В электронике сигналы делят на: аналоговые, дискретные и цифровые. Начнем с того, что все, что мы чувствуем, видим, слышим в большинстве своем является аналоговым сигналом, а то, что видит процессор компьютера - это цифровой сигнал. Звучит не совсем понятно, поэтому давайте разбираться с этими определениями и с тем как один вид сигналов преобразовывается в другой.

В электрическом представлении аналоговый сигнал, судя по его названию, является аналогом реальной величины. Например, вы чувствуете температуру окружающей среды постоянно, на протяжении всей жизни. Нет никаких перерывов. При этом вы чувствуете не только два уровня «горячо» и «холодно», а бесконечное число ощущений, которые описывают эту величину.

Для человека «холодно» может быть по разному, это и осенняя прохлада и зимний мороз, и легкие заморозки, но не всегда «холодно» это отрицательная температура, как и «тепло» - не всегда положительная температура.

Отсюда следует, что у аналогового сигнала две особенности:

1. Непрерывность во времени.

2. Число величин сигнала стремится к бесконечности, т.е. аналоговый сигнал нельзя точно поделить на части или проградуировать, разбив шкалу на конкретные участки. Способы измерения - основаны на единице измерений, и их точность зависит лишь от цены деления шкалы, чем она меньше, тем точнее измерение.

Дискретные сигналы - это сигналы, которые представляют собой последовательность отчетов или измерений какой-либо величины. Измерения таких сигналов не непрерывны, а периодичны.

Попытаюсь объяснить. Если вы установили термометр где-нибудь он измеряет аналоговую величину - это следует из вышеописанного. Но вы, фактически следя за его показаниями, получаете дискретную информацию. Дискретный - значит отдельный.

Например, вы проснулись и узнали, сколько градусов на термометре, в следующий раз вы на него посмотрели на градусник в полдень, и третий раз вечером. Вы не знаете, с какой скоростью изменялась температура, равномерно, или резким скачком, вы знаете только данные в тот момент времени, который наблюдали.

Это набор уровней, типа 1 и 0, высокий и низкий, есть или нет. Глубина отражения информации в цифровом виде ограничена разрядностью цифрового устройства (набора логики, микроконтроллера, процессора etc.) Получается что для хранения булевых данных он подходит идеально. Пример, можно привести следующий, для хранений данных типа «День» и «Ночь», достаточно 1 бита информации.

Бит - это минимальная величина представления информации в цифровом виде, в нём может храниться только два типа значений 1 (логическая единица, высокий уровень), или 0 (логический ноль, низкий уровень).

В электронике бит информации представляется в виде низкого уровня напряжения (близкое к 0) и высокого уровня напряжения (зависит от конкретного устройства, часто совпадает с напряжением питания данного цифрового узла, типовые значения - 1.7, 3.3. 5В, 15В).

Все промежуточные значения между принятыми низким и высоким уровнем являются переходной областью и могут не обладать конкретным значением, в зависимости от схемотехники, как устройства в целом, так и внутренней схемы микроконтроллера (или любого другого цифрового устройства) могут иметь разный переходный уровень, например для 5-тивольтовой логики за ноль могут приниматься значения напряжения от 0 до 0.8В, а за единицу от 2В до 5В, при этом промежуток между 0.8 и 2В - это неопределенная зона, фактически с ее помощью отделяется ноль от единицы.

Чем более точные и ёмкие значения нужно хранить, тем больше нужно бит, приведем таблицу-пример с отображением в цифровом виде четырёх значений времени суток:

Ночь - Утро - День - Вечер

Для этого нам нужно уже 2 бита:

В общем случае аналогово-цифровым преобразованием называется процесс перевода физической величины в цифровое значение. Цифровым значением является набор единиц и нолей воспринятых обрабатывающим устройством.

Такое преобразование нужно для взаимодействия цифровой техники с окружающей средой.

Так как аналоговый электрический сигнал повторяет своей формой входной сигнал, он не может быть записан в цифровом виде «так как есть» поскольку он имеет бесконечное число значений. Примером можно привести процесс записи звука. Он в первичном виде выглядит так:

Он представляет собой сумму волн с различными частотами. Которые, при разложении по частотам (подробнее об этом смотрите преобразования Фурье), так или иначе, можно приблизить к похожей картинке:

Теперь попробуйте это представить в виде набора типа «111100101010100», довольно сложно, не так ли?

Другим примером необходимости преобразования аналоговой величины в цифровую, является её измерение: электронные термометры, вольтметры, амперметры и прочие измерительные приборы взаимодействую с аналоговыми величинами.

Как происходит преобразование?

Сначала посмотрите на схему типового преобразования аналогового сигнала в цифровой и обратно. Позже мы к ней вернемся.

Фактически это сложный процесс, который состоит из двух основных этапов:

1. Дискретизация сигнала.

2. Квантование по уровню.

Дискретизация сигнала это определения промежутков времени, на которых измеряется сигнал. Чем короче эти промежутки - тем точнее измерение. Периодом дискретизации (Т) называется отрезок времени от начала считывания данных до его конца. Частота дискретизации (f) - это обратная величина:

После считывания сигнала происходит его обработка и сохранение в память.

Получается, что за время, которое считываются и обрабатываются показания сигнала, он может измениться, таким образом, происходит искажение измеряемой величины. Есть такая теорема Котельникова и из нее вытекает такое правило:

Частота дискретизации должны быть как минимум в 2 раза больше чем частота дискретизируемого сигнала.

Это скриншот из википедии, с выдержкой из теоремы.

Для определения численного значение необходимо квантование по уровню. Квант - это определенный промежуток измеряемых значений, усреднено приведенный к определенному числу.

Т.е. сигналы величиной от X1 до X2, условно приравнивается к определенному значению Xy. Это напоминает цену деления стрелочного измерительного прибора. Когда вы снимаете показания, зачастую вы их равняете по ближайшей отметке на шкале прибора.

Так и с квантованием по уровню, чем больше квантов, тем более точные измерения и тем больше знаков после запятой (сотых, тысячных и так далее значений) они могут содержать.

Точнее сказать число знаков после запятой скорее определяется разрядностью АЦП.

На картинке изображен процесс квантования сигнала с помощью одного бита информации, как я описывал выше, когда при превышении определенного предела принимается значение высокого уровня.

Справа показано квантование сигнала, и запись в виде двух бит данных. Как видите, этот фрагмент сигнала разбит уже на четыре значения. Получается, что в результате плавный аналоговый сигнал превратился в цифровой «ступенчатый» сигнал.

Количество уровней квантования определяется по формуле:

Где n — количество разрядов, N — уровень квантования.

Вот пример сигнала разбитого на большее число квантов:

Отсюда очень хорошо видно, что чем чаще снимаются значения сигнала (больше частота дискретизации), тем точнее он измеряется.

На этой картинке изображено преобразование аналогового сигнала в цифровой вид, а слева от оси ординат (вертикальной оси) запись в цифровом 8-битном виде.

Аналогово-цифровые преобразователи

АЦП или Аналогово-цифровой преобразователь может выполняться в виде отдельного устройства или быть встроенным в .

Ранее в микроконтроллеры, например семейства MCS-51, не содержали в своем составе АЦП, использовалась для этого внешняя микросхема и возникала необходимость писать подпрограмму обработки значений внешней ИМС.

Сейчас они есть в большинстве современных микроконтроллеров, например AVR AtMEGA328, который является основой большинства популярных , он встроен в сам МК. На языке Arduino чтение аналоговых данных осуществляется просто - командой AnalogRead(). Хотя в микропроцессоре, который установлен в той же не менее популярной Raspberry PI его нет, так что не все так однозначно.

Фактически существует большое число вариантов аналогово-цифровых преобразователей, у каждого из которых есть свои недостатки и преимущества. Описывать которые в пределах этой статьи не имеет особого смысла, так как это большой объём материала. Рассмотрим лишь общую структуру некоторых из них.

Самым старым запатентованным вариантом АЦП, является патент Paul M. Rainey, «Facsimile Telegraph System,» U.S. Patent 1,608,527, Filed July 20, 1921, Issued November 30, 1926. Это 5-ти битный АЦП прямого преобразования. Из названия патента приходят мысли о том, что использование этого прибора было связано с передачей данных через телеграф.

Если говорить о современных АЦП прямого преобразования имеют следующую схему:

Отсюда видно, что вход представляет собой цепочку , которые на выходе своем выдают сигнал при пересечении какого-то порогового сигнала. Это и есть разрядность и квантование. Кто хоть немного силен в схемотехнике, увидел этот очевидный факт.

Кто не силен, то входная цепь работает таким образом:

Аналоговый сигнал поступает на вход «+», на все сразу. На выходы с обозначением «-» поступает опорное напряжение, которое раскладывается с помощью цепочки резисторов (резистивного делителя) на ряд опорных напряжений. К примеру, ряд для этой цепи выглядит наподобие такого соотношения:

Urefi=(1/16, 3/16, 5/16, 7/16, 9/16, 11/16, 13/16)*Uref

В скобках через запятую указано, какую часть от общего опорного напряжения Uref подают на вход каждого входного напряжения.

Т.е. каждый из элементов имеет два входа, когда напряжение на входе со знаком «+» превышает напряжение на входе со знаком «-», то на его выходе появляется логическая единица. Когда на положительном (неинвертирующем) входе напряжение меньше, чем на отрицательно (инвертирующем), то на выходе - ноль.

Напряжение делиться таким образом, чтобы входное напряжение разбить на нужное количество разрядов. При достижении напряжения на входе на выходе соответствующего элемента появляется сигнал, схема обработки выводит «правильный» сигнал в цифровом виде.

Такой компаратор хорош скоростью обработки данных, все элементы входной цепи срабатывают параллельно, основная задержка этого вида АЦП формируется из задержки 1 компаратора (все же одновременно параллельно срабатывают) и задержки шифратор.

Однако есть огромный недостаток параллельных цепей - это необходимость большого числа компараторов, для получения АЦП высокой разрядности. Чтобы получить, например 8 разрядов, нужно 2^8 компараторов, а это целых 256 штук. Для десятиразрядного (в ардуино 10-разрядный АЦП, кстати, но другого типа) нужно 1024 компаратора. Судите сами о целесообразности такого варианта обработки, и где он может понадобиться.

Есть и другие виды АЦП:

    последовательного приближения;

    дельта-сигма АЦП.

Заключение

Преобразование аналогового сигнала в цифровой нужно для считывания параметров с аналоговых датчиков. Есть отдельный вид цифровых датчиков, они представляют собой либо интегральные микросхемы, например DS18b20 - на его выходе уже цифровой сигнал и его можно обрабатывать любыми микроконтроллерами или микропроцессорами без необходимости применения АЦП, или аналоговый датчик на плате на которой уже размещен свой преобразователь. У каждого типа датчиков есть свои плюсы и минусы, такие как помехоустойчивость и погрешность измерений.

Знание принципов преобразование обязательно для всех кто работает с микроконтроллерами, ведь не в каждой даже современной системе встроены такие преобразователи, приходится использовать внешние микросхемы. Для примера можно привести такую плату, разработанную специально под GPIO-разъём Raspberry PI, с прецизионным АЦП на ADS1256.

Данный тип оборудования довольно трудно отнести к какому-то конкретному разряду аппаратуры. Кстати, именно поэтому рассматриваемые здесь конвертеры очень непросто отыскать в известных онлайн-маркетах: непонятно, в какой категории товара вести поиск - среди устройств захвата, среди тюнеров или среди конвертеров? В то же время, эти устройства ближе всех подходят под категорию конвертеров, поскольку единственная их задача - это именно преобразование одного типа сигнала в другой. А уж каким образом можно будет использовать устройства - дело сугубо личное, и зависит от задач и умений пользователя.

Конструкция и технические характеристики

Рассматриваемые конвертеры поставляются в одинаковых блистер-упаковках, и с первого взгляда ничем не отличаются друг от друга. Лишь неприметная надпись-обозначение модели поможет разобраться, какой именно перед вами конвертер.

Другое дело - обратная сторона упаковки. Тут и читать ничего не требуется, достаточно взглянуть на разъемы, виднеющиеся под прозрачной упаковкой.

Первое устройство, с обозначением модели ET110, предназначено для конвертации стандартного компьютерного RGB-сигнала, поступающего через интерфейс VGA (15-контактный разъем, называемый иначе D-sub) в стандартный на сегодня цифровой сигнал с направлением по HDMI-разъему. Видеовыходы D-sub имеются в видеокартах персональных компьютеров, ноутбуков, иных устройств генерации видеосигнала.

Второй конвертер, ET111, занят преобразованием древнего композитного сигнала в цифровой, который также выводится через порт HDMI. Такими «тюльпанами» снабжался абсолютно каждый видеомагнитофон, игровая приставка или видеокамера прежних поколений.

Наконец, третий конвертер, с индексом ET113 (интересно, а почему не 112?), как видно по его разъемам, оцифровывает компонентный YPbPr-сигнал, идущий по обычным коаксиальным кабелям с «тюльпанными» разъемами. Такие видеовыходы имеются у игровых приставок, некоторых видеомагнитофонов и медиаплееров, даже современных.

ET110 ET111 ET113

Корпуса устройств изготовлены из пластика и состоят из двух половинок, накрепко сцепленных защелками. Для того, чтобы узнать расположение этих защелок, нам пришлось изрядно покорежить корпус одного из конвертеров. И все-таки разобрать аппараты удалось. Конструкция их оказалась чрезвычайно похожей, что и неудивительно, если учесть тот факт, что основной электронный компонент, оцифровывающий видео - это одна и та же микросхема производства .

ET110 ET111 ET113

  • микропрограмма конвертера упрятана в микросхему Winbond 25X40 (флэш-память с последовательным интерфейсом)
  • специализированная микросхема SiI8784 производства , являющаяся конвертером аналогового видео в HDMI/MHL с поддержкой технологии улучшения видео VRS ClearView video enhancement

  • AD12250A производства ESMT - конвертер аналогового стереозвука с поддержкой 24 бит 96 кГц

Наши устройства не являются банальными переходниками с перепаянными сквозными выходами, это вполне самостоятельные устройства, электроника которых работает по активной схеме, то есть требует питания. Для этого у каждого из рассматриваемых конвертеров имеется еще один «хвостик» - стандартный USB, который следует подключить к USB-порту телевизора или иного устройства. В крайней случае подойдет и обычная пятивольтовая батарея, так называемый powerbank, которых нынче расплодилось в избытке.

Основные технические характеристики конвертеров приведены в следующей таблице:

Интерфейс ET110 ET111 ET113
Вход
Питание USB 2.0
Видеовход D-sub 15 pin VGA кабель композитный («тюльпан») компонентный («тюльпаны»)
Аудиовход аналоговый джек 3,5 мм аналоговый стерео (L/R, «тюльпаны»)
Входное разрешение
  • 640×480p@60 Гц, @67 Гц, @72 Гц, @75 Гц, @85 Гц
  • 720×400p@70 Гц, @85 Гц
  • 800×600p@56 Гц, @60 Гц, @72 Гц, @75 Гц, @85 Гц
  • 832×624p@75 Гц
  • 1024×768p@60 Гц, @70 Гц, @75 Гц, @85 Гц
  • 1152×864p@60 Гц, @75 Гц
  • 1280×720p@60 Гц
  • 1280×768p@60 Гц, @75 Гц, @85 Гц
  • 1280×800p@60 Гц, @75 Гц
  • 1280×960p@60 Гц
  • 1280×1024p@60 Гц, @75 Гц
  • 1360×768p@60 Гц
  • 1366×768p@60 Гц (16:9)
  • 1400×1050@60 Гц
  • 1440×900p@60 Гц
  • 1600×900p@60 Гц (RB)
  • 1600×1200p@60 Гц
  • 1680×1050p@60 Гц
  • 1920×1080p@60 Гц
  • 480i/p
  • 576i/p
  • 1080i/p
Выход
Максимальное разрешение HDMI тип A, до 1080p60 или UXGA (1200×1600)
Прочие характеристики
Температура эксплуатации от 0 до +40 °C
Наличие индикаторов индикатор питания
Размеры 102×33×16 мм
Масса (с разъемами) 91 г 65 г 76 г

Эти и прочие сведения можно увидеть на .

Подключение и эксплуатация

Из внешнего и тем более технического описания устройств становится совершенно понятно, каким образом следует подключать конвертеры. Тем не менее приведем здесь схемы типовых применений аппаратов.

ET110 ET111 ET113

Как можно видеть, в каждой из схем конечным пунктом является цифровой телевизор или проектор. Но возникает вопрос: любой современный проектор или телевизор - за редчайшими исключениями - обязательно оснащен всеми видеовходами, как цифровым, так и различными аналоговыми, включая даже «компьютерный» D-sub. Из устройств отображения информации, лишенных аналоговых входов, автор может вспомнить разве что какие-то узкоспециализированные мониторы, навроде тех, которые устанавливаются на «башмак» видеокамер или фотоаппаратов. Что же мешает обычному пользователю подключить старый видеомагнитофон или ноутбук к современному телевизору напрямую, через имеющиеся в комплекте телевизора кабели, переходники? По какой причине он выберет подключение через отдельное обособленное устройство, которому, к тому же, еще и питание подавай?

За обычного пользователя ничего сказать не имеем, а вот с пользователем «необычным» все обстоит не так просто. Специфика раздела «Цифровое видео», в котором опубликована данная статья, требует вспомнить об устройствах захвата. Здесь-то и начинаются настоящие сложности: устройства захвата видео подразделяются не только на аппаратные или программные, стационарные или портативные. Одной из главных отличительных особенностей любого устройства захвата является тип сигнала, который это устройство в состоянии принять и преобразовать. Отыскать универсальное устройство, имеющее все необходимые входы и поддерживающее все возможные видеостандарты, чрезвычайно трудно. Особенно сейчас, когда устройства захвата оснащаются одним-единственным входом. И это, конечно же, HDMI. Таким образом, имея одно устройство захвата HDMI-сигнала и несколько разностандартных конвертеров, приводящих любое видео в цифровой стандарт, пользователь будет иметь возможность оцифровки абсолютно любого источника - VHS-магнитофона или камеры, игровой приставки прежних поколений, плеера Blu-ray или медиаплеера, ноутбука, старого персонального компьютера и так далее, вплоть до аппарата ультразвуковой диагностики.

Но достаточно теории, хотелось бы рассмотреть те немногие аспекты, которые вообще возможно здесь изучить. И первый из них, самый важный, касается задержки при обработке и передаче сигнала. Ведь рассматриваемые конвертеры могут быть использованы в качестве переходников между игровой приставкой и каким-то устройством отображения видеосигнала (телевизором, проектором). А какой фактор важен в игре, например в шутере или гонках и прочих симуляторах? Конечно, реакция игрока.

Играть мы не станем, играет пусть довольный потребитель, мы же вычислим задержку, которая, возможно, имеется при передаче сигнала. Рассматриваемые конвертеры работают по активной схеме, здесь любой входящий сигнал проходит полную обработку, конвертируясь в другой стандарт на лету. А на это, даже теоретически, требуется время.

Для начала соберем этакий спонтанный стенд для проведения теста. Подключим к телевизору ноутбук, используя его VGA(D-sub)-видеовыход, а в качестве конвертера сигнала задействуем устройство ET110. Именно по такой схеме, которая приведена выше в первом же примере. В результате ноутбук получил второй экран, куда выводится та же информация, что отображается на основном дисплее. Теперь запустим на ноутбуке воспроизведение специального видеоролика, имеющего частоту 60 кадров в секунду. Здесь, в ролике, находится вращающаяся стрелка, делающая один оборот в секунду, а также двигающийся по верхней шкале прямоугольник, который пробегает свой путь также за одну секунду. Остается провести видеосъемку получившегося тестового стенда, причем видеосъемка будет вестись с той же частотой 60 кадров в секунду. Вот и результат:

В данном ролике отчетливо видно, что задержка сигнала составляет 7 секторов из 60, то есть около 1/10 доли секунды. Много это или мало, не знаем - игровыми приставками никогда не увлекались. Однако в гонках, которые были запущены на большом экране с этого же ноутбука через данный конвертер, такая задержка никак не ощущалась. Возможно, мастера онлайн-шутеров и сумеют заметить какой-то раздражающий их лаг, но, честно говоря, не очень в это верится.

Следующий вопрос, он же заключительный в изучении таких простых (но в то же время сложных) устройств - это сохранение детализации при перекодировании сигнала. Устройство ET111, которое оцифровывает композитное видео, в этом плане изучать бесполезно. Ни о какой там детализации не может быть даже речи - этот древний стандарт слишком нещадно поступает с видеосигналом, в котором и пиксель неквадратный, и соотношение сторон кадра «неправильное», оверскан-области, не видимые на «трубочных» телевизорах, да еще и интерлейс приснопамятный, который вдвое снижает детализацию по вертикали. Пользуясь представившейся возможностью, мы произвели захват нескольких старинных VHS-кассет, подключив к композитному видеовыходу магнитофона конвертер ET111, и пустив сигнал в устройство захвата с единственным HDMI-входом. Качество (точнее, то, что может предоставить VHS) оказалось вполне на высоте, ничуть не хуже, чем во время прямого просмотра с магнитофона на телевизоре.

А вот остальные два устройства вполне даже интересно поизучать с точки зрения детализации - действительно ли данные конвертеры не шулерствуют с сигналом, не ужимают его, к примеру, в два раза, обрабатывая, и впоследствии растягивая до Full HD?

Проверить это предположение проще всего с помощью воспроизведения специального тестового видеофайла с последующим захватом видеопотока. В случае с ET110 воспроизводить файл будет ноутбук, а сигнал выведен черед его VGA-выход, пропущен через конвертер, и подан в устройство захвата. Во втором случае источником будет служить медиаплеер, оснащенный компонентными видеовыходами. Тестовый видеофайл содержит множество линий толщиной в один пиксель, которые расположены на таком же расстоянии друг от друга. Результаты захвата можно увидеть ниже.

Разная яркость кадров объясняется разным диапазоном видеовыходов (ноутбук имеет «компьютерный» диапазон яркости), а разную четкость объяснить также нетрудно: мы помним, что входящий в конвертер видеосигнал проходит полную обработку - вот они, результаты данной обработки, на стоп-кадрах.

Выводы

В каких же целях предполагается использовать эти недорогие устройства, являющиеся полноценными конвертерами аналогового сигнала различных форматов в один цифровой, поддерживаемый всеми без исключения современными устройствами отображения? Как уже говорилось, они могут потребоваться в случае отсутствия у телевизора нужного входа. Или даже в таких банальных ситуациях, как отсутствие необходимых переходников (один из телевизоров автора был получен в ограниченной комплектации, в результате чего все его аналоговые входы оказались недоступны по причине отсутствия специальных фирменных переходников).

Но все же вариант с захватом видеосигнала, имеющего самые разные стандарты, видится более убедительным. И даже предпочтительным, если учесть немалую стоимость разномастных устройств захвата. Конечно, идеальным выходом, который устроит всех, оказался бы конвертер сигнала, подобный одному из рассматриваемых, только имеющий сразу три типа входных разъемов - и VGA, и композитный, и компонентный. Но такое решение, видимо, совсем не входит в планы маркетологов.

Аналого-цифровые преобразователи (АЦП) - это устройства, предназначенные для преобразования аналоговых сигналов в цифровые. Для такого преобразования необходимо осуществить квантование аналогового сигнала, т. е. мгновенные значения аналогового сигнала ограничить определенными уровнями, называемыми уровнями квантования.

Характеристика идеального квантования имеет вид, приведенный на рис. 3.92.

Квантование представляет собой округление аналоговой величины до ближайшего уровня квантования, т. е. максимальная погрешность квантования равна ±0,5h (h - шаг квантования).

К основным характеристикам АЦП относят число разрядов, время преобразования, нелинейность и др. Число разрядов - количество разрядов кода, связанного с аналоговой величиной, которое может вырабатывать АЦП. Часто говорят о разрешающей способности АЦП, которую определяют величиной, обратной максимальному числу кодовых комбинаций на выходе АЦП. Так, 10-разрядный АЦП имеет разрешающую способность (2 10 = 1024) −1 , т. е. при шкале АЦП, соответствующей 10В, абсолютное значение шага квантования не превышает 10мВ. Время преобразования t пp - интервал времени от момента заданного изменения сигнала на входе АЦП до появления на его выходе соответствующего устойчивого кода.

Характерными методами преобразования являются следующие: параллельного преобразования аналоговой величины и последовательного преобразования.

АЦП с параллельным преобразованием входного аналогового сигнала

По параллельному методу входное напряжение одновременно сравниваются с n опорными напряжениями и определяют, между какими двумя опорными напряжениями оно лежит. При этом результат получают быстро, но схема оказывается достаточно сложной.

Принцип действия АЦП (рис. 3.93)


При U вх = 0, поскольку для всех ОУ разность напряжений (U + − U −) < 0 (U + , U − - напряжения относительно общей точки соответственно неинвертирующего и инвертирующего входа), напряжения на выходе всех ОУ равны −Е пит а на выходах кодирующего преобразователя (КП) Z 0 , Z 1 , Z 2 устанавливаются нули. Если U вх > 0,5U, но меньше 3/2U, лишь для нижнего ОУ (U + − U −) > 0 и лишь на его выходе появляется напряжение +Е пит, что приводит к появлению на выходах КП следующих сигналов: Z 0 = 1, Z 2 = Z l = 0. Если U вх > 3/2U, но меньше 5/2U, то на выходе двух нижних ОУ появляется напряжение +Е пит, что приводит к появлению на выходах КП кода 010 и т. д.

Посмотрите интересное видео о работе АЦП:

АЦП с последовательным преобразованием входного сигнала

Это АЦП последовательного счета, который называют АЦП со следящей связью (рис. 3.94).
В АЦП рассматриваемого типа используется ЦАП и реверсивный счетчик, сигнал с которого обеспечивает изменение напряжения на выходе ЦАП. Настройка схемы такова, что обеспечивается примерное равенство напряжений на входе U вх и на выходе ЦАП −U. Если входное напряжение U вх больше напряжения U на выходе ЦАП, то счетчик переводится в режим прямого счета и код на его выходе увеличивается, обеспечивая увеличение напряжения на выходе ЦАП. В момент равенства U вх и U счет прекращается и с выхода реверсивного счетчика снимается код, соответствующий входному напряжению.

Метод последовательного преобразования реализуется и в АЦП время - импульсного преобразования (АЦП с генератором линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН)).

Принцип действия рассматриваемого АЦП рис. 3.95) основан на подсчете числа импульсов в отрезке времени, в течение которого линейно изменяющееся напряжение (ЛИН), увеличиваясь от нулевого значения, достигает уровня входного напряжения U вх. Использованы следующие обозначения: СС - схема сравнения, ГИ - генератор импульсов, Кл - электронный ключ, Сч - счетчик импульсов.

Отмеченный во временной диаграмме момент времени t 1 соответствует началу измерения входного напряжения, а момент времени t 2 соответствует равенству входного напряжения и напряжения ГЛИН. Погрешность измерения определяется шагом квантования времени. Ключ Кл подключает к счетчику генератор импульсов от момента начала измерения до момента равенства U вх и U глин. Через U Сч обозначено напряжение на входе счетчика.

Код на выходе счетчика пропорционален входному напряжению. Одним из недостатков этой схемы является невысокое быстродействие.


АЦП с двойным интегрированием

Такой АЦП реализует метод последовательного преобразования входного сигнала (рис. 3.96). Использованы следующие обозначения: СУ - система управления, ГИ - генератор импульсов, Сч - счетчик импульсов. Принцип действия АЦП состоит в определении отношения двух отрезков времени, в течение одного из которых выполняется интегрирование входного напряжения U вх интегратором на основе ОУ (напряжение U и на выходе интегратора изменяется от нуля до максимальной по модулю величины), а в течение следующего - интегрирование опорного напряжения U оп (U и меняется от максимальной по модулю величины до нуля) (рис. 3.97).

Пусть время t 1 интегрирования входного сигнала постоянно, тогда чем больше второй отрезок времени t 2 (отрезок времени, в течение которого интегрируется опорное напряжение), тем больше входное напряжение. Ключ К З предназначен для установки интегратора в исходное нулевое состояние. В первый из указанных отрезков времени ключ К 1 замкнут, ключ К 2 разомкнут, а во второй, отрезок времени их состояние является обратным по отношению к указанному. Одновременно с замыканием ключа К 2 импульсы с генератора импульсов ГИ начинают поступать через схему управления СУ на счетчик Сч.

Поступление этих импульсов заканчивается тогда, когда напряжение на выходе интегратора оказывается равным нулю.

Напряжение на выходе интегратора по истечении отрезка времени t 1 определяется выражением

U и (t 1) = − (1/RC) · t1 ∫ 0 U вх dt= − (U вх · t 1) / (R·C)

Используя аналогичное выражение для отрезка времени t 2 , получим

t 2 = − (R·C/U оп) ·U и (t 1)

Подставив сюда выражение для U и (t 1), получим t 2 =(U вх / U оп)·t 1 откуда U вх = U oa · t 2 /t 1

Код на выходе счетчика определяет величину входного напряжения.

Одним из основных преимуществ АЦП рассматриваемого типа является высокая помехозащищенность. Случайные выбросы входного напряжения, имеющие место в течение короткого времени, практически не оказывают влияния на погрешность преобразования. Недостаток АЦП - малое быстродействие.

Наиболее распространенными являются АЦП серий микросхем 572, 1107, 1138 и др. (табл. 3.3)
Из таблицы видно, что наилучшим быстродействием обладает АЦП параллельного преобразования, а наихудшим - АЦП последовательного преобразования.

Предлагаем посмотреть ещё одно достойное видео о работе и устройстве АЦП:

Сегодня мы поговорим о том, как самому быстро и качественно оцифровать старые видеокассеты с помощью компьютера, видеокамеры или другой аппаратуры своими руками в домашних условиях. Также рассмотрим простые приемы самостоятельной оцифровки аудио и видеозаписей или как перевести аналоговый сигнал в цифровой

За истекший период владельцы видеосистем накопили огромное количество архивов. Конечно, если речь идет о фильмах или телепередачах, то их можно найти на актуальных носителях информации, но отыскать можно не все. По этой причине многие люди продолжают хранить старенький видеоплеер, который используется для просмотра «ленточных раритетов».


Магнитная пленка, к сожалению, недолговечна: она стареет, магнитный слой со временем разрушается, запись сначала утрачивает качество, а затем и вовсе не подходит для просмотра. Если не придать этому должного значения, однажды окажется, что неповторимая свадебная церемония, отснятая на кассету и бережно хранимая в отведенном месте для того, чтобы ее с трепетом можно было просмотреть в очередную годовщину собственной свадьбы, безнадежно испорчена

Поскольку видеомагнитофоны постепенно выходят из употребления, уступая место DVD и Blu-ray плеерам, хочется иметь возможность смотреть домашнее видео с помощью плеера.

Кроме того, существует мнение, что пленочные кассеты не могут долго сохранять видео без потерь, со временем качество записи неизбежно начинает ухудшаться. Любая перезапись также ведет к ухудшению качества аналогового видео. Но фильм, переведенный в цифровой формат, может переписываться многократно без потери качества.



Если домашнее аналоговое видео оцифровать, его можно редактировать, вырезать неудачные моменты, накладывать музыку, титры и т.д., а полученный после обработки фильм конвертировать в любой удобный формат и хранить на любом цифровом носителе информации (жестком диске, CD, DVD, Blu-ray диске, флешке).

Подробная видеоинструкция:

Видео YouTube


Что нужно для оцифровки VHS кассет:

Видеомагнитофон.

Устройство для преобразования аналоговой информации в цифровую.

Компьютер или ноутбук.

Программа для захвата.

Ну, с видеомагнитофоном и компьютером все понятно. Функции захвата есть у всех программ для редактирования видео, начиная с MovieMaker, поэтому с программой для захвата проблем не возникает.

Рассмотрим варианты возможных устройств для преобразования аналогового сигнала в цифровой.

Во-первых, это плата или карта видео захвата - АЦП (аналого – цифровой преобразователь). С одной стороны карта подключается к видеомагнитофону через композитный и S-Video вход, а с другой к компьютеру через USB.
Во-вторых, TV-тюнер, который кроме показа телевизионных передач на компьютере может оцифровывать видео.


В-третьих, некоторые видеокамеры (чаще miniDV) имеющие кроме DV-выхода еще и DV-вход, могут оцифровывать аналоговое видео. В этом случае камеру подсоединяют между видеомагнитофоном и компьютером, и она напрямую проводит оцифровку (без записи на свою кассету).

В-четвертых, существуют специальные VHS-конвертеры, которые заменяют сразу видеомагнитофон и плату захвата:

Основные требования - компьютер, видеокамера или видеомагнитофон, который может проигрывать старые видеокассеты.Пишущий DVD-привод, что бы записать готовый видеофильм на DVD.
Оцифровать видеокассету на самом деле очень просто и если вы владеете хоть небольшими познаниями (на уровне как подключить аппаратуру), то вы легко можете сделать это самостоятельно.
Однако оцифровка потребует от вас специального оборудования, которое вам необходимо будет купить.


Для начала нужно найти видеомагнитофон. Вполне подойдет и видеоплеер. Прежде чем вставить кассету и нажать "PLAY", почистите лентопротяжный механизм. Не используйте чистящие кассеты, они не помогут, так как видеомагнитофон скорее всего давно не использовался. Что бы ХОРОШО почистить внутренности видеомгнитофона, открутите винты, которые держат крышку и снимите её (крышку). Для чистки видеоголовки лучше использовать специальные средства. Спирт советуют не использовать, но если ничего другого под рукой нет, то подойдет и он. Смочите ушную палочку средством для чистки видеоголовок и с легким нажимом протрите видеоголовку несколько раз. Затем не дожидаясь испарения средства протрите видеоголовку специальной замшей для чистки очков. Не забудьте протереть и прижимной ролик.


Для подключения видеомагнитофона к карте видеозахвата или внешнему USB устройству видеозахвата вам потребуется вот такой провод, называется он "RCA video" или в простонародье "тюльпан". Соблюдайте при подключении кабеля соответствие сигнала. Тоесть желтый штекер подключаем к желтому видеовыходу, другой его конец подключаем к желтому видеовходу на карте (USB устройстве). Точно так же поступите с белым и красным штекером. Если перепутаете, ничего не сгорит, просто работать не будет.


Кабель подключаем к видеовыходам на задней панели магнитофона (иногда на магнитофоне есть видео и аудиовыход на передней панели). Обычно они обозначаются "video out" и "audio out". Желтый "тюльпан" подключаем к "video out", красный к правому каналу аудиосигнала (на магнитофоне обозначен "R") и белый к левому каналу аудиосигнала (на магнитофоне обозначен "L"). И не потому, что так надо, так принято. Не пугайтесь, если у вашего магнитофона на задней панели отсутствует один из аудио каналов. Просто ваш магнитофон "моно". Значит вам нужно подключить только левый (белый) аудиоканал. Правый оставьте "висеть в воздухе". На фото как раз изображен "моно" видеомагнитофон.


Посмотрите на системный блок с обратной стороны. Место, куда приходит кабель от монитора и есть ваша видеокарта. Если вы видите на ней, три разноцветные (красный, белый и желтый) разъема, значит у вас видеокарта с RCA. Это обычный кабель для подключения напрямую видеомагнитофона или видеокамеры к аппаратуре и он наверняка у вас есть. На некоторых видеокартах отсутствует желтый RCA разъем (видео) и вместо него установлен S-Video разъем. Для подключения к такой видеокарте потребуется S-Video переходник с RCA на S-Video или готовый кабель S-Video и аудио RCA.

Есть видеокарты, где присутствует только S-Video. К такой видеокарте подключаем видеосигнал через S-Video, а звук с магнитофона или камеры подключаем через звуковую карту компьютера. Некоторые видеокарты имеют только видеовыход S-Video (не путать с видеовходом). Тоесть такая видеокарта может только передать сигнал,например на телевизор. Нужно изучить инструкцию к видеокарте. Вышеописаный способ довольно сложен, если вы не имеете достаточного опыта, то лучше за него не браться. Ничего, кроме головной боли вы не получите. Поэтому самый оптимальный вариант, это оцифровать видеокассету через карту видеозахвата или USB-устройство видеозахвата. Последний способ для новичков будет наиболее предпочтителен.


Один из простых способов, это приобрести карту видеозахвата и подключить видеокамеру или видеомагнитофон к компьютеру через нее. Сложность этого способа заключается в том, что необходимо вскрывать системный блок и вставлять карту видеозахвата в свободный слот компьютера на материнской плате. А затем установить драйвера к карте видеозахвата. Если у вас нет познаний в этой области - отвезите системный блок в сервис центр и вам все сделают за дополнительную плату. Цены на карты видеозахвата колеблются в пределах нескольких тысяч рублей (на профессиональные видеокарты цены гораздо выше и они требуют определенных навыков работы в соответствующих программах). Этот способ все таки имеет ограничения (нужно устанавливать карту, дополнительно скачивать программы захвата и т.д.).


Самый простой способ оцифровать видеокассеты - купить USB-устройство для видеозахвата. На рынке их представлено достаточное количество.
Покупаете такое устройство, вставляете в свободный USB разъем на компьютере и следуя инструкциям переводите видеоархив в цифровой вид. Цены на устройства USB видеозахвата начинаются от тысячи рублей. Найти такое устройство можно в интернете набрав в поисковой строке "яндекс" или "google" фразу "usb видеозахват". Всё настолько просто, что нет смысла описывать процесс в этой статье. Купил, подсоединил, установил драйвера с диска, подключил видеомагнитофон и записал.


Обратите внимание на продукцию компаний Pinnacle, MAGIX. С большой долей вероятности в коробке с таким устройством будет присутствовать диск с программным обеспеченнием для захвата видео, простейшего монтажа и записи оцифрованного видео на DVD. Поэтому вам не нужно будет искать в интернете программы для захвата, сжатия, монтажа и записи видео на DVD.

Ну и одно из предпочтительных и относительно дорогих решений для оцифровки видеокассет дома. Продукция японской фирмы Grass Valley (бывшая Canopus). ADVC 55 и ADVC 110. Оба устройства подключаются к компьютеру через порт FireWare (IEEE 1394). Разъем порта может быть четырех и шести контактным. Четырех контактные разхемы обычно ставят на ноутбуки, а шести контактные на обычные компьютеры, Располагаться они могут как на лицевой части системного блока, так и с тыльной его стороны, там же где и все остальные разъемы (USB, звук и т.д. в зависимости от материнской платы). К ADVC 55 подключается шести контактный разъем кабеля, к ADVC 110 можно подключить любой. На картинках отчетливо видны разъемы подключения.


ADVC 55 может только оцифровать аналоговый сигнал с видеомагнитофона на ваш компьютер.
ADVC 110 двунаправленный конвертер, то есть он может как оцифровать видеосигнал на компьютер, так и преобразовать цифровой сигнал в аналоговый и передать его для записи на ваш магнитофон. При использовании ADVC 110 не происходит рассинхронизация видео и аудио.
Оба устройства работают без драйверов. При подключении по шести контактному кабелю FireWare можно не использовать блок питания. Для оцифровки старых кассет все таки предпочтительней использовать ADVC 110.

Программное обеспечение необходимое для оцифровки видеокассет
В сочетании с дополнительным оборудованием, вам также потребуется специальное программное обеспечение для захвата, сжатия и редактирования видео на компьютере.


Таких программ масса.От бесплатных и свободно распространяемых, до платных. Нет необходимости перечислять их. Покопайтесь в интернете, вы найдете и описание как ими пользоваться и сами программы;). Например для захвата видео можно использовать WinDV (чудесная микроскопическая программка размером чуть меньше сорока килобайт!), для пережатия старй добрый Canopus Pro Coder или постоянно развивающийся Adobe Media Encoder. Если нужно записать видео на DVD используйте DVD Lab Pro (учтите, для DVD видео нужно пережать в формат mpeg2)


Если вы занялись оцифровкой, вам понадобится много места на жестком диске. Несжатое видео занимает приблизительно 10-14 гигабайт час материала на жестком диске. Учитывайте это при оцифровке.
Работа с такими большими файлами означает, что вам нужен мощный компьютер. Для комфортного редактирования ваших видеозаписей частота процессора и его модификация имеет решающее значение. Так, в последние процессоры интел ivy bridge включена технология позволяющая в несколько раз сократить время на просчет итогового материала.

Что такое битрейт? Битрейт видео - это количество информации переданной в течении секунды. Из этого следует, что чем выше битрейт видео, тем оно качественнее, четче картинка, меньше артефактов и т.д.. И тем больше места на жестком диске нужно, что бы это видео хранить и соответственно больше времени, что бы передать по сети.
Емкость DVD
При оцифровке или "пережатия" более качественного видео для DVD нужно учитывать емкость DVD дисков. Как вы уже знаете, есть DVD диски емкостью 4700 мегабайт (или 4.7 гигабайт) и 8500 мегабайт (8.5 гигабайт). Следует упомянуть диски ёмкостью 9400 мегабайт (9.4 гигабайт), но они двусторонние, а не двуслойные. При использовании такого диска нужно будет вытаскивать DVD и переворачивать его на другую сторону, а это не совсем удобно. Да и цена таких дисков высокая. Проще использовать два диска по 4.7 Гб. Вот от этих параметров и стоит отталкиваться оцифровывая видео для DVD. Плюс к этому нужно определиться, нужно ли вам меню на DVD диске. Если да, то отнимаем от качества картинки около 300 мегабайт.


Продолжительность видео
Итак, ёмкость DVD выбрали. Теперь смотрим время видеоматериала, который нужно оцифровать. Стоит заметить, что видео продолжительностью более двух часов все таки не стОит записыват на DVD ёмкостью 4.7 гигабайта. При желании, конечно можно, но очень сильно пострадает качество картинки. Особенно "домашнего видео".


Вообще на DVD 4.7 гигабайта, домашнего видео лучше записывать час видеоматериалов. Это связано с тем, что в "домашнем видео" много динамики, не динамики в кадре, а резкого и постоянного перемещения (дрожания) видеокамеры, которое очень плохо влияет на "ужимаемость" видеоматериала.

Постоянный или переменный битрейт
Постоянный битрейт - это когда программа кодировщик пережимает видеоматериал с одним и тем же битрейтом на протяжении всего видео. На DVD 4.7 гигабайта постоянный битрейт для двухчасового видео составит 4500-4700 кб/с (килобит в секунду).

Переменный битрейт - это когда программа кодировщик пережимает видеоматериал с разным битрейтом. Например, вы снимали со штатива или в исходном материале есть статические объекты (стены, горы, дороги, картина висящая на стене, цветок на подоконнике, ложка на столе). Если эти объекты не перемещаются в кадре, то эти объекты оцифровываются с низким битрейтом, а с более высоким битрейтом программа оцифровывает двигающиеся объекты, тоесть там где нужно качество. По опыту, если вы выставляете битрейт от 4700 до 8000, то программа "боится" выставлять высокий битрейт при оцифровке, немного урезая качество изображения. Оцифровка с переменным битрейтом позволяет найти некий компромисс между качеством и размером конечного материала. Самый идеальный вариант оцифровки - это оцифровка с переменным битрейтом в два прохода.


Один или два прохода
Некоторые программы кодировщики при оцифровке с переменным битрейтом позволяют выбрать количество проходов. Это требует в два раза больше времени, но и результат стоит того. Для чего это нужно. За первый проход программа кодировщик анализирует видеоматериал, "отмечая" участки, где повысить или наоборот, понизить битрейт. При таком способе оцифровки, программа оцифрует видеоматериал с максимально возможным качеством.

Выбор битрейта
Тут необходимо выбирать между качеством и размером. Сухие цифры таковы:
DVD 4.7 гигабайта - 2 часа материала битрейт 4500-4700, среднее качество.
DVD 4.7 гигабайта - 1 час материала битрейт 8900, высокое качество.

Не стоит выбирать максимально возможный битрейт для DVD диска (9200), некоторые DVD прогирыватели начинают "заикаться" при проигрывании дисков с таким битрейтом. Оптимальный вариант 8900-9000.

Программы кодировщики
Пожалуй эталоном в этой области является платный Canopus ProCoder. Простота использования вкупе с огромными возможностями и высочайшим качеством - это наш выбор. Еще можно порекомендовать Adobe Media Encoder. Из бесплатных можно посоветовать iWisoft Free Video Converter , XMedia Recode.
На самом деле, список программ очень обширный и покопавшись в поисковиках найдите подходящий для себя вариант.


Требование в целом к системе - обязательна комплектация ИБП (источник бесперебойного питания). Мощности его должно хватить, чтобы корректно завершить работу системы. Заметим, что оцифровка видеокассет в домашних условиях будет более высококачественной, если ИБП сможет обеспечить питание ПК до завершения процедуры (около получаса). Однако это решение можно назвать неоправданно дорогим во многих случаях. Все остальные параметры персонального компьютера напрямую зависят от выбранных методов оцифровки. Существует их несколько, базируются они на аппаратных и программных компонентах.

Следующий обязательный пункт - использование качественного видеоплеера или видеомагнитофона с рабочей механикой, а также чистыми головками. Если ваше устройство для оцифровки видеокассет не соответствует необходимым требованиям, подберите другой вариант. Половина успеха здесь зависит от надежности источника сигнала. Прочих требований оцифровка видеокассет в домашних условиях не предъявляет, достаточно низкочастотного выхода, чистящей видеокассеты и хорошего кабеля.

Применить ТВ-тюнер для оцифровки видеокассет – это, пожалуй, самое доступное решение. Такое устройство должно иметь интерфейс PCIe или PCI. Подчеркнем также, что тюнер для оцифровки видеокассет можно приобретать любой, не обращая особого внимания на стоимость. Главное – это наличие низкочастотного входа для подключения вашего видеомагнитофона. Однако нужно позаботиться и о программной части. Специальная программа для оцифровки видеокассет iuVCR может подарить разрешение 768 на 576 точек. Такой подход позволит впоследствии без потерь преобразовать видеоматериал в DVD-формат с разрешением 720 на 576 точек.


Если адаптер для оцифровки видеокассет и ТВ-тюнер у вас отсутствуют, и вы в настоящее время планируете их приобретение, примите во внимание, что программа iuVCR наилучшим образом работает со специальными картами на основе чипа Conexant BT848 или BT878. О преимуществах и недостатках платы видеомонтажа Далее рассмотрим менее бюджетное решение, которое, однако, позволяет получить более высокое качество видео. Речь пойдет о применении специализированной платы видеомонтажа (видеозахвата). Подобные модули выпускаются в USB- и PCI-версиях. Хорошо себя зарекомендовали решения от Pinnacle Systems, среди которых особого внимания заслуживают серии Dazzle и Studio MovieBoard.


Особенностью данных устройств можно назвать то, что они поставляются со специальным ПО, которое обеспечивает видеозахват и не нуждается в дополнительных действиях пользователя. Однако цена такого комплекта немалая, так что в перспективе придется задуматься над тем, что вы собираетесь делать с аппаратурой после завершения процесса оцифровки собственного видеоархива. Портативный подход Если вами планируется оцифровка видеокассет на ноутбуке или не удается установить карту PCI в настольный компьютер, неплохим решением может стать AVerMedia DVD EZMaker 7. Ну, что здесь можно сказать? Весьма занятное устройство, учитывая его миниатюрность, USB-интерфейс, а также огромный набор разъемов для подключения видеоплеера.


Невероятно удобно, если приходится заниматься оцифровкой вне дома, к примеру, в гостях, у друзей или родственников. Цифровой видеомагнитофон – самый неприхотливый вариант Данное решение подойдет тем, у кого нет желания или возможности разбираться в сложных компьютерных технологиях. В этом случае можно воспользоваться цифровым видеомагнитофоном. С помощью такого устройства можно переписать данные с видеокассеты без особого труда: подключаем выход традиционного кассетного видеомагнитофона к входу цифрового, вставляем в последний диск DVD и запускаем копирование. Впоследствии полученный результат легко можно перенести на компьютер, с целью последующей обработки.

Основной недостаток описанного метода - он подходит лишь тем, кому не особо важно качество изображения. Что делать далее с переписанными видеозаписями?


В отдельных случаях придется заняться серьезным редактированием: выполнить настройку цветов, наложить переходы и другие эффекты. К отдельным процессам можно отнести видеомонтаж (при необходимости), работу над звуком (очистка, выравнивание громкости) и субтитрами. По завершении столь кропотливого занятия нужно перекодировать видеозапись в необходимый вам формат и сохранить ее на DVD-носителе. Для этого понадобится большое число разнообразного программного обеспечения, причем в широком ассортименте.


Комплект необходимых программ зависит от ваших предпочтений, финансовых средств и аппаратной части. Для каждого из видов обработки исходного видеоматериала необходимы особые программы. Если вы хотите, чтобы обработка видео стала частью вашей профессии, активно займитесь изучением данной темы, используя лишь специализированную литературу. Вместо послесловия Прежде чем принять решение относительно оцифровки собственной видеобиблиотеки, хорошенько взвесьте собственные возможности. Это нужное и важное дело, однако, по сути своей, оно одноразовое.

В случае если вы не намерены превращать его в дополнительный заработок, во время покупки оборудования обдумайте его дальнейшую судьбу. Когда ваши архивы не слишком велики, имеют хорошее качество, и нет надобности проводить их серьезную реставрацию, выгоднее обратиться за помощью к специалистам, которых можно отыскать в любой фирме, готовой выполнить всю необходимую работу. Это дешевле и проще, чем освоить новую профессию, а также отыскать уникальное оборудование. Хотя... работа с видео всегда невероятно увлекательна.


Оцифровка видеокассет в домашних условиях с хорошим качеством! Раньше это было очень сложно. Чтобы "перегнать" видеокассету на DVD надо было иметь довольно мощный компьютер, специальную карту видеозахвата (настроить которую получалось далеко не с первого раза), потом надо было все правильно соединить и только после этого можно было ввести видео с кассеты в компьютер с возможностью дальнейшей записи на диск. Теперь все стало гораздо проще, дешевле и доступнее, потому что появилось USB устройство EasyCap.


Имея в своем распоряжении это маленькое чудо техники можно запросто подключить видеомагнитофон к компьютеру и оцифровать видеокассеты дома в спокойной обстановке, не прибегая к услугам сторонних специалистов.

Технические характеристики:

· Включает профессиональное и лёгкое в обучении и использовании программное обеспечение: Ulead video studio 8.0 SE DVD.

· Интерфейс USB 2.0

· Захват видео и звука

· Управление яркостью, контрастностью, насыщенностью и цветом

· Небольшие размеры


· Позволяет захватывать звук без звуковой карты

· Plug&Play

· Поддержка всех форматов: запись DVD+/-R/RW, DVD+/-VR, и DVD-Video.

· Можно использовать для видеоконференций

· Соответствует спецификации USB 2.0.

· Поддержка форматов NTSC, PAL, Video format.

· Видеовход: один композитный RCA, один S-Video.

· Аудиовход: стереозвук 2 RCA

· Размеры: 88mm*28mm*18mm.

· Поддерживаемое разрешение: NTSC: 720*480@30fps PAL: 720*576@25fps.

Системные требования:

· Свободный порт USB 2.0

· Windows 2000/XP/Vista32bit

· CPU Pentium Ⅲ 800

· 600MB свободного места на диске для установки ПО

· 4GB и более свободного места на диске для захвата видео и редактирования.

· Память: 256MB RAM.

· Дисплей: минимум 1024*768.

· Звуковая карта

Комплект поставки:

· 1 x EasyCAP USB 2.0 видео- аудио адаптер видеозахвата

· 1 x USB кабель

· 1 x CD-ROM (Программное обеспечение)

Еще одно интересное применение для устройства EasyCap - запись изображения с Web-камеры. Так компьютер превращается в устройство видеонаблюдения. Это очень недорогое решение можно использовать для личных домашних или профессиональных целей.

В завершении хочется сказать, что покупка устройства EasyCap целесообразна, если вы собираетесь оцифровывать более 5 видеокассет формата VHS. Если Ваш видеоархив меньше, дешевле будет заказать перезапись видео на DVD в фотоцентре.

ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – нужен для преобразования аудиосигнала из цифрого формата в аналоговый; обычно, для передачи в усилитель или немедленного озвучивания.

Все современные форматы записи аудио используют цифровое представление. И треки на CD или blu-ray дисках, и mp3-файлы, и музыка с iTunes – все они хранятся в цифровом формате. И для того, чтобы воспроизвести эту запись, её надо преобразовать в аналоговый сигнал – эту функцию и выполняет цифро-аналоговый преобразователь. Встроенный ЦАП присутствует в любом устройстве, воспроизводящем музыку. Но часто бывает, что качество проигрывания одних и тех же аудиофайлов (или треков с одного и того же диска) на разных плеерах заметно отличается. Если при этом используются одинаковые усилители и наушники, значит, проблема в ЦАП плеера.

ЦАПы бывают разные: дешевые преобразователи с низким энергопотреблением (часто используемые производителями в мобильных устройствах) имеют низкое быстродействие и малую разрядность, что сильно сказывается на качестве звука.

Если у мобильного устройства есть цифровой выход (S/PDIF или USB), можно подключить к нему внешний ЦАП - это гарантирует высокое качество преобразования цифрового звука в аналоговый.

Кроме того, внешний ЦАП может оказаться очень полезным при прослушивании музыки, записанной в loseless-форматах (форматах записи аудио без потерь качества) с высокой дискретизацией, обеспечивающей максимальное подобие записи и оригинала. Поскольку распространяются такие записи, в основном, через Интернет, часто их прослушивают прямо с компьютера. Но качественная звуковая карта редко встречается на ноутбуках и планшетах, да и встроенные в материнскую плату десктопного компьютера звуковые карты не отличаются высоким качеством. И в этом случае весь смысл прослушивания loseless музыки теряется абсолютно. Ситуацию можно исправить, если на компьютере есть цифровой аудиовыход, например, S/PDIF. Подключив к нему ЦАП с частотой дискретизации и разрядностью не меньшей, чем у прослушиваемой записи, можно получить аналоговый сигнал высокого качества.

Еще один приятный бонус можно получить, приобретя ЦАП с поддержкой Bluetooth. Это позволит слушать отличную музыку на подключенных к преобразователю динамиках, не будучи «привязанным» к нему проводами. Для мобильного компьютера (планшета или ноутбука) это может оказаться очень удобным. Кроме того, с таким преобразователем вы сможете проигрывать музыку с других устройств, поддерживающих Bluetooth и легко переключаться между ними.

АЦП – аналого-цифровой преобразователь – нужен, наоборот, для преобразования аналогового аудиосигнала в цифровой формат. АЦП будет незаменим при оцифровке (переводе в цифровой формат) старых аналоговых записей: на грампластинках, аудио и видеокассетах. Также АЦП потребуется при записи в цифровом виде «живого» звука с микрофона. Плееры с функцией записи и компьютерные звуковые карты имеют встроенный АЦП, но если вам важно качество оцифровки, лучше доверить эту задачу специализированному устройству.

Несмотря на совершенно противоположные задачи, АЦП и ЦАП обладают некоторыми общими характеристиками, оказывающими большое влияние на качество преобразования.

Характеристики преобразователей аудиосигнала.

Для АЦП частота дискретизации определяет, с какой частотой преобразователь будет измерять амплитуду аналогового сигнала и передавать её в цифровом виде. Для ЦАП – наоборот, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал.

Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП, проигрывающий аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.

Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.

Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать ЦАП с частотой дискретизации выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать с его помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.

Если вы твердо нацелились на приобретение преобразователя с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.

Разрядность – вторая характеристика, непосредственно влияющая на качество преобразования.

Разрядность ЦАП должна соответствовать разрядности аудиофайла. Если разрядность ЦАП будет ниже, он, скорее всего, просто не сможет преобразовать этот файл.

Треки audio CD имеют разрядность 16 бит. Это подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если ЦАП предполагается использовать для прослушивания DVD и Blu-ray аудио, следует выбирать модель с разрядностью 24.

Чем выше разрядность АЦП, тем с большей точностью измеряется амплитуда звукового сигнала.

При выборе АЦП следует исходить из того, какие задачи с его помощью предполагается решать: для оцифровывания «шумных» аудиозаписей со старых магнитофонных лент высокая разрядность АЦП не нужна. Если же вы планируете получить качественную цифровую запись со студийного микрофона, имеет смысл воспользоваться 24-битным АЦП.

Количество каналов определяет, какой звук сможет преобразовывать устройство. Двухканальный преобразователь сможет обрабатывать стерео и моно звук. Но для преобразования сигнала формата Dolby Digital или Dolby TrueHD понадобится, соответственно, шести- или восьмиканальный преобразователь.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал преобразователем. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается сигнал, проходящий через преобразователь. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.

ЦАП должен иметь цифровой вход – это может быть S/PDIF, USB или Bluetooth. Выход у ЦАП аналоговый - «джек» (jack) или «тюльпаны» (RCA). У АЦП все наоборот – аналоговый вход и цифровой выход. Хорошо, если преобразователь имеет несколько различных входов и выходов – это расширяет возможности по подключению к нему различных устройств. Если же вход на преобразователе один, убедитесь, что аналогичный выход есть на устройстве, к которому предполагается его подключать.

Преобразователи аудиосигнала скорее относятся к студийному и домашнему оборудованию, поэтому питание большинства преобразователей производится от сети 220В. Но существуют и преобразователи, которые питаются от аккумуляторов и могут быть использованы автономно. Это может оказаться удобным при использовании преобразователя с мобильным устройством – ноутбуком, планшетом, смартфоном или плеером.

Некоторые преобразователи получают питание через разъем micro-USB, при этом получать (или передавать) аудиосигнал через этот разъем они не могут. Если вам важно, чтобы ЦАП мог читать аудиофайлы на USB-носителях, перед покупкой убедитесь, что USB на устройстве используется не только для питания.

Варианты выбора.

Если вам нужно устройство, с помощью которого можно будет оцифровать старые магнитофонные записи или записать на компьютер звук с микрофона, вам нужен аналогово-цифровой преобразователь. Цены на них начинаются от 1100 рублей.

Если вы желаете получить устройство для качественного проигрывания аудифайлов со смартфона с возможностью беспроводного соединения, выбирайте среди ЦАП с поддержкой Bluetooth. Такое устройство обойдется вам в 1400-1800 рублей.

Если же вы желаете услышать все богатство звука, записанного в loseless-формате с высокой частотой дискретизации и битностью 24, вам понадобится соответствующий ЦАП. Стоить он будет от 1700 рублей.