• Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем:

  • «аппаратное обеспечение»,

  • «программное обеспечение»,

  • «информационные ресурсы».



Аппаратное обеспечение

Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Операционная система

Операционная система - подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.

Система информационных ресурсов

Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.

человек - компьютер интерфейсом .

Персональный компьютер является частью системы «человек - компьютер ». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом .

Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.


  • Аппаратный интерфейс - взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.

  • Программный интерфейс - взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.

  • Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой компьютера.


Аппаратно-программный интерфейс - взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.

Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд).


Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Предмет :

Информатика

Класс

Тема урока :

Персональный компьютер как система

Цель урока:

1) расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;

2) дать представление о персональном компьютере как о системе;

3) освоить новые приемы создания графических объектов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Средства достижения цели:

Использование на уроке технологии развития критического мышления, использование активного конспекта для навигации действий обучающихся

Планируемые результаты :

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся:

    Представлять о персональном компьютере как системе, надсистемах и подсистемах ПК;

    называть основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики;

    Анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

    Понимать назначения основных устройств персонального компьютера;

    Понимать роль компьютера в жизни современного человека,

    Понимать значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

    Понимать необходимость использования системного подхода в жизни.

Проблема урока:

Обучающиеся испытывают затруднения в

Основная идея урока:

Основные понятия, изучаемые на уроке

Система, надсистема, интерфейс.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП – ВЫЗОВ Основные задачи этапа:

1. Актуализация имеющихся знаний, способов действия;

2. Пробуждение интереса к получению новой информации;

3. Постановка учеником собственных целей обучения

Деятельность учителя

1. Вступительное слово учителя

1. Так как эта тема завершает раздел «Объекты и системы», в начале урока на 5- 7 минут проводится тестовая работа.

2. Работа по формулированию проблемы урока.

Вопросы:

1. П еречисли основные устройства компьютера.

2. Какие дополнительные (периферийные) устройства можно подключать к компьютеру?

3. Какие данные можно обрабатывать с помощью компьютера и что для этого нужно?

4. В чем проявляется системный эффект при работе ПК?

Вывод:

Компьютер – это сложный объект, состоящий из множества устройств, для его работы требуются программы, значит его можно рассматривать------

Следовательно тема нашего урока:

Назовите цели урока:

Узнать

Научиться

Понять

Деятельность обучающихся

1. Ученики выполняют тест, проверяют, выставляют баллы

2. Формулировка проблемы урока:

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, процессор и память;

2. Принтер, видеокамера, проектор, сканер и другие устройства;

3. Можно обрабатывать числовые, графические, текстовые и мультимедийные данные с помощью программ;

4. Каждая деталь или программа в отдельности не имеют того свойства, которое имеет вся система «персональный компьютер», а именно - работать и обрабатывать информацию.

Как систему;

Тема урока « Персональный компьютер как система»

Учащиеся формулируют цели:

- как функционирует система «персональный компьютер»

- определять надсистемы и подсистемы ПК

- что такое интерфейс и какими бывают его виды.

2. ЭТАП Проблемное объяснение нового знания

задача этапа: Активная работа с разнообразными источниками информации: активным конспектом, с учебником, материалами Интернета, направленная на решение проблемы урока.

Деятельность учителя

    Как функционирует персональный компьютер в качестве системы, выясним что в ПК служит надсистемой, а что подсистемой.

    Пообщайся с учебником. Узнай, что такое интерфейс и какими бывают его виды. Выполни упражнение.

    Выполни задание на компьютере:

Деятельность обучающихся

    Видео

    Читают учебник на с. 40-41, выполняют № 71 , объясняют выполнение задание, проводят сверку своих ответов с верным шаблоном заполнения схемы, выставляют баллы .

    Пр. №5 Задание №6

3. ЭТАП Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Удалось ли вам достичь целей, которые вы поставили себе в начале урока?

Как бы вы оценили свою работу?

Вопросы для закрепления.

Какие устройства входят в состав системного блока?

Какие характеристики процессора вы знаете?

Что такое тактовая частота?

Что такое разрядность процессора?

В чем отличие оперативной и внешней памяти.

Почему жесткие диски называют «винчестерами»?

Оценка – средний балл за все задания на уроке

Деятельность обучающихся

4. ЭТАП Домашнее задание. Учебник: §6 РТ: № 69, 73

Персональные компьютеры .

Процесс взаимодействия человека с ЭВМ насчитывает уже более 40лет. До недавнего времени в этом процессе могли участвовать только специалисты -инженеры, математики - программисты, операторы. В последние годы произошли кардинальные изменения в области вычислительной техники. Благодаря разработке и внедрению микропроцессоров в структуру ЭВМ появились малогабаритные, удобные для пользователя персональные компьютеры. Ситуация изменилась, в роли пользователя может быть не только специалист по вычислительной технике, но и любой человек, будь то школьник или домохозяйка, врач или учитель, рабочий или инженер. Часто это явление называют феноменом персонального компьютера. В настоящее время мировой парк персональных компьютеров превышает 20 млн.

Почему возник этот феномен? Ответ на этот вопрос можно найти, если четко сформулировать, что такое персональный компьютер и каковы его основные признаки. Надо правильно воспринимать само определение " персональный", оно не означает принадлежность компьютера человеку на правах личной собственности. Определение "персональный" возникло потому, что человек получил возможность общаться с ЭВМ без посредничества профессионала-программиста, самостоятельно, персонально. При этом не обязательно знать специальный язык ЭВМ. Существующие в компьютере программные средства обеспечат благоприятную " дружественную" форму диалога пользователя и ЭВМ. Можно выделить пять формальных признаков, которые помогут нам определить, является ли данный компьютер персональным или нет.

1. Способ управления простой, наглядный, удобный, не требующий глубоких знаний в области вычислительной техники. Все технические средства (дисплей. клавиатура, манипулятор, печатающее устройство и т.д.), обеспечивающие взаимодействие человека и ЭВМ, сделаны так, чтобы на них безбоязненно мог работать даже ребенок. Общение человека и компьютера организованно в диалоговом режиме.

2. Разработано большое количество программных средств для различных областей применения. Это избавит пользователя от необходимости самому составлять программу на языке компьютера.

3. Малогабаритные устройства внешней памяти большой емкости допускают замену одного накопителя другим. К таким устройствам можно отнести: накопители на гибких магнитных дисках и винчестерских дисках, кассетные магнитофон.

4. Благодаря малым габариту и массе, сравнимым с телевизором, для установки не требуется специальных приспособлений, достаточно место на рабочем столе.

5. Конструкция персонального компьютера, его внешнее оформление привлекательны по цвету и форме, удовлетворяют эргономическим показателям. Впервые за время развития вычислительной техники этот признак включен в качестве основного при определении целого класса ЭВМ.

При более тщательном анализе всех признаков видно, что конечно, самыми главными являются первые два признака, определяющие характер общения человека и ЭВМ, хотя отсутствие одного из пяти перечисленных выше признаков позволяет классифицировать компьютер как не персональный.

Понимая теперь, что такое персональный компьютер, рассмотрим историю возникновения и развития этого феномена.

Перечисленные признаки персонального компьютера стало возможным обеспечить благодаря созданию микропроцессоров, которые позволили резко изменить внешний облик ЭВМ - уменьшить размеры и массу. Однако только одно это обстоятельство привело к появлению класса микро ЭВМ. Совершенствование программного обеспечения, изучение математиками и программистами задач предметной области и разработка на их основе нужных в этой области программных средств позволили превратить микроЭВМ в персональное средство человека по обработки информации.

Первая персональная ЭВМ была разработана в 1973 г. во Франции. Ее автор Труонг Тронг Ти. Первые экземпляры были восприняты как дорогостоящая экзотическая игрушка. Массовое производство и внедрение в практику персональных компьютеров связывают с именем Стива Джобса, руководителя и основателя фирмы "Эпл компьютер", 1977 г. наладившая выпуск персональных компьютеров "Apple".

Персональные компьютеры можно классифицировать в соответствии с теми возможностями, которые они предоставляют пользователю. как бытовые и профессиональные.

Бытовые персональные компьютеры используют в домашних условиях. Их основное назначение: обеспечение несложных расчетов, выполнение функции записной книжки, ведение личной картотеки, средство обучения различным дисциплинам, инструмент доступа по телефонным каналам к общественным информационным фондам и т.д. Широкое распространение получил он как средство развлечения - организатор и партнер в различных играх.

Профессиональные персональные ЭВМ используют в конкретной профессиональной сфере, все программные и технические средства ориентированы на конкретную профессию. Однако независимо от профессиональной направленности ЭВМ их основное назначение-выполнение рутинной работы: они осуществляют поиск информации в различных справочно-нормативной документации и архивах, составляют типовые формы документации, ведут дневник или лабораторный журнал, фиксируют результаты исследований, запоминают и выдают по запросу пользователя информацию по данной профессиональной деятельности и т.д.

В настоящее время одними из самых популярных компьютеров стали модель IBM PC и ее модернизированный вариант IBM PC XT, который по архитектуре, программному обеспечению, внешнему оформлению считается базовой моделью персонального компьютера. Рассмотрим основную структуру и характеристики персонального компьютера IBM PC XT. В состав базового комплекта входят; системный блок2, дисплей1 с цветным изображением, клавиатура6, печатающее устройство (принтер), накопитель на гибком магнитном диске и накопитель на винчестерском диске.

Основой персонального компьютера является системный блок. Он организует работу, обрабатывает информацию, производит расчеты, обеспечивает связь человека и ЭВМ. Пользователь не обязан досконально разбираться в том, как работает системный блок. Это удел специалистов. Но он должен знать, из каких функциональных блоков состоит компьютер. Мы не имеем четкого представления о принципе действия внутренних функциональных блоков окружающих нас предметов - холодильника, газовой плиты, стиральной машины, автомобиля, но должны знать, что заложено в основу работы этих устройств, каковы возможности составляющих их блоков.

СИСТЕМНЫЙ БЛОК персонального компьютера состоит из системной платы, имеющей размеры 212/300 мм и расположенной в самом низу, динамика, вентилятора, источника питания, двух дисководов. Один дисковод обеспечивает ввод-вывод информации с винчестерского диска, другой- с гибких магнитных дисков.

СИСТЕМНАЯ ПЛАТА является центральной частью ЭВМ и составлена из нескольких десятков интегральных схем разного назначения. Микропроцессор выполнен в виде одной большой интегральной схемы. Предусмотрено гнездо для дополнительного микропроцессора Intel 8087-выполнения операции с плавающей запятой. При необходимости повысить производительность компьютера можно поместить его в это гнездо. Имеется несколько модулей постоянной и оперативной памяти. В зависимости от модели предусмотрены от 5 до 8 разъемов, куда вставляются платы различных адаптеров.

Адаптер - это устройство, которое обеспечивает связь между центральной частью ЭВМ и конкретным внешним устройством, например между оперативной памятью и принтером или винчестерским диском. На плате также устанавливают несколько модулей, выполняющих вспомогательные функции при работе с компьютером. Имеются переключатели, которые необходимы для обеспечения работы компьютера при выбранном составе внешних устройств (конфигурация компьютера).

КЛАВИАТУРА

Клавиатура есть у каждого компьютера. С его помощью в компьютер вводят информацию или отдают компьютеру команды. Прабабушкой клавиатуры компьютера была пишущая машинка. От нее клавиатура получила в наследство клавиши с буквами и цифрами.

Но компьютер умеет делать больше дел, чем пишущая машинка, и потому у его клавиатуры намного больше клавиш. Разные клавиши служат для разных дел. Например, у обычной пишущей машинки нет клавиш для стирания того, что написано, а у клавиатуры - есть. Такая пишущая машинка не может вставить новое слово между двумя другими, а компьютер - может, и для этого тоже есть специальная клавиша.

Когда мы играем в компьютерные игры, то чаще всего используем клавиши со стрелками. Их еще называют "курсорными клавишами". С помощью этих клавиш можно управлять тем, как бегает по экрану герой игры. Очень часто в играх используются клавиши СTRI и ALT. Одной клавишей герой стреляет, а другой - прыгает. Это довольно большие клавиши, к тому же они находятся в самом низу клавиатуры, и потому ими пользоваться удобно.

Самая длинная клавиша - ПРОБЕЛ. Ее можно нажать даже с завязанными глазами. И потому ее тоже очень часто используют в играх.

МОНИТОР

При работе с компьютером больше всего информации мы получаем, глядя на экран монитора. Монитор чем-то похож на телевизор. Но телевизор нельзя смотреть вблизи, потому что он очень вредно действует на глаза. Монитор тоже действует на глаза, но не так сильно, как телевизор. Изображение у мониторов более четкое.

Мониторы бывают разные. Они различаются размерами экранов и качеством изображения. Размер экрана измеряют дюймами. Если вы не знаете, что такое дюйм. то возьмите спичку и сломайте ее пополам. Длина такой половинки и есть дюйм.

Измеряют экран наискосок - между противоположными углами. Обычные мониторы имеют 14 дюймов. Часто также встречаются мониторы с размером 15 дюймов. Бывают и еще больше, но дома ими редко пользуются.

Если у вас мониторы с размером 14 дюймов, то на него надо обязательно надеть защитный экран - он намного снизит вред от излучения монитора. БЕЗ ЗАЩИТНОГО ЭКРАНА РАБОТАТЬ С ОБЫЧНЫМ МОНИТОРОМ НЕЛЬЗЯ!

План – конспект урока в 6 классе по теме: «Персональный компьютер как система»

    Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

Здравствуйте дети! Садитесь. Готовим тетради, учебники, дневники

    Мотивация. Сегодня мы изучим интересную тему, на которой вы узнаете много нового и интересного.

    Проверка ДЗ. Начнём урок с проверки домашнего задания.

    1. Первое задание выделить подсистемы в объектах: автомобиль, школа. Показываем тетради с выполненным заданием. (смотрю как кто выполнил и говорю:) Колобзарова Карина выходи с тетрадью (проверяем по документ камере). Назови подсистемы в схеме. Что является надсистемой? Проверяем. Кто может дополнить?

      Какие виды систем вы знаете? (называют системы). Итак, все системы можно разделить на три большие группы: нематериальные, материальные, смешанные. В свою очередь материальные системы делятся на природные и технические. Определите, к какому виду систем относятся картинки на данном слайде. Кто хочет к доске? (вызываю трёх человек по очереди). Называй к какому виду относятся первые четыре системы. Хорошо. Следующий пойдёт….так же определяй ещё четыре системы. И последние системы определит….Проверим ваши результаты. Всё верно. (не верно, скажите куда следует переместить эту картинку? Обоснуйте свой ответ).

      Проверим последнее задание кроссворд. Ребята, как видите на слайде скрыты два понятия под цифрой 2 и 4. Мне хотелось бы узнать на них ответы. Второй задание прочитает…Ответ на этот вопрос будет? Отлично! Теперь вопрос 4 прочитает….Каков ответ на данный вопрос? Отлично молодец! Ребят поднимите руки кто правильно разгадал весь кроссворд? Все молодцы!

    Постановка цели и задач.

Мы рассмотрели различные системы, проанализировали их структуру, назвали составные части. Почти на каждом уроке информатики мы работаем с одной очень важной технической системой. Как она называется? Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим эту систему. Кто сможет назвать тему урока? (компьютер как система). Запишите в тетради число и тему урока. (Пройти посмотреть как пишут).

Задачи. Уберите лишние задачи и назовите задачи урока. (обвожу маркером).

Объяснение. Взглянем на знакомый вам объект компьютер с иной точки зрения. Оказывается компьютер можно рассмотреть в качестве надсистемы и подсистемы.

Пк как подсистема. Персональный компьютер включает в себя следующие подсистемы: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы. Зарисуйте себе в тетрадь эту схему прямо от темы урока. Рассмотрим составляющие этих подсистем. (Раздвигаю штору). Скажите, что входит в аппаратное обеспечение ПК? Назовите устройства ввода информации. Хранения информации. Что входит в восстав информационных ресурсов? Операционная система включает в себя…..(рассказываю что это). Таким образом ПК в данной системе выступает в виде какой системы? Надсистемы(выдвигаю).

Человек – компьютер . Какие системы вы видите на данной картинке? Чел-компьютер. Что в данной системе является надсистемой? Правильно в данной ситуации компьютер является подсистемой.

Физкульт минутка . (Выключаю бланком доску). Посмотрите вверх глазками поморгайте, вправо вверх…. Возьмите ручку, поставьте её перед собой и посмотрите на ручку и на доску, повторите семь раз.

Карточки задания . Отдохнули, теперь приступим к работе дальше. Делимся на группы по два человека, одна парта будет одна группа. Я раздаю карточки а которых вы стрелками должны указать надсистемы и подсистемы компьютера. Время на выполнение задания 1, 5 минуты. Тихонечко совещаемся, затем рассматриваем ответы. Время пошло.

Итак, время вышло, назовите подсистемы компьютера. Рома. Всё Рома назвал? Кто хочет дополнить? Назовите надсистемы компьютера. (Та же процедура)

Интерфейс. (Включаю доску). Внимание на доску. Средства обеспечивающие взаимосвязь между объектами системы «Человек - компьютер», называют интерфейсом. Различают:

    Аппаратный- средства взаимодействия между устройствами компьютера.

    Программный – средства взаимодействия программ между собой.

    Аппаратно программный – средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера.

    Пользовательский – средства взаимодействия человека и компьютера

Практическая работа. Откройте страницу 40 учебника и найдите подзаголовок интерфейс. Пользуясь этим пунктом, выполните практическую работу за компьютерами – заполните схему. Она находится на рабочем столе вашего компьютера. (Через 7 минут спрашиваю). Кто хорошо выполнил и работал на уроке ставлю оценки.

Садимся за парты. Что нового вы узнали на уроке? (называют дети).

Самое главное. Система человек – компьютер включает в себя подсистемы….А средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Домашнее задание. Запишите домашнее задание: п. 6. Стр. 41, ответить на вопросы. Кроссворд.

Рефлексия. Ребят сядьте за компьютеры и оцените свою работу на уроке. Результат оставьте на рабочем столе.

Конец. Всем спасибо, можете собираться.

AVL vs Red-Black. Красно-черное свойство. Оценка высот. Вставим d. Пример двойного правого поворота. Сбалансированное по высоте двоичное дерево. Анализ. Пример красно-черного дерева. АВЛ-деревья. Удалим f. Повороты. Наглядная демонстрация. Оценка высоты дерева. Новый узел. Красно-черное дерево. Левый дочерний узел. Балансировка при удалении. Высота некоторого поддерева. Контейнер. Вставим f. Вершины.

«Система дистанционного управления» - Механизм для ворот. Источники препятствий. Маркиза. Режим. Радиоуправление. Схема подсоединения. Освещение дачных участков. Приводной механизм для ворот. Передатчики. Радиус действия. Расстояние. Пульт дистанционного управления. Создание световых сцен. Приемники для открытой установки. Пример использования. Преграда передачи сигнала. Управление маркизами. Идея. Минимальное расстояние. Приемники. Системы дистанционного управления.

«Компьютерные термины» - Информамция. Девайс. Реестр Windows. Комплектующие для компьютера. Ссылка в Интернете. Операционная система. Псевдоним в сети. Аватарка. Записывающий дисковод для компакт-дисков. Флешка. Нажатие кнопки мыши. Баннер. Вирусная программа. Начать просмотр. Локальная сеть. Словарь компьютерных терминов. Материнская плата. Windows. Звук. Спам.

«Программный принцип работы компьютера» - Программная имитация. Реализация. Компилируемые языки. Компоненты компьютера. Ситуация. Трансляторы. Управление последовательностью действий. Состояния компьютера. Организация традиционного компьютера. Компиляция. Представление константы. Оператор присваивания. Время трансляции. Программно-аппаратный компьютер. Виртуальные компьютеры. Время реализации языка. Влияние машинной архитектуры. Связывание.

«Поиск информации в компьютере» - Маски имён файлов. Последовательный перебор. Примеры процессов обработки информации. Схема дорог. Ваши возможные действия. Практическая работа «Поиск информации». Автоматизированная обработка информации. Что относится к атрибутам поиска. Типы связи. Поиск информации и управление. Поиск информации. Команды управления. Выяснить автора и название пьесы. Что такое самоуправляемая система. Блочный поиск.

«Школьный компьютер» - Системный блок. Язык Ада. Диск. Компьютер без программы. Дисплей. Сканер. Стихотворение. Умный телевизор. Школьный компьютер. Аналитическая машина Ч. Беббиджа. Первый принтер. Клавиатура. Каким образом попадает информация в компьютер. Пророческие слова. Компьютер. Ада Августа Лавлейс. Первые электронно-вычислительные машины. Процессор.