Класс: 8

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: изучить составные части электрической цепи, условные обозначения, применяемые на схемах.

Задачи:

  • Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.
  • Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.
  • Развивающая - способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний. (8 мин.)
  3. Изучение нового материала. (12 мин)
  4. Закрепление знаний. (15 мин.)
  5. Этап первичной проверки знаний. (5 мин.)
  6. Домашнее задание. (1 мин.)
  7. Итог урока. (1 мин.)
  8. Рефлексия. (2 мин.)

Оборудование: гальванический элемент, лампочка, ключ, соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ, таблица контроля, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Орг. Момент (объяснить работу в группах)

Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов Величество
Зовется электричество!

2. Актуализация знаний.

Каждой группе предлагается выбрать лист с вопросом:

  • Что такое электрический ток?
  • Какие условия необходимы для существования электрического тока?
  • Зачем нужен электрический ток?
  • Направление электрического тока?

(Для подготовки учащихся к ГИА необходимо включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания, которые будут способствовать сформированности методологических знаний и умений – задание с выбором ответа, уровня владения экспериментальными умениями, умения решать качественную задачу, а также задания по работе с текстом физического содержания.)

При повторении материала учащимся предлагается следующее задание: (слайд 2)

3 . Используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока:

Слайд 3

4. Изучение нового материала.

Тема урока: «Электрическая цепь».

Откройте тетради и запишите тему урока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью . Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе… (для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) слайд 4 .

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающее устройство

У Вас на столе страница учебника Г.Н. Степановой, особенность учебника заключается в том, что в каждом абзаце есть ключевое слово, в первом, например, «Электрическая цепь», его и поместим в центр. В остальных составляющие блоки цепи. На полях то, что входит в блоки и как обозначается на схеме. На столе для каждой группы лежит нетбук, на рабочем столе файл со словом кластер. Открываем его и составляем кластер, используя учебник.

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.

Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?

Практическая работа.

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.

По группам собирают простую цепь (источник тока, лампа, ключ, соед. провода)

Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.

5. Этап первичной проверки знаний.

Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.

Осуществим проверку, используя таблицу контроля:

Ошибок

> 4

Оценка

    Слайд 1

    Электрическая цепь - это совокупность устройств и объектов, образующих путь электрического тока. Отдельное устройство, входящее в состав электрической цепи и выполняющее в ней определенную функцию, называется элементом электрической цепи. Электрическая цепь состоит из источника электрической энергии, потребителей и соединительных проводов, соединяющих источник электрической энергии с потребителем.

    Слайд 2

    Типы схем

    Схема электрической цепи- это графическое изображение электрической цепи, содержащее условные обозначения ее элементов, показывающее соединения этих элементов. Типы схем: структурная (блок-схема); функциональная; принципиальная; монтажная и др. Функциональная по сравнению со структурной более подробно раскрывает функции отдельных элементов и устройств.

    Слайд 3

    На принципиальной схеме приводится полный состав элементов и указаны все связи между ними. Эта схема дает детальное представление о принципах работы изделия (установки) Монтажные схемы - это чертежи, показывающие реальное расположение компонентов как внутри, так и снаружи объекта, изображённого на схеме.

    Слайд 4

    Условные обозначения электроприборов

  • Слайд 5

    Простейшая электрическая цепь

    Основные элементы электрических цепей: Сопротивление Индуктивность Емкость Источник напряжения Источник тока. Основные элементы простейшей электрической цепи: 1 - источник электрической энергии; 2 - приемники электрической энергии; 3 - соединительные провода  1 2 3

    Слайд 6

    Источник Э.Д.С

    Представляет собой такой идеализированный источник питания напряжение, на зажимах которого постоянно (не зависит от величины тока I) и равно Э.Д.С. Е, а внутреннее сопротивление равно нулю. I =0 c 0 E U

    Слайд 7

    Источник тока

    Представляет собой идеализированный источник питания, который дает ток I=Ik, не зависящий от сопротивления нагрузки, к которой он присоединен, а Э.Д.С. его Еит и внутреннее сопротивление Rит равны бесконечности. I =900 Ik=Eит/Rит 0 U

    Слайд 8

    Вспомогательные элементы

    Относятся: управления (рубильники, переключатели, контакторы); защиты (плавкие предохранители, реле и т.д.); регулирования (реостаты, стабилизаторы тока и напряжения, трансформаторы); контроля (амперметры, вольтметры и т.д.)

    Слайд 9

    Первый закон Кирхгофа

    В ветвях, образующих узел электрической цепи, алгебраическая сумма токов равна нулю. Cумма токов, направленных к узлу электрической цепи, равна сумме токов, направленных от этого узла. I1 + I 2 + I 3 +... + I n = 0 Этот закон следует из принципа непрерывности тока. Если допустить преобладание в узле токов одного направления, то заряд одного знака должен накапливаться, а потенциал узловой точки непрерывно изменяться, что в реальных цепях не наблюдается.

    Слайд 10

    Второй закон Кирхгофа

    Обходим контур в произвольном направлении, например по часовой стрелке. Если направления Э.Д.С. и токов совпадают с направлением обхода контура то Э.Д.С. (Е) и падения напряжений (U=I*R) берутся со знаком плюс, если не совпадают - со знаком минус: Е 1 -Е 2 +Е 3 =U1+U2+U3+U4 E3 R1 R2 R3 R4 E1 E2 I2 I3 I4 I1 Во всяком замкнутом контуре алгебраическая сумма электродвижущих сил равна алгебраической сумме падений напряжений ∑Е= ∑I*R

    Слайд 11

    Под цепями постоянного тока подразумевают цепи, в которых ток не меняет своего направления, т.е. полярность источников Э.Д.С.в которых постоянна.

    Области применения систем постоянного тока (стационарных аккумуляторных батарей) Энергетика (электростанции, подстанции, системы электроснабжения) Системы телекоммуникаций Мобильная связь Установки бесперебойного питания Резервное питание систем аварийного освещения Накопители энергии в солнечных батареях Системы питания, соответствующие повышенным требованиям безопасности (например общественные и медицинские учреждения) Вычислительные центры Системы автоматизации производственных и технологических процессов Источники электропитания средств морскогобазирования

Посмотреть все слайды

Закон Ома. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь и электрическая схема. Наш огород на участке. Цепи питания. Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи. Закон полного тока. Круговые процессы. Учебно-опытный участок. Электрические цепи и их элементы. Основы теории цепей. Источники и потребители тока.

Георг Симон Ом. Закон ома для участка электрической цепи. Скованы одной цепью, связаны одной целью. Поток энергии и цепи питания. Параметры элементов электрической цепи. Тема урока: Закон Ома. Основы теории электрических цепей. Пришкольный учебно-опытный участок. Применение закона Ома для участка цепи. Законы постоянного тока для участков цепи.

Обслуживающие цепи. Электрическая цепь и её составные части. Пищевые цепи и экологические пирамиды. Цепи питания и потоки энергии в экосистемах. Урок по теме: "Электрические цепи и их элементы ". ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ. Тема урока: Закон Ома для участка цепи. Презентация к уроку физики в 8 классе на тему: «Электрическая цепь и её составные части».

Расчет и анализ процессов в электрических цепях. Особенности изучения закона Ома для участка цепи. Применение закона Ома для участка цепи при решении задач. Расчет сложных цепей постоянного тока по I и II законам Кирхгофа. Этапы установления Оренбургского участка российско-казахстанской границы. Методические и практические аспекты применения закона №44-ФЗ (о контрактной системе).

Общая физическая подготовка по средствам круговой тренировки на уроке по волейболу в 8 классе. Всего на территории Кувшиновского района выявлено и разведано 25 месторождений и участков песчано-гравийного материала, 60 месторождений торфа и 2 месторождения сапропеля.

1 слайд

2 слайд

Качественные задачи Изменятся ли показания амперметра и вольтметра, если ползунок реостата передвинуть в направлении стрелки? 1. Прежде всего, в такого рода задачах важно понимать, что напряжение на клеммах является постоянным. Если бы на схеме был нарисован источник тока (например, батарея), то это условие не выполнялось бы! Будьте внимательны! 2. При перемещении ползунка реостата влево, сопротивление реостата становится меньше – ток идет только по левой части реостата, она становится короче. Значит сопротивление всей цепи тоже становится меньше, т.к. реостат и резистор соединены последовательно. 4. Вольтметр показывает напряжение на резисторе. Т.к. сила тока во всей цепи одинакова, то через резистор потечет больший ток. Значит и напряжение на нем увеличится: U=I.R . Вольтметр покажет увеличение напряжения.

3 слайд

Качественные задачи Будет ли изменяться и как показание вольтметра, если ползунок реостата перемещать в направлении, указанном стрелкой? Напряжение на зажимах цепи поддерживается постоянным. Решите задачу самостоятельно. Проверьте ответ, нажав на эту надпись Напряжение не изменится

4 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Вычислите общее сопротивление цепи, изображенной на рисунке ВНИМАНИЕ! В такого рода задачах удобно пользоваться методом эквивалентных схем. Когда мы ищем «общее» сопротивление участка цеп, то мы ищем сопротивление резистора, действие которого в этой цепи было бы таким же. То есть сопротивление одного резистора было бы эквивалентно сопротивлению целого участка Величины: R1=R2=R3=15 Ом R4=25 Ом R5=R6=40 Ом

5 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Рассмотрим первый участок цепи. На нем все резисторы соединены параллельно и равны между собой. Значит, используя закономерности параллельного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление участка: Теперь можно нарисовать эквивалентную схему, заменив весь первый участок резистором с сопротивление RI

6 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Рассмотрим третий участок цепи. На нем все резисторы соединены параллельно и равны между собой. Значит, используя закономерности параллельного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление участка: Теперь можно нарисовать эквивалентную схему, заменив весь первый участок резистором с сопротивление RII

7 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Теперь схема преобразовалась в простую схему, в которой есть только три последовательно соединенных участка. Значит, используя закономерности последовательного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление всей цепи: Ответ: общее сопротивление всей цепи равно 50Ом

8 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление первого участка RI. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом

9 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго участка RII. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом

10 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго третьего RIII. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом RIII=4 Ом

11 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго четвертого участка RIV. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом RIII=4 Ом RIV=2 Ом

14 слайд

Расчет электрической цепи Воспользуемся результатами расчета сопротивлений. Т.к. полное сопротивление цепи равно 4 Ом, то Такие токи текут в резисторах 1 и 4, следовательно, можно узнать напряжения на них: U1=U4=15В. Тогда напряжение на резисторе 7 равно: U7=U-U4-U1 =30В, а сила тока I7=7,5А. Такое же напряжение будет на всем участке, который мы называли RIII, сопротивление которого равно 4 Ом. Значит через резисторы 2 и 5 течет ток также равный I2= I5= 7,5А I=15А, U=60В U1=U4=15В I1=I4=15А I7=7,5А, U7=30В I2= I5= 7,5А U2= U5= 7,5В Самостоятельно проделайте аналогичные рассуждения для остальных участков и убедитесь в том, что через резисторы 3, 6 и 9 течет ток 2,5 А, а через резистор 8 – 5 А. Напряжение на резисторе 8 – 15 В, на резисторах 3 и 6 – 2,5 В и на резисторе 9 – 10 В.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Электрическая цепь и ее составные части Гришина Л.А., учитель физики МКС(К) ОУ С (К) ОШ 37 I II вида г. Новосибирск

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ Для того чтобы создать электрический ток, необходимо составить замкнутую электрическую цепь из электрических приборов.

Самая простая электрическая цепь состоит из: 1. источника тока; 2. потребителя электроэнергии (лампа, электроплитка, электродвигатель, электрокипятильник, электробытовые приборы); 3. замыкающего и размыкающего устройства(выключатель, кнопка, ключ, рубильник); 4. соединительных проводов.

Электрическая цепь Простейшая электрическая цепь, которая состоит из гальваничес-кого элемента, лампы и ключа

Электрическая схема Чертежи, на которых показано, как электрические приборы соединены в цепь, называются электрическими схемами.

Условные обозначения На электрических схемах все элементы электрической цепи имеют условные обозначения.

1 - гальванический элемент. 2 - батарея элементов 3 - соединение проводов 4 - пересечение проводов на схеме без соединения 5 - зажимы для подключения 6 - ключ 7 - электрическая лампа 8 - электрический звонок 9 - резистор (или иначе сопротивление) 10- нагревательный элемент 11 - предохранитель

РЕОСТАТ Существуют сопротивления, величину которых можно плавно изменять. Это могут быть переменные резисторы или сопротивления, называемые реостатами.

Условное обозначение реостата С помощью перемещаемого движка 2 можно увеличивать или уменьшать величину сопротивления (между контактами 1 и 2), включаемого в электрическую цепь.

Интересно! Немецкий профессор Г.К. Лихтенберг из Геттенгена первый предложил ввести электрические символы, обосновал их практическое применение и использовал в своих работах! Благодаря ему, в электротехнике появляются математические знаки плюс и минус для обозначения электрических зарядов.

Домашнее задание §33, упражнение 13, стр.79

Литература Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ А. В. Перышкин, Е. М. Гутник– М.: Дрофа, 2012 http:// fizika-class.narod.ru / Картинки со страниц свободного доступа сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Электрическая цепь и ее составные части"

Данный материал может быть использован на уроке физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" при изучении или повторении данной темы....

Презентация "Физический диктант. Электрическая цепь и её составные части"

Презентация для урока физики в 8 классе "Физический диктант. Электрическая цепь и её составные части".Диктант содержит не только вопросы о электрических цепях, но и вопросы на повторение.С помощью это...