Цели урока : Изучение нового материала по теме “Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.”

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить уч-ся с информационной структурой внутренней и внешней памяти;
  • познакомить с основными понятиями темы, классификацией и назначением устройств внешней памяти.

Развивающие:

  • осуществлять пропедевтику формирования интеллектуально-информационных умений;
  • развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать культуру работы за компьютером – “культуру пользователя”;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный- урок объяснения нового материала

Формы, учебной работы, учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа за компьютером.

Средства обучения:

учебники: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 7 - 9 кл. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

компакт-диски: Анатомия компьютера - 2

технические и программные средства:

Персональные компьютеры;
приложение ОС MS Windows - программа PowerPoint;
презентация по теме урока “Внутренняя и внешняя память компьютера”;
проектор.

Этапы урока:

I. Организационная часть.

II. Сообщение темы и целей урока. Объяснение работы по оценочному листу.

III. Проверка домашнего задания. Программированный контроль изученного материала (тест).

IV. Актуализация опорных знаний.

V. Объяснение нового материала.

  1. Проблемная ситуация. “Послание компьютера”.
  2. информационная структура внутренней памяти.
  3. информационная структура внешней памяти.
  4. устройства внешней памяти.

VI. Проверка усвоения учащимися нового материала.

VII. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Урок 6. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

Изучаемые вопросы:

    Компьютер как модель человека, работающего с информацией.

    Схема информационного обмена в компьютере.

    Отличие программы и данных.

    Отличие внутренней и внешней памяти компьютера.

    Принцип двоичной кодировки информации.

    Структура внутренней памяти компьютера, её свойства.

    Носители и устройства внешней памяти.

    Аналогия между человеком и компьютером.

По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией. В памяти компьютера хранятся данные и программы.

    Принципы Фон Неймана

    • Состав устройств ЭВМ

      Данные и программы хранятся в общей памяти ЭВМ

      Данные и программы хранятся в памяти ЭВМ в виде двоичного кода

      Запись информации в память, а также чтение ее из памяти производится по адресам

    Внутренняя память компьютера.

Внутренняя память состоит из частиц – битов. В одном бите памяти хранится один бит информации.

    Байт памяти – наименьшая адресуемая часть внутренней памяти (1 байт = 8 бит)

    Все байты пронумерованы, начиная от 0

    Номер байта – адрес байта памяти

    Процессор обращается к памяти по адресам

    Носители и устройства внешней памяти

Магнитная память - стримеры и дисководы;

Оптическая память – CD, DVD (ROM, R, RW);

Электронная память – карты памяти, flash накопители.

    Проверочная работа.

1. Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к оперативной , а какие – к внешней памяти?

а) Является энергозависимой.

б) Её объём измеряется десятками и сотнями гигабайт.

в) Используется для долговременного хранения информации.

г) Её объём измеряется сотнями мегабайт или несколькими гигабайтами.

д) Более быстрый доступ.

е) Используется для временного хранения информации.

ж) Более медленный доступ.

    Какой объём памяти в байтах будет занимать следующий двоичный код: ? Поясните свой ответ.

    Текст объёмом 1024 бита располагается в оперативной памяти , начиная с байта с номером 10 . Каков будет адрес последнего байта , который занят данным текстом?

    Перечислите не менее пяти известных вам устройств внешней памяти.

    В чём отличие дисков CD - ROM , CD - RW и CD - R ?

    Домашнее задание. П. 5,6

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

Урок информатики

в 8 классе

«Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера»

Бойко Ольга Николаевна,

учитель информатики БОУ СОШ № 29

МО Динской район

2013 г.

Тема урока: «Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера»

Цель урока : знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.

Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, привитие навыков самостоятельной работы, обеспечение сознательного усвоения учебного материала.

Развивающая – развивать познавательный интерес, прививать исследовательские навыки.

Тип урока : комбинированный.

Наглядность и оборудование:

  1. Компьютер с проектором;
  2. Конспект урока;
  3. Презентация «Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера»;

4. П рограмма – тренажер «Устройство компьютера».

5. Карточки с кроссвордом.

Структура урока:

1. Организационный момент.

3. Закрепление материала, выполнение работы на тренажере «Устройство компьютера» и работа с кроссвордом.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Изучаемые вопросы:

  • Компьютер как модель человека, работающего с информацией.
  • Схема информационного обмена в компьютере.
  • Отличие программы и данных.
  • Отличие внутренней и внешней памяти компьютера.
  • Принцип двоичной кодировки информации.
  • Структура внутренней памяти компьютера, её свойства.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях (слайд 1).

2. Объяснение нового материала. Сегодня вы узнаете, в какие устройства входят в состав компьютера, что такое данные и программа и как устроена память компьютера.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

«Аналогия между компьютером и человеком» ЦОР Аналогия между компьютером и человеком (N 119276).

Прототипом компьютера является сам человек. Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека

Запишите в тетради правило со стр. 33.

По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

Запишите какие четыре составляющие делится информационной деятельность человека:

Прием (ввод) информации;

Запоминание информации (память);

Процесс мышления (обработка информации);

Передача (вывод) информации.

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции человека:

Устройства ввода;

Устройства запоминания - память;

Устройство обработки - процессор;

Устройства вывода

Рассмотрите рис. 2.1 на стр. 36 «Информационный обмен между устройствами компьютера».

Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода - экран дисплея или принтер (устройство печати).

В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».

На слайде рассмотрите схему. ЦОР (N 119270). Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ.

Теперь ответьте, что такое архитектура компьютера

Запишите определение:

Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста.

Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

Запишите со стр. 34 правило.

В памяти компьютера хранятся данные и программы.

Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .

Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были предложены в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Рассмотрите слайд презентации Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ


Подписи к слайдам:

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.

В начале XIX века компьютером называлась профессия человека занимающегося расчетами, вычислениями

Первый компьютер был создан в США в 1946 году и назывался «ЭНИАК»

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи

ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (1847-1921)

По своему назначению компьютер - универсальное техническое средство для работы человека с информацией. По принципам устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.

 АНАЛОГИЯ МЕЖДУ КОМПЬЮТЕРОМ И ЧЕЛОВЕКОМ В памяти компьютера х р а н я т с я данные и программы Информационный обмен в к о м п ь ю т е р е Ввод Вывод ПАМЯТЬ ПРОЦЕССОР По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией Ч Е Л О В Е К Органы чувств Прием (ввод) информации М О З Г Хранение информации Процесс мышления (обработка информации) Речь, жесты, письмо Передача (вывод) информации КОМПЬЮТЕР Устройства ввода Устройства памяти П Р О Ц Е С С О Р Устройства вывода

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С КОМПЬЮТЕРОМ Устройство компьютера ПК Память Процессор Обработка данных по заданной программе тактовая частота разрядность дискретность адресуемость Внутренняя п а м я т ь магнитная запись оптическая запись флэш - память В н е ш н я я п а м я т ь Устройства ввода - вывода Устройства в ы в о д а Устройства в в о д а Программное обеспечение ПО Назначение: разработка программ (ввод, отладка, редактирование, исполнение) Системы программирования Общего назначения Специального назначения Прикладное ПО Сервисные программы Системное ПО Операционная система Работа с файлами Управление устройствами Д и а л о г с пользователем Пользовательский и н т е р ф е й с Файловая система Одноуровневая с т р у к т у р а Многоуровневая с т р у к т у р а

Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. По своему назначению компьютер - это универсальное техническое средство для работы с информацией

Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?

В памяти компьютера хранятся данные и программы. Данные - это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме. Программа - это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных. Данные - это "декларативные знания", программы - "процедурные знания компьютера".

В 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом были сформулированы основные принципы устройства и работы ЭВМ Принципы фон Неймана. Наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств.

 Ввод Вывод ПАМЯТЬ ПРОЦЕССОР Состав устройств ЭВМ Данные и программы хранятся в общей памяти ЭВМ Данные и программы хранятся в памяти ЭВМ в виде двоичного кода Запись информации в память, а также чтение ее из памяти производится по адресам внутренняя память компьютера состоит из частиц – битов в одном бите памяти хранится один бит информации наименьшая адресуемая часть внутренней памяти – 1 байт (8 бит) все байты пронумерованы номер байта – адрес байта памяти

 ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА БИТ 0 или 1 Двоичная кодировка Внутренняя память состоит из частиц – битов В одном бите памяти хранится один бит информации Байт памяти – наименьшая адресуемая часть внутренней памяти (1 байт = 8 бит) Все байты пронумерованы, начиная от 0 Номер байта – адрес байта памяти Процессор обращается к памяти по адресам Дискретность Адресуемость Байты Биты 0 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 0 1 2 1 0 1 1 0 1 1 0 3 0 0 1 0 1 1 0 0 . . . . . . . .

 НОСИТЕЛИ И УСТРОЙСТВА ВНЕШНЕЙ ПАМЯТИ ROM Только чтение R Однократная запись RW Перезаписываемые носители Магнитная память Оптическая память Электронная память CD DVD Стриммеры Дисководы НМЖД НГМД USB Card Readers Карты памяти Flash Drive USB Накопители

к о м п ь ю т е р 1 р г п р а м м а а п я т ь а р е п о и в н а я а е с д ц о р п с с о р 2 3 4 5 6 Проверьте себя

Домашнее задание: учебник: п. 5, 6, выполнить задание в тетради, ответить на вопросы: 1 . Перечислите не менее пяти известных вам устройств внешней памяти. 2 . В чём отличие дисков CD - ROM , CD - RW и CD - R ?

Предварительный просмотр:

Разгадайте кроссворд .

1. Универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

2. Последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу.

3. Устройства запоминания.

4. Другое название внутренняя память.

5. Устройство обработки информации.

6. Порядковый номер байта во внутренней памяти компьютера.

Команда _______________________________________________________________

Разгадайте кроссворд .


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ:Емкость – максимальный объем информации, «вмещающийся» в различные устройства памяти;Скорость обращения к информации;Способ доступа к информации – прямой или последовательный;Принцип записи-чтения- магнитный или оптический ВИДЫ ПАМЯТИВнешняяВнутренняяВЗУ (внешние запоминающие устройства) предназначена для долговременного хранения информации пользователя. Ее можно обновлять, удалять ненужную.Этот вид памяти не предназначен для хранения информации пользователя. Она используется самой системой и обеспечивает ее функционированиеГибкие дискиЖесткие дискиКомпакт-дискиУстройства на основе flash-памятиОперативная память (ОЗУ)Кэш-памятьПостоянная память ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬОсновной функцией внешней памяти компьютера является способность долговременно хранить большой объем информации (программы, документы, аудио- и видеоклипы и т. д.). Устройство, которое обеспечивает запись/считывание информации, называется накопителем или дисководом, а хранится информация на носителях (например, дискетах).Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. Файлом называется информация, хранящаяся на внешнем носителе и имеющее собственное имя.
style.rotation
ppt_xxshearppt_x
style.rotation ГИБКИЕ МАГНИТНЫЕ ДИСКИГибкий диск (floppy disk) – его называют еще флоппи диском или дискетой – это круглая гибкая пластина с намагниченным слоем, вставленная в пластмассовый корпус. Гибкий диск вращается в пластиковом футляре, защищённый двумя прокладками для уменьшения трения. Принцип записи на дискетах – магнитный. Доступ к информации – прямой.В дискетах (3,5 дюйма) существует режим защиты информации от стирания и записи, которые осуществляется путём переключения соответствующего переключателя на пластиковом конверте. На стандартной дискете находится 1,44 Мб информации. Дискеты нуждаются в очень тщательном хранении. Их нельзя мочить, бить, обращаться небрежно. ЖЕСТКИЕ МАГНИТНЫЕ ДИСКИЖесткий диск (HDD - Hard Disk Drive) относится к несменным дисковым магнитным накопителям. Жесткие магнитные диски представляют собой несколько десятков дисков, размещенных на одной оси, заключенных в металлический корпус и вращающихся с высокой угловой скоростью. Скорость записи и считывания информации с жестких дисков достаточно велика (около 133 Мбайт/с) за счет быстрого вращения дисков (7200 об./мин).В жестких дисках используются достаточно хрупкие и миниатюрные элементы. Чтобы сохранить информацию и работоспособность жестких дисков, необходимо оберегать их от ударов и резких изменений пространственной ориентации в процессе работы. ЛАЗЕРНЫЕ ДИСКОВОДЫ И ДИСКИЛазерные дисководы используют оптический принцип чтения информации. На лазерных дисках CD (CD - Compact Disk, компакт диск) и DVD (DVD - Digital Video Disk, цифровой видеодиск) информация записана на одну спира-левидную дорожку (как на грампластинке), содержащую чередующиеся участки с различной отражающей способностью. Лазерный луч падает на поверхность вращающегося диска, а интенсивность отраженного луча зависит от отражающей способности участка дорожки и приобретает значения 0 или 1. УСТРОЙСТВА НА ОСНОВЕ FLASH -ПАМЯТИFlash-память- это энергонезависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Устройства на основе flash-памяти не имеют в своём составе движущихся частей, что обеспечивает высокую сохранность данных при их использовании в мобильных устройствах. Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный корпус. Для записи или считывания информации накопители подключаются к компьютеру через USB-порт. Информационная емкость карт памяти достигает 16 Гбайт. Карты памяти ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬУстройства, составляющие внутреннюю память расположены на «материнской» плате в системном блоке. Этот вид памяти не предназначен для хранения информации пользователя. Она используется компьютерной системой.Свойства внутренней памяти: Дискретность;Дискретные объекты состоят из отдельных частиц. Память состоит из отдельных ячеек – битов. Адресуемость.Занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, проводится по адресам. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬОперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory - память с произвольным доступом) - это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами. КЭШ-ПАМЯТЬКэш-память (от англ. caсhe – тайник) или сверхоперативная память - очень быстрое ЗУ небольшого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью. ПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬПостоянная память - BIOS (Basic Input-Output System). В нее данные занесены при изготовлении компьютера. Обозначается ROM - Read Only Memory. Хранит:программы для проверки оборудования при загрузке операционной системы;программы начала загрузки операционной системы;программы по выполнению базовых функций по обслуживанию устройств компьютера;программу настройки конфигурации компьютера - Setup. Позволяет установить характеристики: типы видеоконтроллера, жестких дисков и дисководов для дискет, режимы работы с RAM,запрос пароля при загрузке и т.д; Каково назначение устройств хранение информации в компьютере?В чем суть считывания и записи информации в компьютере?Что такое CD, CD-ROM, CD-R, DVD-RW?Во сколько раз информационная емкость DVD больше CD?ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Приложенные файлы