Музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её - результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров - непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Краткая история народной песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;

Кулаковский Л., Строение куплетной песни, М. - Л., 1939;

его же , Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962;

Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;

Штейниц В., Рабочая песня и народная песня, М., 1964;

Bücher К., Arbeit und Rhythmus, Lpz., 1897, 1924 (русский перевод - Работа и ритм, СПБ, 1899, то же, М., 1923);

Upton G. P., The song, its birth, evolution and functions..., Chi., 1915;

Viora W., Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 1962;

A history of song , ed. by D. Stevens, L., 1960;

Maróthy J., Az európai nepdal születése,Bdpst, 1960 (русский перевод - Рождение европейской народной песни [автореферат], в сборнике: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972);

Sydow A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Göttingen, 1962;

Bowra С.М., Primitive song, N. Y., ;

Suppan W., Volkslied. Seine Sammlung und Erforschung, Stuttg., 1966;

Neef W., Das Chanson. Eine Monographie, Lpz., 1972.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жанры русских народных песен Подготовила: ученица 4 «А» класса ГБОУ Школа № 633 Никитина Алиса Учитель: Кириллова О.А.

2 слайд

Описание слайда:

Песня – основа фольклора Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. Поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется». Н.В. Гоголь говорил: «Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». «У нас народ, - писал Н.А. Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Колыбельные Колыбельные песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

5 слайд

Описание слайда:

Колыбельные Баю-баю-баю-баю Не ложися на краю, С краю свалишься, Мамы схватишься. И потащит во лесок За малиновый кусток. Кустик затрясется, Детка засмеется. Баю - баю - баюшки, Да прискакали заюшки. Люли - люли - люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать, Да стал мой милый засыпать. Придет серенький волчок, Схватит детку за бочок, Схватит детку за бочок И потащит во лесок.

6 слайд

Описание слайда:

Солдатские песни Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

7 слайд

Описание слайда:

Солдатские песни Взвейтесь, соколы, орлами! Полно горе горевать! То ли дело под шатрами В поле лагерем стоять! Лагерь - город полотняный, Морем улицы шумят, Позолотою румяной, Церкви маковки горят! Там едва заря настанет, Строй пехоты зашумит, Барабаном в небо грянет, И штыками заблести! Развернется там с зарею Молодецкая игра, Строй на строй пойдет стеною, И прокатится ура!!!

8 слайд

Описание слайда:

Плясовые песни Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент танца, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. В связи с этим, многие из них теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. Плясовые песни лишь в редких случаях имеют сложный, содержательный текст.

9 слайд

Описание слайда:

Плясовые песни Чеботарик-чеботарь Мне сапожки сработал. Чеботарик-чеботарь Мне сапожки сработал. Сафьяные переды, Да высокие каблуки. Сафьяные переды, Да высокие каблуки. Подвернулся каблучок, А девка - хлоп! и на бочок! Подвернулся каблучок, А девка - хлоп! и на бочок! Не видала, как упала, Погляжу, пока лежу. Не видала, как упала, Погляжу, пока лежу. Погляжу, пока ляжу Я на правом на боку. Погляжу, пока ляжу Я на правом на боку. Я на правом на боку Помираю со смеху! Возле кумова двора Приукатына гора, Приукатына гора Да ще водою улита. Приукатына гора Да ще водою улита. Ще водою улита, Чеботами прибита. Ще водою улита, Чеботами прибита.

10 слайд

Описание слайда:

Хороводные песни Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.

11 слайд

Описание слайда:

Хороводные песни Я тебя гулять пущу, А муж-от не пустит, Ой, да лю-ли, лю-ли, А муж-от не пустит. Ой, ты муж, милой мой, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти. Я тебя гулять пущу, А я шкуру с плеч спущу, Ой, да лю-ли, лю-ли, А я шкуру с плеч спущу. Ой, да весна-красна, Она без игры прошла, Ой, да лю-ли, лю-ли, Она без игры прошла. Ой, свёкор-батюшка, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти.

12 слайд

Описание слайда:

Трудовые песни Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание. С этими песнями легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели.

13 слайд

Описание слайда:

Трудовые песни Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Разовьем мы березу, Разовьем мы кудряву, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Разовьем мы кудряву. Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, ей, ухнем! Еще разик, еще раз! Эх ты, Волга, мать-река, Широка и глубока, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Широка и глубока! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Мы по бережку идем, Песню солнышку поем, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Песню солнышку, поем!

14 слайд

Описание слайда:

Частушки Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре. Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

15 слайд

Описание слайда:

Частушки Петушок, петушок, Запевай частушки. Ты горланишь хорошо, Подпоют несушки. Несушки, несушки, Курицы-подружки. Наш баран богатый барин. Он себе обновку справил. То ли шуба, то ль кафтан, Не поймет теперь и сам!

16 слайд

Описание слайда:

Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данный вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра: - зимние песни (колядки); - весенние (веснянки); - летние (песни на Ивана Купала); - песни пахоты и сева, сбор урожая; - вознесенские песни; - масленичные и др.

17 слайд

Описание слайда:

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались, Мы на горушку выходили, Ой ладу-ладу выходили, Ой ладу-ладу выходили. Сыром горушку насыпали, Маслом горушку поливали, Ой ладу ладу-поливали, Ой ладу ладу-поливали. Наша Масленица дорогая, Она гостьюшка годовая, Ой ладу-ладу годовая, Ой ладу-ладу годовая. Она пешею да не ходит, Всё на троечке разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает.

18 слайд

Описание слайда:

Бытовые песни Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств. Такие песни зародились в глубокой древности, автор их – народ. Это и есть музыкально-поэтический фольклор. Эти песни – элемент культуры русского народа, они исполняются в естественной манере соответственно содержанию, иногда с элементом ритуальных действий и игры. Устиньюшка по горенке ходила, Епистимовна по новой гуляла, Миндальные орешки щелкала, Скорлупку в окошечко кидала; Макару в кудри попала.

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб­ви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

Краше был Краснова золота,

Дороже был чистого жемчуга...

Очам был как ясен сокол.

Лицом он был как белый снег,

Черны кудри шапкою...

Поскольку любовные излияния и сетования на несчаст­ную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик люби­мого противопоставлен внутреннему состоянию героини, пе­реживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:

Тогда я с тоски убивалась,

И со слез моих очи помутились,

И ретиво сердце по тебе я надорвала.

И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.

Герой любовных песен не всегда оказывается красав­цем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувст­вовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли стра­дающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», от­чего:

Болит моя буйная головушка,

Истрепались мои кудри.

Никто молодца не любит,

Всяк его ненавидит блуднова.

Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

Загорелась искра к ретивому сердцу близко.

Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):

Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,

Со великие кручины похмелюсь.

Или я младешенька утоплюсь.

Семейныепесни построены на неразрешимом (зачас­тую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагич­на: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привя­зывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец за­прещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В се­мейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сно­ха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».

Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозмож­ные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фолькло­ристике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отход­ники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ям­щики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий чело­век, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, при­казчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, тка­чи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.

Например, песня под названием «Батрацкая»:

Один бедный рыбак - странник -

Жил на крутом берегу. Ах!

Занимался рыбной ловлей,

Починял он невода...

Из комментирующих песни записей собирателей из­вестен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение ис­тинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.

В песнях представлены разные виды рабочего инстру­ментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитив­ной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотни­чьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артель­ной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному прило­жению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персона­жей, более свойственные другим песенным жанрам и, воз­можно, оттуда и занесенные.

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхожде­нию тюркское, со значением «человек вольный, независи­мый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выраже­ние «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впер­вые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопро­изводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалек­тах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столе­тиях под словом «казак» подразумевался представитель во­енного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроже­нец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Москов­скую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальян­ских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение воль­нонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.

Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» суще­ствовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачислен­ного в регулярную армию по найму или рекрутской повинно­сти, которой подвергались крестьяне, мещане и другие по­датные сословия, обязанные выставлять от общины опреде­ленное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных пла­чах» русского Севера).

Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:

Как со вечера кочета поют:

Со полуночи дружка куют,

Куют дружка во железушки,

Везут дружка во солдатушки,

Во молоденьки некрутинки.

Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объе­динена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхожде­ния, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и по­павшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоева­телями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужден­ными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступни­ки в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия на­хождения в неволе, объясняются причины попадания за ре­шетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., про­слеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все

этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:

По воле летает орел молодой.

Летамши во поле, добычу искал,

Найдемши добычу, сам в клетку попал.

Сидит за решеткой орел молодой,

Кровавую пищу клюет под окном...

Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской лите­ратурной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.

Именно в этих песнях наиболее часто допускается со­единение типично песенного музыкального напева с речита­тивом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разно­видности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, жи­вущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова вы­ходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Срав­нительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).

Прослеживая на протяжении столетий особенности бы­тования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игро­вые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратно­му делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогаю­щие пережить выпавшие на долю человека жизненные не­взгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).

Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явле­ний народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточно­славянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .

Календарные песни

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной убороч­ной работы. Например:

________________________________________________________

2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного ле­тоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо ук­репленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.

За горою жито жала, У!

Ой, я снопов не вязала. У!

Снопов не вязала. У!

Тогда я буду снопы вязать. Уу!

Ой, да как месячко взойдет. У/

Постоянная прочная связь песенного творчества древ­них славян с земледельческим трудом и различными сторо­нами народного общественного быта способствовала форми­рованию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо раз­личающихся по своему эмоциональному содержанию и по­этическим образам.

Одно из самых интересных явлений обрядового кален­дарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изуче­ны; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно от­носят песню, певшуюся в начале гадания и получившую на­звание «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.

Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуаль­ные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участ­ников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:

Пожалуй-ка, молодец,

В наш сад посидети,

Зелен наградити!

Вечор у нас девушки

По саду гуляли,

Весь сад приломали,

Зелен притоптали!

Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основ­ной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинст­во подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.

Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.

Вторая часть подблюдных песен разнообразием вари­антов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:

Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!

У М. С. Жариковой закрепка другая:

Ладо мое! Любо мое!

Чья-то вынется - правда сбудется!

Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и инте­ресы крестьянства; различные виды крестьянского труда по­казаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреюще­го хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домаш­него обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестья­нина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.

Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой сторо­ной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях расска­зывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюд­ные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), пред­вещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили со­циально-бытовую жизнь крестьянина.

Подблюдные песни в первой своей части в подавляю­щем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Ино­сказательность же здесь можно объяснить условиями ритуа­ла: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.

Иносказательность подблюдных песен объясняет нали­чие в них образов-символов. Так как песни могли предсказы­вать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - не­счастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разно­образен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и пред­ставители животного мира (волк, заяц, воробей) и раститель­ного (клен, береза, грибы).

Символические предметы, как и образы-символы, так­же в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные пес­ни-гадания родились на основе уже существовавших фольк­лорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обря­довой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и со­став приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

Свадебные песни составляют один из наиболее мело­дически богатых и национально-самобытных разделов рус­ского народного песенного творчества. Исполнялись свадеб­ные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобраз­ное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы состав­ляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных лю­дей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Ста­ринная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

" В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».

Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская народная песня Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. 900igr.net

ТИПОЛОГИЯ Русские народные песни подразделяют на:

русские былины; северная эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и среднерусские былины; исторические песни; Русский песенный эпос

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам». Былины

В.Васнецов «Три богатыря» В.Васнецов «Три богатыря»

БАЛЛАДЫ Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей "Сумчатые баллады" и..... небылицы и скоморошины; песни в сказках.

Баллада «Cerveri de Girona»

Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»

Календарные обрядовые песни поздравительные зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Коляда́ (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш. Štědrý den , польск. Święto Godowe) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.

А.П.Васнецов.Скоморохи

Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали, Дожидали, люли, дожидали. Сыром горушки укладали, Укладали, люли, укладали. Сверхом маслицем поливали. Ах ты масленица, будь катлива, Будь катлива, люли, будь катлива…

К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930

Семейные обрядовые песни обряды рождения и пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; колыбельная песня.

Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным. « Повесть временных лет » выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славянских племён, которые условно можно назвать «патриархальными» и «матриархальными».

Ру́сский сва́дебный обря́д является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Структура обряда Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания Гуляние Свадебный пир

Н.К.Пимонено. Сваты. 1882

М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777

А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)

Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801

Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные гуляния - песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения . Согласно реконструкциям, у славян существовали праздники, посвящённые и божествам как таковым. В частности, мог существовать Перунов день и день, посвящённый Велесу - Волосу, которые впоследствии были заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых данных об этих языческих праздниках в нашем распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются лишь реконструкциями.

Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала»

Погребальные обряды и культ предков Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр , кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.

Три́зна - часть языческого погребального обряда у восточных славян (а именно - у радимичей, вятичей, северян, кривичей [ источник не указан 95 дней ]), практиковалась до 11 века [ источник не указан 95 дней ] , состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного [ источник не указан 95 дней ] . Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сжиганием покойника [ источник не указан 95 дней ] . Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок» [ источник не указан 95 дней ] .

В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.

Существует также общая для всех восточных славян обрядовая еда на поминках - это кутья, блины и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года - на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло - пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.

А. Е.Архипов. «Радоница»

Причита́ния - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

Колыбельная песня Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях / детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора- оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

А.Бугро. Колыбельная Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок, И утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Там пташки поют Тебе спать не дают.

Традиционные лирические песни. Трудовые песни. Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие.

Удалые песни Разбо́йничьи пе́сни - находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых - Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк ) - песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру . Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием « русский шансон » (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания. Песни литературного происхождения. Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с хореографией

Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. . Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны - начало лета, но может быть и осенью.

А.Рябушкин. Хоровод (1902)

Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Часту́шка


ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ЛИРИЧЕСКИЙ

ТРУДОВОЙ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ВОЕННЫЙ

ОБРЯДОВЫЙ

КОЛЫБЕЛЬНЫЙ

ПЛЯСОВОЙ

ЧАСТУШКИ

Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских. А народные песни?...

такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.

^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

БЫЛИНЫ

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.

^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.

^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.

^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,

Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.

Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.

Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.

^ ТРУДОВОЙ ЖАНР

Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».

^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР

В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.

^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.

За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».

^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.

«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.

^ ВОЕННЫЙ ЖАНР

Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР

С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.

^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.

^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

ЧАСТУШКИ

Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

М. ГЛИНКА

П. ЧАЙКОВСКИЙ

М. МУСОРГСКИЙ

А. БОРОДИН

Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

С. РАХМАНИНОВ

Р. ЩЕДРИН

С. ПРОКОФЬЕВ

Д. ШОСТАКОВИЧ

И. ДУНАЕВСКИЙ

А. ХАЧАТУРЯН

Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:

Л. БЕТХОВЕН

Ж. БИЗЕ

Э. ГРИГ

Дж. ГЕРШВИН

З. КОДАЙ

В. МОЦАРТ

Ф. ШОПЕН

Ф. ШУБЕРТ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

ДИНАМИКА

ЗВУКОВЕДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

^ Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

СОЛДАТСКАЯ