вашем городе и за его пределами, используйте слова и обороты, доступные широкой аудитории. Такую композицию вы сможете выгодно продать. Главную роль играет манера интерпретации мысли.

Как сочинить песню самому: пошаговая инструкция

Настоящий хит не может родиться случайно: вы должны его создать. Для этого потребуется несколько важных компонентов, собранных в правильном порядке. Пошаговый план самостоятельного написания текста песни выглядит следующим образом:

  • Сгенерируйте идеи. Вы должны четко ощущать посыл, который будет раскрыт в произведении.
  • Сочините название. Имя композиции формирует в голове слушателя первое впечатление. Если оно будет отталкивающим или недостаточно привлекательным, никто не будет интересоваться песней.
  • Обрисуйте историю. Запишите на бумаге цепочку событий, которые будут преподноситься слушателю.
  • Начало. Напишите вступительный куплет, стараясь вложить в него самую ценную информацию, которая будет интересовать и интриговать слушателя.
  • Средина. Яркий, эмоциональный куплет, который будет взрывать эмоции, вызванные первой частью песни. Возможно, пригодится бридж.
  • Концовка. Последние строчки текста должны намекать на что, что сюжет подходит к концу. Сделайте так, чтобы они ставили точку начатой истории. Нить событий подойти к финалу, иначе останется чувство незавершенности.

Как научиться писать рэп

Автор текстов рэп-композиций должен четко знать, какие бывают рифмы, и владеть ими в совершенстве. Этот стиль музыки невероятно сложен, поэтому многие начинающие рэперы терпят неудачу, невзирая на приложенные усилия. О том, как начать писать рэп, мы можем говорить очень долго, но при этом вы должны понимать главное: тут нет строгих правил и канонов. Каждый автор формирует свой индивидуальный стиль, поэтому необходимо продумывать все элементы песни до мелочей. Рифмы для рэпа могут быть самыми разнообразными. Помнить нужно лишь о том, что они должны быть наполнены смыслом.

Человек, который обращается за помощью в сотворении собственной песни к компьютеру, вряд ли представляет, с чего начинать и чем заканчивать. Решить эту проблему поможет ролик, расположенный ниже. Успешные музыканты, композиторы и продюсеры подскажут, где найти источник для вдохновения. Используйте это видео в качестве подсказки – и поймете, как написать красивую песню, используя собственное воображение и поэтический талант.

Слова песни рассказывают историю и передают чувства автора слушателю. Задача автора как поэта – написать такие слова, которые хотят услышать или если говорить по-другому, слова, которые слушатель сам бы хотел произнести.

Хороший текст песни начинается с хорошей идеи. Тематика большинства песен, которые мы слышим по радио и ТВ – это Любовь. К этой теме имеет отношение каждый человек. Желание любить и быть любимым является одной из главных потребностей человека.

Радость новой Любви, боль от потери Любви, поиски Любви, сожаление о неправильном выборе, ностальгия о прошедшей Любви, надежда на новую Любовь, страх влюбиться, обман любимого человека, обман любимым человеком, желание быть любимым, желание быть любимым по-другому, желание быть любимым другим человеком – все это главные темы поп-песен.

Многие авторы предпочитают писать глубоко личные песни, потому что это легче и приносит больше удовольствия. Такие песни могут быть слишком поэтичны, причудливы или туманны, для того, чтобы иметь коммерческий успех. Если вы любите писать в этих жанрах, не нужно останавливаться. Важно не путать песни, которые вы пишете для собственного удовольствия с песнями, которые могут принести вам успех в хит-парадах, и тематика таких песен должна находить отклик у многих людей, а не только у вас и людей, мыслящих так же как вы.

После того, как выбрана тема песни, необходимо определить, какими новыми способами эта тема может быть выражена. Скорее всего, с такой же, как у вас идеей было написано уже несколько тысяч песен. Поэтому, чтобы вашу песню можно было выделить из числа других, вам нужно найти новый подход, взглянуть на тему под другим углом.

Название песни

Названия песен находятся везде вокруг нас, и только и ждут, чтобы их обнаружили. Их можно найти в разговоре с кем-то, в кинофильмах (особенно романтических), в телепередаче, даже на карте дорог. Названия песен могут скрываться в рекламных роликах, газетах, поздравительных открытках, мультфильмах.

Кроме этого, название для новой песни можно найти, слушая радио. Многие авторы замечали, что иногда они обращали внимание на какую-то потрясающую строчку в песне, а потом узнавали, что они ослышались, и строка на самом деле звучит по-другому. В результате у них было название и идея для собственной новой песни.

Наиболее сильные названия и темы песен начинаются с чувств, которые автор сам пережил или переживает. Если вы пытаетесь подделать чувства, скорее всего в то же время кто-то, кто по-настоящему испытывает эти чувства, пишет песню на сходную с вашей тему. В таком случае, вашей песне будет сложно конкурировать с его песней.

Наилучшие названия песни:

  • привлекают ваше внимание
  • пробуждают сильные эмоции
  • являются необычными
  • интригуют.

Когда вы оцениваете достоинства темы и истории песни, важным вопросом является – представит ли этот текст артиста в лучшем виде? Никто не хочет подавать себя в плохом свете. За редкими исключениями, женщины не хотят выглядеть аморальными, слабыми, или жертвами. В популярных песнях часто можно встретить вариацию на тему: «Я был так глуп, что расстраивал тебя, и теперь мне очень плохо из-за того, что я понял, чего я лишился». В таких песнях герой получил урок, он больше не является тем глупцом, которым был до этого. Очень маловероятно, что артист (неважно, мужчина это или женщина) захочет петь песню, текст которой выставляет его как неисправимого неудачника, или как закоренелого алкоголика, обманщика или идиота.

  • Пишите о том, что для вас является реальностью.
  • Пишите о том, что вы чувствуете.
  • Пишите о том, что вы любите.

Перед тем, как начать писать, спросите себя:

  • Захочет ли артист петь эту песню?
  • Захотят ли миллионы слушателей слушать ее?

Трехшаговая техника написания текста песни

1. Начните с названия

Как только название выбрано, необходимо убедиться, что вы четко знаете, что это название для вас означает. Можно представить, что вы рассказываете кому-то, о чем ваша песня. В итоге у вас должно появиться четкое понимание, о чем ваша песня – и это ДО того как вы начнете писать собственно слова песни. Если вы работаете с соавтором, на этом этапе у вас есть возможность обсудить разные варианты и убедиться, что вы оба одинаково понимаете суть песни.

2. Обрисуйте историю песни

Решите, какие идеи и информация будут содержаться в первом куплете, чтобы он наилучшим образом подводил слушателя к названию песни. Решите, какая дополнительная информация будет содержаться во втором куплете. Решите, что нового должен выражать бридж (если он есть). Слова куплета должны обобщать информацию куплетов и бриджа и выражать общую идею песни.

3. Напишите собственно текст

Теперь вы знаете, что слова песни в целом должны выражать, поэтому можете приступать к написанию и оттачиванию строк, которые наилучшим образом смогут выразить идею песни.

Инструментарий для написания успешных текстов

Навыки написания хороших текстов могут быть приобретены в результате постоянной практики, терпения и упорной работы. Эти техники не смогут заменить замечательную идею песни, которая вас волнует и требует выражения, но смогут стать методами, которые помогут вам выразить ваши идеи способами, которые вызовут у слушателей те чувства, которые вы хотите.

Концентрация на идее песни

Слова песни должны выражать одну идею. Эффективные тексты пишутся так, чтобы слушатель мог четко понять историю, рассказанную в песне, даже если он слушает песню, пока ведет машину, и специально не вслушивается в слова. Имейте в виду, что у слушателя нет листка с текстом песни, и он также не знает, что вы хотели сказать своей песней. У вас есть всего лишь 3-3,5 минуты, чтобы рассказать вашу историю. Это не оставляет места для дополнительных сюжетных линий и посторонней информации.

Единство эмоции

Пробудить эмоции в слушателе – это главная задача любого автора. Неважно, что вы чувствовали, когда писали песню, если это чувство не появилось у слушателя. Для того, чтобы четко передать нужное чувство, необходимо, чтобы вся песня выражала именно это одно чувство. С самых первых строк песни слушатель должен ясно понимать, что чувствует исполнитель. Слушатель может запутаться и не получить эмоциональной отдачи, если в первом куплете певец счастлив, в припеве – рассержен, а во втором куплете – безразличен.

Единство времени и интонации

Если для слов вашей песни вы выбрали естественную, повествовательную интонацию, нужно будет ее придерживаться во всей песне. Не стоит перебивать искреннее, прочувствованное настроение какой-нибудь случайной веселой строкой. Хороший текст песни выдержан в одном стиле и одной интонации. Другой распространенной ошибкой является нагромождение разных времен в одной песне. Если у вас в куплете первая строка – в прошедшем времени, следите за тем, чтобы остальные строки не были в настоящем или будущем.

Избегайте повторов

Повторение одних и тех же мыслей и выражение по-другому образов, которые уже были выражены – это довольно распространенная ошибка.

Убедитесь, что каждая строка в песне:

  • делает свой вклад
  • развивает историю песни
  • дает слушателю лучшее представление о том, что чувствует исполнитель

Проблема второго куплета

Задача второго куплета:

  • продолжить историю
  • добавить новую информацию
  • снова подвести слушателя к названию песни

Перед тем, как приступить ко второму куплету, представьте себя в ситуации, о которой рассказываете, и дайте ей развиваться. Гарантированный способ избежать повторений – это спросить себя «Что произошло потом?» и «Что еще произошло?».

Не забывайте о том, что идеальные слова песни сразу рождаются очень редко, и большинство успешных автором часто переписывают тексты своих песен по много раз. Не стоит считать, что вы родили шедевр с первого раза, оттачивайте свои тексты, переписывая их.

Слова песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что текст песни отвечает этим пунктам:

  • Соответствует одной из наиболее распространенных
  • Содержит интересную идею и имеет хорошее название
  • Тема слов универсальна и апеллирует к чувствам многих разных людей
  • Подает исполнителя в выгодном свете
  • Cлова в куплетах поводят к названию песни
  • Фокусируется на одной мысли
  • События происходят в одном времени
  • Пробуждает какое-то одно чувство
  • Первые строки заставляют слушателя слушать дальше и задают эмоциональную окраску для всей песни
  • На всем своем протяжении поддерживает одну тональность и стиль
  • Использует свежие образы
  • Звучит повествовательно
  • Избегает клише
  • Не содержит излишней или повторяющейся информации
  • Второй куплет вносит дополнительную информацию
  • Не звучит поучительно
  • Не говорит, какие чувства исполнитель испытывает, это должно становиться ясно при его исполнении песни
  • Бридж (если есть) позволяет взглянуть с новой точки зрения
  • Каждая строка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.

Об авторе. Александр Шульгин - композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки

Любому человеку под силу написать песню! Для этого потребуются лишь базовое умение играть на мелодическом музыкальном инструменте, например, на гитаре или фортепиано, и знание надлежащей методологии работы. А если вы умеете придумывать различные идейные задумки мелодий, сочинять песенную лирику и объединять все это воедино, то вполне можете считать себя автором песен. Возможно, что вскоре непостижимым для себя образом вы уже будете исполнять свою песню на сцене перед ревущей от восторга толпой поклонников!

Шаги

Часть 1

Сочинение мелодии

    Определитесь с жанром сочиняемой песни. Различные музыкальные жанры обладают определенными специфическими особенностями, которые при желании можно использовать в своей песне. Если вы стремитесь написать песню в русском народном стиле, возможно, вы захотите использовать в работе гармонь и строить мелодию и слова к ней под тему утраты и жизненных трудностей. Если вы хотите сочинять в стиле рока, можно, например, работать с электрогитарой и строить мощные аккорды и лирику на тему какого-нибудь восстания.

    Выберите темп и музыкальный размер, которые наилучшим образом подойдут для настроения и жанра сочиняемой мелодии. Более быстрые темпы и тактовые размеры лучше подходят для радостных или хаотичных песен, например, в стиле техно или панк-рока. Печальные или эмоциональные песни, например, в народном или в поп-стиле, обычно обладают более медленным темпом и тактовым размером. Если ваша песня не удовлетворяет предложенным вариантам, в качестве темпа можно выбрать для себя нечто среднее, что типично для классической рок-музыки.

    Придумайте базовую мелодию на гитаре или фортепиано. Даже если вы не намереваетесь использовать эти инструменты в конечном варианте песни, они позволят вам легко экспериментировать на этапе создания мелодии. Начните с работы с обычными нотами, такими как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Держите в уме предполагаемую тематику песни и расположите ноты в таком порядке, который мог бы передать необходимое настроение.

  1. Развейте мелодию, переложив ее в другие мажорные или минорные тональности. Используйте такую тональность исполнения мелодии, которая лучшим образом передаст настроение песни. Экспериментируйте с различными вариантами мелодии, пока не найдете то, что будет правильно звучать и интонировать. Мажорные тональности обычно считаются веселыми, радостными и энергичными. Минорные тональности чаще бывают меланхоличными и эмоциональными.

    • Например, тональность ре минор зачастую считается самой печальной.
    • До мажор - одна из самых радостных по звучанию тональностей.
    • В зависимости от выбранной для песни темы, можно также варьировать мажорные и минорные тональности, чтобы передать разнообразие чувств.