ПРИЁМЫ МЕДИАДИДАКТИКИ

Все приёмы выполнены в программе MS PowerPoint . По сути, может быть выбрана и другая программа. В основу заложены идеи инструментария , который поможет сделать мультимедийные разработки более эффективными и результативными.

Все желающие смогут не только ознакомиться с технологическими приёмами, но и в случае затруднений обратиться за помощью, научиться их выполнению. По каждому из приёмов планируется подробное описание алгоритма его выполнения.

Прием Лупа

Прием, позволяющий обратить внимание учащихся на какие-то частности на фоне общего контекста. Позволяет выходить на разные уровни подачи информации.Описание «приема Лупа» .

  • Пример: Анимационная эвристика

Анимационная ретроспекция

Появление, затем исчезновение, затем еще неоднократное появление определённой порции новой информации принято называть анимационной ретроспекцией. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками.Описание приема «Анимационная ретроспекция».

Приём Листание

Одним из важнейших принципов медиадидактики должен стать оптимальный объем информации в единицу времени и в определенном пространстве. Однако иногда нам необходимо перечислить (пролистать) некий тематический видеоряд, текстовую информацию… Описание приема «Листание».

Приём Шторка

Суть приёма в том, что закрывается фрагмент экрана (слайда) и в нужный момент появляется скрытая за «шторкой» информация. На мультимедийных уроках такой приём может пригодиться, как с использованием интерактивной доски, так и без неё.

Приём ШТОРКА-пауза

По ходу мультимедийного урока часто возникает необходимость временно отключить мультимедийный проектор. Рациональнее все же просто «затемнить» экран.

Приём Лови ошибку

Предъявляя информацию на экран, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Возможны различные варианты этого приёма.Описание приёма Лови ошибку.

Интерактивный опорный конспект

Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация опорного конспекта появлялась перед учениками на ватманском листе одновременно. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске - было неудобно.

А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно. В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Описание приема «Интерактивный опорный конспект».

Анимированный кроссворд

Представление кроссвордов как учебных задач с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Возможны варианты для интерактивной доски, с использованием триггеров и т.д.

Прием Караоке

Большим количеством дисков с песнями в стиле «караоке» на все вкусы никого не удивишь. Но часто учителю пения, начальных классов, иностранного языка, классному руководителю, воспитателю нужна конкретная песня, причем с соответствующе оформленным видеорядом. Для караоке, как правило, используются, специальные программы. Но и в программе PowerPoint можно создать полноценную версию, ничем не уступающую другим программам.

Интерактивный плакат

Такое уникальное техническое средство, как интерактивная доска требует нового уровня информационно-технологической культуры учителя. До сих пор не накопилось достаточного методического сопровождения по работе с интерактивной доской.

В основном её использование остается на уровне эмоций и интуиции. Необходимо описание дидактического инструментария. Один из таких мощных инструментов — интерактивный плакат.Описание технологии конструирования интерактивного плаката

Интерактивная карта

Применение интерактивных карт на учебных занятиях очень эффективно. Оно позволяет оперативно решать с ребятами различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени.

В программе MS PowerPoint можно создать замечательные интерактивные карты, необходимые для усиления обучающего эффекта, большей привлекательности учебного занятия.Описание технологии создания интерактивной карты

Интерактивная лента

Несколько информационных блоков, объединенных тематически, размещаются на одном слайде. Они легко передвигаются, образуя непрерывную ленту. Каждый из инофрмационных блоков многомерен. Гиперссылкой мы можем перейти на другой уровень содержания.

Сложные анимации в PowerPoint

Даже в этой офисной программе можно создавать маленькие анимационные шедевры

Подготовка разработки в PowerPoint к работе на интерактивной доске

Интерактивная доска, на мой взгляд, имеет прорывное значение для ИКТ-технологий в образовании. Однако для многих учителей их появление в школах вызвало большую тревогу: снова надо переучиваться, осваивать новые программы…

Между тем, глубокое, а не поверхностное освоение программы MS PowerPoint помогает поднять мультимедийные разработки, выполненные в ее среде, даже выше по своему дидактическому значению, чем флип-чарты, созданные в программах интерактивных досок.

Компьютерное тестирование на уроке

Учитель имеет на своем вооружении много компьютерных тестов, а также программных тестовых оболочек. Очень важно тщательно продумать методику использования компьютерных тестов на уроке.

Анимированная сорбонка

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. Мультимедийная поддержка этого приёма может использовать его более эффективно.

Дидактические игры с мультимедийной поддержкой

Дидактическая игра — один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться.

Викторины, выполненные в PowerPoint, встречаются часто. Гораздо реже используется настройка этих дидактических игр «по наведению мыши».

описание двух вариантов файнворда и шаблон.

Увлекательная дидактическая игра. Представлен конструктор игры.

Шаблон дидактической игры по повторению пройденного

Анимированные головоломки

К сожалению, очень часто при использовании головоломок, даже с применением экрана или интерактивной доски, учитель ограничивается линейным, плоским представлением такой увлекательной учебной задачи. Использование эффектов анимации помогает подготовить интерактивные варианты головоломок.

ЛИФТ

Приём предназначен для вертикальной смены объектов в том случае, когда это дидактически оправдано: для демонстрации иерархии, вертикальных взаимосвязей.

Технологический приём ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Пользуясь инструментами PowerPoint, мы можем совершать виртуальные прогулки по карте, по городам и другим реальным и вымышленным объектам.

Технологический приём НАВИГАТОР

Технологический прием предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта.

Анимированные часы

Для того, чтобы ученик контролировал себя при выполнении учебного задания можно использовать на уроке анимированные часы.

Технологический приём ТРАФАРЕТ

Учителя часто пользуются для экспресс-контроля тестовых заданий шаблонами, трафаретами. Таким анимированным трафаретом можно воспользоваться и на мультимедийном уроке

Диалог с экраном

При работе с видеоинформацией и анимацией одной из серьёзнейших проблем является пассивность учащихся. Диалог с экраном помогает изменить ситуацию на уроке.

Анимированная таблица

Анимированная таблица — эффективное средство укрупнения дидактических единиц.

Технологический приём «Эффект яркого пятна»

Данный приём медиадидактики является одним из важнейших инструментов технологии визуализации учебной информации. Есть ряд способов привлечь внимание учащихся к изучаемому объекту.

Интерактивные, анимированные диаграммы и графики

Большие информативные блоки, представленные в виде диаграмм и графиков, несмотря на свою наглядность, нуждаются в большей визуализации. Не всегда помогают и уже имеющиеся программные оболочки.

Эффект одного окна

Объекты, объединённые общими видовыми признаками, появляются в строго определённом месте экрана.

Мультимедийный вариант приёма педагогической техники БУРИМЕ

Данный приём помогает выяснить, насколько свободно ученики владеют учебной информацией.

Технологический приём МАРКЕР

Приём способствует визуализации мышления ученика. Цвет помогает дифференцировать информацию. Приводятся примеры. К статье показаны примеры использвания шаблона «Маркер» Алексея Баженова.

Технологический приём ЭКРАН

Приём «навеян» эффектами визуализации, которые используются в сложных программах анимации. На мой взгляд, мне удалось найти рациональное дидактическое зерно этого приёма и упростить его выполнение в офисном приложении PowerPoint.

Интерактивная контурная карта

Бегущая строка

Приём способствует удержанию внимания к определённому информационному блоку, что в конечном счёте влияет на качество усвоения учебного материала.
Технологический приём БЕГУЩАЯ СТРОКА .

Контекстное представление информации как прием медиадидактики

Этот прием позволяет поддерживать внимание учащихся, сохранять взаимосвязь между различными объектами информации.

Закладки

Этот прием способствует визуализации мышления. Имитация выдвижения и задвигания закладок из «картотеки».

Реконструктор

Это приём педагогической техники, который получает «второе дыхание», благодаря его визуализации.

ПАНОРАМА

Данный приём содействует формированию цельности, ощущению масштабности изучаемого объекта, события или явления.

ПОДБЕРИ ПАРУ

Дидактический приём, соответствующий тесту на соответствие. В статье описан не только приём, но и изложен алгоритм его мультимедийного выполнения. При желании можно скачать шаблон приёма.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР

Описание тренажёра, который можно использовать на различных учебных предметах. Описан алгоритм его выполнения.

Приём ДИНАМИЧНЫЙ ФОН

Привлечь внимание к необходимому объекту можно не только уменьшением раздражающих факторов, но и организации нескольких слоёв.

Приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА

Как правило, всплывающие окна используются веб-дизайнерами с помощью специальных программ. Однако можно создать такой эффект и в программе PowerPoint.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.

Иногда вместо опорных конспектов или плакатов весьма полезно воспользоваться интерактивной опорной схемой урока.

ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА

Очень важно умело визуализировать длительные эволиционные процесс. Это помогает лучше усвоить учениками сложные процессы и явления.

ПРОВЕРКА ТЕКСТА

Разработана дидактическая игра, в которой ученик выступает в роли учителя. Учитываются все варианты проверки: правильные, ошибочные и не замеченные учеником.

Технологический приём ИМИТАЦИЯ

Приём, имитирующий графическое изображение схемы урока путём «карандашного рисунка». Описывается дидактическое обоснование приёма.

ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА

Интерактивный опорный конспект может быть лишь тогда эффективным, когда ученику будет понятен каждый символ, каждый опорный сигнал. Данный приём призван помочь ученику лучше «читать» опорные конспекты.

Технологические приемы мультимедийного урока.

В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями понимается то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации, используя программные продукты компании Microsoft.

Одно из самых популярных приложений пакета MS Office 2003/2007, применяемым на уроках с использованием информационных технологий, является программа MS PowerPoint , которая позволяет создавать презентации высокого уровня. Сама по себе презентация - это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала в презентации.

Программа MS PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.
В данной статье будут охарактеризованы технологические приемы медиаурока, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.

Технологические приемы, используемые при создании мультимедийного урока, разнообразны и эффективность их применения в большей степени зависит от самого учителя и, конечно же, от изучаемого предмета. Причина в том, что тот или иной прием будет эффективен, допустим, на уроке русского языка, но не подойдет при создании презентации по биологии.

При использовании программы MS PowerPoint можно выделить более двадцати технологических приемов при создании презентации. Среди них такие, как прием « лупа», «анимационная эвристика» , прием «интеллектуальная разминка», прием «указка», «листание», прием «ЛОТО», «титры» и другие.

Теперь рассмотрим каждый технологический прием поподробнее.

Прием «Листание».

Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить различные сюжеты произведений, творческой деятельности художника, поэта и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, допустим, при описании череды событий.

Данный прием технически достигается следующим образом. На слайде создается какая либо рамочка (имитация развернутой книги), затем иллюстрации, фрагменты текстов, изображения, таблицы и т.д. накладываются один на другой. Появление «страниц книги» друг за другом можно установить в автоматическом режиме или по щелчку мыши в зависимости от дидактических целей учителя. Когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева» , то данный прием достигает большего эффекта.

Прием «Интеллектуальная разминка».

«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал, с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа. На слайде появляются вопросы (возможно использование иллюстраций, схем, звуковых файлов+).

Прием «Титры».

Данный прием, как и прием «листание», может быть использован в целях концентрации огромного объема информации на одном участке экрана (слайда). При использовании этого приема на уроках литературы (чтения в начальной школе), также можно проследить сюжет какого либо произведения.

Технически это достигается таким же образом как и в приеме «листание», только целесообразно в программе PowerPoint использовать анимации « появление снизу » в режиме «входа» и «выхода».

Прием «Лупа».

Этот прием можно использовать на уроках географии, биологии. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Механически это делается таким образом, необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и далее по щелчку появляется в необходимом участке слайда (иллюстрации). Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». И главное, следите за качеством увеличенного фрагмента.

Прием «ЛОТО».

Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач.

Основной принцип приёма: от ложной информации - к целостному правильному ответу.

Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания.

Прием «Анимационная ретроспекция».

Ретроспекция (от лат. retro - назад и specio - смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления можно определить как прием анимационной ретроспекции , который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала.

Прием «Анимационная эвристика».

Эвристика (от греч. heurйsko - отыскиваю, открываю). Данный прием направлен на развитие творческой деятельности учащихся для решения ряда поставленных задач (распознание объектов, доказательство теоремы и т.д.). Использование анимации позволяет наглядно изобразить процесс решения какой-либо поставленной задачи. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе «мозгового штурма» (обсуждения) ученики выходят на решение учебной задачи, а затем появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п., которая является результатом мыслительной или творческой деятельности учащихся.

Используя вышеописанные технологические приемы при создании мультимедийных презентаций к уроку, учитель решает сразу же несколько проблем (вопросов):

· Отпадает мысль о том, как разместить весь материал, используя обычную доску (прием «Листание»)

· Нет необходимости готовить к уроку листочки, чтобы проверить ранее изученный материал у учащихся (прием «Интеллектуальная разминка»).

· Правильно подготовленная презентация с использованием различных технологических приемов позволяет в большей мере провести замену устаревших ТСО на новые, которые для школьников покажутся более интересными и современными. Появляется заинтересованность к тому или иному предмету.

Таблица эффективности применения вышеописанных
технологических приемов в учебной деятельности.

Предмет

Техноло-
гические приемы

Русский язык

Литера-тура

Матема-тика

История

Био-логия

Геогра-фия

1. Листание

2.Интеллек-туальная разминка

3. Титры

4. Лупа

5. ЛОТО

6.Анимационная
ретроспекция

7.Анимационная
эвристика

Ссылка: http://admkogalym.ru/index?tid=633200003&area=490,4563&context=%D4%EE%EC%E8%ED&domains=admkogalym.ru&find=true&inputsubmit=x%3D-1259;y%3D-154&mode=2&qg=site:admkogalym.ru&serverurl=admkogalym.ru&sitesearch=admkogalym.ru&tid=633200003&nd=458201740

http://*****/tag/pedagogicheskie-texnologii («Школа успешного учителя».Активная методическая помощь педагогам)

Posts Tagged ‘педагогические технологии’

Технологический Прием «Листание»

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">Фев.16,2012

Прием «Листание»

На портале «Сеть творческих учителей» в сообществе «Совеменный мультимедийный урок» предложил оригинальный эффект листания книги для презентаций, выполненных с помощью программы PowerPoint.

Аствацатуров приём ЛИСТАНИЕ

Технологический прием Листание помогает создать алгоритм демонстрации ряда информационных блоков в условиях насыщенной обучающей среды

Данный шаблон предлагается для сканированных страниц.

Самарская глиняная игрушка Листание вперед осуществляется щелчком на правую страницу, назад на левую.

Шаблон можно успешно применить при работе с автофигурами и текстом.

Скачать шаблон с инструкцией можн о здесь или тут.

Иногда на уроке нужно проследить тематический видеоряд, текстовую информацию (например, классификацию, причинно-следственные связи и т. д.). Если разместить всю информацию на экране, внимание учеников будет неустойчивым. Используя прием «Листание» можно визуально предъявлять по очереди дозированную информацию, подобно листанию альбом или книги.

Прием «Листание» может имитировать чтение книги, например, при описании цикла событий.

Алгоритм выполнения приема «Листание»:


Шаг1. На участке слайда создаем рамку, имитируя рамку картины:

(Вставка - Фигуры Рамка )

Или для развёрнутой книги: Вставка – Фигуры – Волна или Скругленный прямоугольник и т. д.

Шаг2 . Иллюстрации, фрагменты текста, таблицы, схемы, и т. д.. накладываем один на

другой. Первый объект должен находиться в нижнем слое. Верхним слоем должен быть последний объект. Это важно, т. к.иначе эффект листания не получится.

Шаг 3 . Добавляем анимацию. Лучше, если в программе PowerPoint используется эффект анимации Растягивание в режиме Слева . При вставке текста Формат текста должен быть обязательно с заливкой, чтобы не просвечивали предыдущие страницы.

Шаг 4 . Добавляем смену слайдов. Появляться странички текста или изображения могут по щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от целей урока.

Вариант1 . Начало анимации «по щелчку».

Если создаем одновременное листание иллюстраций и текста, то текст и иллюстрации нужно группировать в один объект. Для этого выделяем все необходимые объекты, затем правой мышью в меню находим Формат - Группировать

color:blue">Вариант 2. листания дает возможность пролистывать две страницы «книги» или «блокнота». Тогда левая страница настраивается: эффект анимации - вход

Затем - «Растягивание справа» и настраивается смена слайда «с предыдущим» или «после предыдущего» .

Интерактивные кроссворды

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">

Технологический прием «Волшебная труба» для MS PowerPoint

Несколько вариантов использования технологического приема «Волшебная труба» для MS PowerPoint:

1. Математика

http://*****/m/files/

color: #CCFFFF">источник

Интерактивные кроссворды

Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">

Технологический прием «Трафарет»

Дает возможность создавать интерактивные перфокарты.

Георгий Осипович Аствацатуров подготовил обучающий материал, который можно скачать в «Сети творческих учителей» или в его блоге «Дидактор».

Технология очень проста:

1. Вначале создаем таблицу на слайде и вставляем текст.

text-decoration:none">text-decoration:none">text-decoration:none">DIV_ADBLOCK48">

color: #CCFFFF">источник

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">Дек.27,2011

педагогическому мастерству

    Психологическую и этико-педагогическую эрудицию; Профессиональные способности; Педагогическую технику; Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности .

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации .

    Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; Мастерство убеждения; Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; Мастерство владения педагогической техникой.
    комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач; Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Цель мастер-класса

Основные научные идеи

Последовательность действий

Качественно новый результат

Моделирование Рефлексия

Варианты:

Формы:

Бесплатные сервисы онлайн для безопасности ПК, сайта

Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры

источник

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

Общие требования к анализу урока

EN-US">Filed Under:

Дидактика by admin

EN-US">.14,2011

Общие требования к анализу урока

1. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

2.Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

3.Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

4.Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой , с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведенных контрольных работ , предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ , экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы. Определение цели такого приглашения.

5.Схема наблюдений и техники записи хода урока. Схема наблюдений за уроком - условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающей четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

6.Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Просмотр записи посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализации. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителей и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

7.Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Анализ урока проверяющим.

Анализ целей урока . Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение идей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока . Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока . Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основный идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность , учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока . Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке . Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися . Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Оценка самоанализа , сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока . Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества , заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока . Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Заключительное слово учителя.

Стиль беседы с учителем . Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

    реализация учителем триединой задачи урока; использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных методов и навыков у школьников; проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; организация проблемного обучения на уроке и т. п.;

10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа):

    готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку; организационные действия учителя (при необходимости); планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); применение проблемных методов в учении школьников; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития; подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; умения учащихся осуществлять логические операции; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает); затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления. общая результативность урока.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

Общие сведения:

    школа, класс, дата проведения урока; тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

    какие средства обучения использовал учитель; подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4 как подготовлена классная доска к уроку;
    соответствует ли содержание программе, задачам урока; проведена ли его дидактическая обработка; формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке; как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались; как осуществлялись межпредметные связи; соблюдались ли внутрипредметные связи; способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

    какой тип урока избран, его целесообразность; место урока в системе уроков по данному разделу; как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; соответствие структуры урока данному типу; как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

    принцип направленности обучения на комплексное решение задач; в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой; как реализовывался принцип доступности обучения; с какой целью использовался каждый вид наглядности; как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков; как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников; в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

    в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока; какой характер познавательной деятельности они обеспечивали; какие методы способствовали активизации учения школьников; как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся. какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

    как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся; как организовывался контроль за деятельностью учащихся; правильно ли оценивались знания и умения учащихся; как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы); какие приемы использовал учитель для организации учащихся; как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

    умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины; показ учащимся рациональных способов учебной работы; определение объема учебного материала на урок; поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность; роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

    организованность и активность на разных этапах урока; адекватность эмоционального отклика; методы и приемы работы, уровень их сформированности; отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; уровень усвоения основных знаний и умений; наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

    выполнение плана урока; мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т. е. творческое;

    общая оценка результатов и эффективности урока;

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА

Основные частисодержания урока

Методы деятельности

Используемыепособия

Особенности ведения урока учителем

Чему научились учащиеся

Что нужно улучшитьна уроке

Виды контроля

Что контролируется

Формы и приемы контроля

Выводыпо контролю

Деятельностьучителя

Мотивы поведения и состояния учащихся

Имеющиеся недостатки

Пути устранения недостатков

Время и структурные

Деятельность

Замечания

звенья урока

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКАШкола ________________ Проверяющий _____________________________________________Дата ____________Класс __________ Учащихся в классе_________ На уроке _______________

Ф. И.О. учителя ____________________________________________Предмет ________________

Тема __________________________________________________________________________

Требования к деятельностиучителя

Требования к работеучащихся

Начало урока Повторение и проверка заданий Теоретический уровень изложения

а) научность

б) логичность

в) систематичность

г) последовательность

д) доступность

Раскрытие темы Отбор материала Организация внимания учащихся Воспитательная сторона урока Использование ТСО, наглядности дидактического материала Индивидуальный подход Эмоциональность рассказа Педагогический такт Речь Расчет времени Организация самостоятельной работы Объективность Домашнее задание Предложения и советы мнение учителя проводившего урок

Внимание учащихся на различных этапах:

Активность учащихся

при опросе

при изучении

при закреплении

Интерес к теме Прочность знаний

Самостоятельность суждений Отношение к учителю Культура труда Речь Вопросы к учителю Самоконтроль Дисциплина:

а) готовность к уроку

б) во время урока

в) во время самостоятельной работы

г) во время объяснения

д) во время дачи домашнего задания

е) реакция на звонок

Учительская специальность проверяющего ______________пед. стаж__________ стаж дир. _____Подпись проверяющего ______________________________________________________________

Источни

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

Технология использования мультимедиа

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">

Использование мультимедиа технологий

Методические особенности организации обучения с использованием мультимедиа:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т. д.;

2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы)

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр ; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности

7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему

должна быть предусмотрен а возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала

9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; «пронизывающего» системно-информационного анализа

10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; допускает возможность постоянного обновления; имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования; допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок; устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета «Информатика» школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения.

Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиа добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали – чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью.

Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

    резко повышается интерес учащихся к работе и их активность; развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно; учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

1.Мотивация . Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

2.Постановка учебной цели . Школьник самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

3.Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

4.Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

5.Оценка . В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «школьник - учитель - школьник». Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части

Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере

Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее

Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально «сидели на краешке стула». Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

Разработка сценария мультимедийной презентации

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

    Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей). При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.


Указания по созданию эффективной презентации

Приведенный ниже план будет вам полезен при работе над собственной презентацией.

    Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще. Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов. Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться «затолкать» в один слайд слишком много информации. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

    Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.). Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды). Каждый слайд презентации должен иметь заголовок. Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет. Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

    провести разбивку урока на небольшие смысловые части –модули. Каждый слайд должны иметь заголовок; подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т. п. (согласно содержанию); моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами); проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help)); составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму включает в себя:

    Текст психологического настроя Цели изучения модуля Учебные вопросы Учебный материал Набор ключевых проблем по теме модуля Лучшие работы учеников прошлых групп Новые работы учеников Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями) Структурно-логическая схему модуля Список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля.
    При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера. Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков). Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Целесообразно и др.) для выделения элементов· ¨применение различных маркеров текста(маркированные списки). Например: Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона. Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу:
    как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого. Один из способов решения этой задачи - ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации. При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач - Текст1 -Текст2 - Текст3 - Текст4

Необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;

Определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.

Основная цель предлагаемого подхода – сделать акцент на изучение процесса организации содержания и представления его в форме, наиболее удобной для восприятия обучаемой аудиторией.

Важный момент – выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения.

Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

После того как будет найдена “изюминка”, можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока.

Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио - или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

2. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

3. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

4. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.

5. Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.

6. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.

При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки урока.

При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

Средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное взаимодействие с обучаемыми. Спланируйте заранее все аспекты ее проведения.

Гибкость – одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию школьников.

Презентация может иметь две версии для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

    Этапы подготовки мультимедийной презентации: Структуризация учебного материала Составления сценария реализации Разработка дизайна презентации Подготовка медиафрагментов(тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
    Подготовка музыкального сопровождения Тестирование-проверка

Методы использования мультимедийных презентаций.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1. При изучении нового материала . Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При закреплении новой темы

3. Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5. При проверке фронтальных самостоятельных работ . Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6. При решении задач обучающего характера . Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

7. Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

8. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

В учебной деятельности применение компьютера возможно в трех формах :

1) машина как тренажер

2) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек

3) Устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены.

При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения.

Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Конечно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование информационных технологий при проведении проекта в школе и, безусловно, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности

Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедиа инструментарием школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

Наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин общекультурной и предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.

Умение пользоваться методом проектов- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения

Появляются возможности использования методического приема делай как я – речь идет о совместной деятельности учителя и ученика.

Или вариант презентация не доводится до конца, а предлагается ученику самому иллюстрировать текст.

Находят широкое применение игровые методы обучения.

Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.

Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.

На занятиях по информатике рекомендуется сочетать как традиционные формы обучения (беседа, лекция, самостоятельное изучение, групповое занятие с наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности (метод проектов, работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающих программ, обучающее тестирование).

Разумным и целесообразным является использование творческого потенциала обучаемых. Организация работы обучаемых по созданию, разработке и дизайну конкретных Web-страниц способствует значительной активизации их познавательной деятельности. Данная работа сопровождается, как правило, глубокой внутренней мотивацией, позволяет связать между собой преподавателей и обучаемых, проявить смекалку и фантазию, добиться самовыражения.

Обучение информатике традиционно использует компьютерные обучающие программы по ряду причин. Во-первых, одними из основных разработчиков компьютерных обучающих программ были специалисты в области информатики, во-вторых, формальные языки описаний алгоритмов позволяли производить качественный автоматизированный контроль грамматических конструкций, и, в-третьих, содержание ряда разделов информатики хорошо структурируется, что способствует его компьютерному представлению.

Наиболее продуктивными и перспективными направлениями использования Интернет обучаемыми являются: межличностное общение, поиск дополнительной информации по различным учебным дисциплинам , ознакомление с образовательными проектами, самостоятельное изготовление Web-сайтов.

В использования мультимедиа существуют следующие проблемы:

    реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого; введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых; неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа- грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей); проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу; использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа;

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.

В настоящее время в школах формируются условия для решения большинства из выше перечисленных проблем.

Суть новых информационных технологий – обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам. Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания электронных источников образовательной информации.

источник

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

Библиотека творческого Учителя

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">Ноя.12,2011

БИБЛИОТЕКА

    Поиск по библиотеке Алгебра Астрономия Биология География Геометрия Естествознание Изобразительное искусство Иностранные языки Информатика и ИКТ История Краеведение Литература МХК Музыка Обществознание ОБЖ Право Природоведение Психология Русский язык Технология Физика Физкультура и спорт Химия Черчение Экология Экономика Администрирование школы Внеклассная работа Дополнительное образование Классное руководство
      Материалы МО Междисциплинарное обобщение Общепедагогические технологии Работа с родителями Социальная педагогика Сценарии праздников Материалы для родителей Разное Аудиозаписи Видеозаписи
    Детям Интернет для детей. Каталог детских ресурсов ***** Детский портал «Солнышко»

Сайты, учебные материалы по ПРЕДМЕТАМ:

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

Педагогические технологии

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">Ноя.10,2011

Смотреть презентацию «Педагогические технологии»

Творческие (педагогические, французские) мастерские». 1 вложение

Мастер-класс «Синквейн - прием технологии развития критического мышления» 1 вложение

Мастер-класс «Синквейн « 1 вложение

«Фрование интеллектуального мышления и творческих способностей учащихся « 1 вложение

Метод учебного проекта в начальной школе (доклад) 1 вложение

Приемы и средства популяризации в публичной речи педагога 1 вложение

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Теоретические основы педагогических технологий

»Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся»,

«Обзор проекта «Электронный дневник»»

«Использование современных образовательных технологий на уроках информатики»

«Освоение и внедрение в деятельность педагогов школы современных образовательных технологий. Метод проектов»

Как правильно провести дискуссию Скачать: metodicheskie_rekomendacii. doc - 44 КБ

Технология «Калейдоскоп» Благодаря технологии «Калейдоскоп» в каждой малой группе в процессе взаимодействия образуется эффект синергии. Взаимодействуя в творческом союзе, ученики находятся в соотношении взаимовлияния. Каждый из них является средством развития другого; решается проблема понимания другого, открытости и доверия, так как процесс совместной работы поощряет развитие эмпатии. Скачать: tehnologiya_kaleydoskop. doc - 29.5 КБ

«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»

Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения.

Формирование исследовательского стиля мышления

Использование современных образовательных методик и технологий

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества Скачать: urok 1 - 190 КБ Urok 2 - 116 КБ Urok 3 - 154 КБ

Дебаты и школа XXI века Скачать: Inkina-Debaty-Statya. pdf - 101.38 КБ

технология критического мышления

Технология развития критического мышдения

Скачать: Ispolzovanie_tehnologii_RKMChP_v_nachalnyh_klassah. doc_na_pechat. doc - 1.93 МБ

Через Свободное Аналитическое Мышление (САМ) к развитию творческой и познавательной деятельности учащихся

Скачать: Koncepciya_v_papku. doc - 98.5 КБ

https://pandia.ru/text/79/291/images/image005_76.gif"> Read more...

Технология проведения мастер-класса

https://pandia.ru/text/79/291/images/image002_144.gif" width="15" height="15 src=">Ноя.6,2011

Технология проведения мастер-класса

Мастер- классы педагогов: ИКТ в образовательном процессе

    О мастер-классах (проект Викизнание) Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации Составитель Отличительные особенности виртуальных мастер-классов (заметка из блога)

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре можно найти несколько значений слова «мастер»:

    Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области; Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области: Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать; Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству . Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

    Психологическую и этико-педагогическую эрудицию; Профессиональные способности; Педагогическую технику; Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

    Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; Мастерство убеждения; Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии :

    комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач; Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

    Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности; Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

Презентация педагогического опыта педагога-мастера
    Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки) Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
    Рассказ педагога о проекте занятия Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться Краткая характеристика результативности используемой технологии Вопросы педагогу по изложенному проекту
Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками) Моделирование
    самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
Рефлексия
    Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

    Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т. п. Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог Показ отдельных методов работы Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

    Лекция Практическое занятие Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.