«сырой», что очень близко к правде. Jpeg содержит готовую информацию, которую автоматически выдает программное обеспечение (ее достаточно для отображения кадра на стандартном мониторе). Если ошибся и сделал кадр слишком темным или, наоборот, переэкспонированным, мыльным или шумным, никакими средствами это уже не исправить. Raw же «прощает» неверно заданные и позволяет сделать первичную обработку при помощи гораздо более совершенных программ. Именно поэтому вес Raw-файла несоизмеримо выше, чем аналогичного кадра Jpeg.

Содержимое Raw-файла

1. Метаданные: условия съемки, установленные параметры обработки, идентификационные камеры;
2. Превью, чаще всего в формате Jpeg;
3. Данные с матрицы.

Весит такой файл от 15 мегабайт. В зависимости от модели Raw может иметь следующее расширение: .nef, .cr2, .arw.

Возможности Raw

1. Исправление баланса белого;
2. Исправление экспозиции;
3. Коррекция дисторсии;
4. Удаление эффекта хроматической аберрации;
5. Насыщенность, резкость и контраст.

Однако надеяться на то, что постобработка улучшит все, нельзя. Кадр должен быть четким изначально, потому что никакую шевеленку или расфокусировку программой не исправить.

Программы, работающие с Raw-форматом

Каждый производитель зеркальных фотоаппаратов выпускает собственное программное обеспечение, которое позволяет преобразовать Raw в Jpeg или сохранить его в другом формате, например, Psd для последующей обработки в программе Adobe Photoshop. С самим файлом Jpeg ни один уважающий себя профессионал работать не будет, поскольку качество фото раз от разу будет только ухудшаться.

Многие начинающие фотографы предпочитают пользоваться бесплатными утилитами, идущими в комплекте с самим фотоаппаратом. У Canon c Raw работает Canon Utilities RAW Image Converter, у Nikon - Nikon Imaging и Capture NX, у Sony - Sony RAW Driver.

Что же касается универсального программного обеспечения, самым популярным является Adobe Photoshop Lightroom, он позволяет не только скорректировать само изображение, но и подготовить его к публикации на фотохостинге для продажи, внеся в него все необходимые метаданные. Тем, кто предпочитает сразу работать в «Фотошопе», необходимо установить плагин Adobe Camera RAW, который «переводит» этот формат на понятный редактору язык. Однако у «Лайтрума» и «Фотошопа» есть единственный, но очень существенный недостаток - их стоимость.

Мы все пишем название RAW большими буквами только потому что так повелось и все понимают, что речь идёт именно о формате файлов. С английского языка raw переводится как «сырой». Это полностью отвечает сущности данного формата, потому что это формат изображения или видео, который содержит все данные, захваченные камерой. Такие файлы не подвергаются обработке, и вы имеете доступ ко всей информации, полученной с матрицы камеры.

Каждый раз, когда вы делаете снимок при работе с Jpeg, камера производит корректировку резкости, контраста, выполняет цветокоррекцию и шумоподавление. Также камера выполняет сжатие снимка. В каждой камере можно настроить степень корректировки, но, если вы хотите держать всё в своих руках, вам следует использовать сырой формат RAW. Файлы будут занимать значительно больший объём памяти, но это позволит более гибко вытягивать детали из теней и светлых участков, настраивать баланс белого и иметь доступ к большему количеству цветов.

Вы также можете снимать в RAW+JPEG, одновременно получая оба варианта снимка. Это позволит выполнить преобразование вручную, если вас не устроит качество снимка, обработанного камерой.

1 Почему корректировка RAW не разрушающая?

При редактировании файла JPEG (например, регулировки экспозиции, баланса белого, или контраста) все изменения сохраняются в исходном файле. Это означает, что вы никогда не сможете вернуться к тому, с чего начали, если не оставили копию исходного файла.

Это может стать катастрофой, если вы допустили ошибку и сохранили изменения в оригинальном файле, а не в копии, (особенно если у вас нет резервной копии оригинала).

Какую ошибку можно допустить? Вы могли кадрировать изображение, конвертировать его в черно-белый или изменить размер, а затем сохранить изображение. Все эти корректировки будут необратимыми. Это разрушающее редактирование, где редактирование не может быть отменено.

СОВЕТ: При работе с JPEG всегда следите за тем, чтобы при сохранении файла использовать пункт «Сохранить как».

При работе с RAW невозможно перезаписать исходный файл. Все корректировки сохраняются как инструкции, содержащие все данные о редактировании. То есть существует оригинальный сырой файл и файл с данными о том, как программа просмотрщик или графический редактор должны отображать этот файл, учитывая все корректировки цвета, контраста, детализации и т.д.

Это означает, что у вас всегда есть доступ к исходному файлу. Поскольку данные исходного изображения всегда остаются не тронутыми, это известно, как неразрушающее редактирование.

2 Я настроил камеру на съёмку в RAW и сделал несколько фотографий, что теперь?

Хорошая работа! Теперь вам нужно скопировать фотографии на компьютер.

Вы можете сделать это путем подключения камеры к компьютеру или вытащить карту памяти и вставьте ее в устройство чтения карт памяти, которое должно быть подключено к компьютеру.

После того, как исходные файлы окажутся на вашем компьютере, вы можете использовать графический редактор, например Lightroom для редактирования их. Как только вы закончите редактирование, вы можете экспортировать снимки в формате JPEG или распечатать их.

3 Могу ли я напечатать необработанный файл?

Короткий ответ: Да и Нет.

Не все программы программного позволят вам печатать необработанные файлы напрямую. Если вы работаете с программой для редактирования, как Lightroom можно напечатать исходные файлы непосредственно из Lightroom.

Большинство любительских фотолабораторий не будут печатать RAW-файлы. Профессиональные лаборатории также не печатают из исходных файлов. Это вызвано тем, что каждый графический редактор по-своему может интерпретировать цвета сырых файлов. Также существует очень много RAW-форматов. Каждый производитель камер создал свой формат.

Приемлемым для печати форматом является JPEG или в некоторых случаях TIFF. Оба эти формата легко создаются из RAW-файлов.

4 Насколько велики исходные файлы по сравнению с JPEG?

Размер файла RAW в 3-4 раза больше, чем в формате JPEG. Сырые файлы больше, потому что они содержат гораздо больше информации по сравнению с файлами JPEG. JPEG представляет собой сжатый формат файла. Это означает, что для того, чтобы получить, меньший размер, камера буквально выбрасывает информацию.

Имейте в виду, что место для хранения данных стоит денег и вам придётся сделать выбор в каком формате хранить файлы.

5 Мне нужно конвертировать мои фотографии из RAW?

Нет, вы можете хранить свои оригинальные исходные файлы в исходном формате. Вам только нужно экспортировать RAW-файлы в JPEG, если вы хотите распечатать их или обмениваться ими в интернете.

Можно конвертировать исходные файлы в открытой исходный RAW-формат, известный как DNG.

6 Что мне делать с моими JPEG-фотографиями теперь, когда я снимаю в RAW?

Ваши старые фотографии в формате JPEG все еще стоит держать на компьютере! Вы не можете преобразовать их в RAW, но вы можете редактировать их в программах, например, в Lightroom.

Хотя вы можете делать все те же изменения в файлах JPEG, который вы можете производить в RAW, гибкость настроек будет не такая же. Вы можете заметить потерю качества снимков при слишком агрессивной корректировке.

7 Мне снимать в sRaw или в mRaw?

Некоторые камеры могут выполнять некоторое сжатие RAW, например, в sRAW и mRAW. Это, по существу, те же сырые файлы, но с уменьшенным разрешением. Таким образом, вместо того, чтобы иметь файлы 6000×4000 пикселей, изображение будет уменьшено до 3000×2000 пикселей.

Это позволит получить файлы меньшего размера. Если вы хотите серьёзно заниматься фотографией, то лучше не использовать уменьшенные форматы. Они дадут меньше свободы при обработке.

8 Как работает ч/б с RAW?

Сырой формат и черно-белые фотографии являются отличным сочетанием! Прекрасный выбор!

Первое, что нужно отметить, что вы не должны использовать встроенную функцию съёмки в ч/б. Эти фильтры могут помочь дать вам представление о том, как будет выглядеть фотография после съёмки, но вы сможете получить гораздо лучший результат в графическом редакторе, например, в Lightroom или Photoshop.

Кроме того, черно-белые фильтры на камерах часто требуют, чтобы вы снимали в формате JPEG. Это значит, что ваш снимок будет действительно монохромным и вы не сможете вернуться к цветному изображению, если решите сделать это.

При съемке в RAW вы сможете решить после съёмки, стоит ли переводить снимок в черно-белый вид. Вы также будете иметь возможность сделать более драматичный вид, отдельно регулируя яркость каждого цвета.

9 Должен ли я предоставлять сырые файлы моему клиенту?

Чаще всего это делать не следует. Как правило, клиентам не нужны снимки в этом формате. Они не знают, что с ними делать. При этом они будут выглядеть тусклыми, не контрастными и без насыщенных цветов. Перед передачей клиенту работ, нужно откорректировать их, приведя в красивый вид, и конвертировать в JPEG.

Вы могли бы предоставить клиенту исходные файлы с настройками, которые вы сделали (передавай RAW с файлами.xmp) — но если ваши клиенты не являются фотографами, то они, вероятно, не смогут использовать эти файлы. Возможно, они даже не смогут их просмотреть, так как не любая программа для просмотра изображений отображает RAW.

Лучше всего передавать JPEG с высоким разрешением, которые можно будет просматривать, публиковать в интернете и печатать.

10 Когда я должен снимать в Raw?

Если вы любитель или профессионал, вы должны снимать в RAW.

Все зеркалки дают возможность снимать в RAW. Современные смартфоны и высококлассные компактные камеры также предоставляют доступ к этому формату. RAW – это файл в максимальном качестве, которое способна создать камера. Вы должны пользоваться этим. Кроме того, вы имеете возможность снимать в RAW+JPEG. Так что, если вас н устроил снимок Jpeg, и вы хотите провести редактирование, вы всегда сможете использовать для этого парный RAW.

Иногда у людей появляется много возражений против съёмки в RAW:

Съёмка в RAW занимает много времени и места. Вы можете после съёмки выполнять обработку снимков, получая наилучшее качество изображения и конвертировать их в Jpeg. После сырые объёмные файлы можно удалить. Это позволит экономить место. Со временем всё сложнее, но если вы не планируете выполнять обработку файлов, то действительно вам незачем снимать в RAW. Кроме того, сейчас есть умные графические редакторы, например, Photolemur, которые сами выполняют всю обработку.

Съёмка в RAW не нужна любителям, она для профессионалов. Съёмка в RAW нужна тем, кто заботится о качестве своих изображений.

При этом стоит понимать, что JPEG также приемлем для съёмки. Многие профессионалы снимают только в этом формате и их работы очень хороши. Но у них нет шанса на ошибку. Всё, что они делают должно быть продумано и настроено. RAW допускает небольшие промахи, которые можно будет исправить в постобработке.

Но стоит понимать, что съёмка в RAW не даёт поблажек. Вам всё равно нужно уделять максимум внимания настройкам камеры и освещению сцены.

Съёмка в RAW даёт гораздо больше возможностей улучшения снимка. Например, RAW позволяет полностью контролировать баланс белого во время постобработки. ВЫ сможете вытянуть больше деталей из ярких областей и из теней.

Мои клиенты не будут знать разницу между RAW и JPEG. Это правда, клиенты не заметят разницу. Особенно если вы отдаёте им снимки в формате JPEG.

Важно отметить, что, как профессиональный фотограф, вы сами будете знать разницу между RAW и JPEG. Вы будете знать, какую гибкость для редактирования имеете. Иногда, ошибившись с настройками вы можете получить слишком тёмный или слишком яркий кадр. RAW позволит спасти эту фотографию.

Я не могу получить те же тона кожи при съёмке в RAW , как получается при работе с JPEG. Файлы JPEG проходят обработку в камере согласно предустановленных настроек. Камера работает с балансом белого, контрастом, и цветами. Все эти регулировки доступны и вам.

Обработку можно выполнять в любом графическом редакторе. Изначально RAW-файлы выглядят более тускло, чем Jpeg. Их нужно обработать и с практикой к вампридут нужные навыки.

Обработка RAW занимает больше времени, чем JPEG. Независимо от формата, в котором вы снимаете, скорость обработки будет зависеть только от вас, используемых методов обработки и этапов коррекции.

Не существует профессионельных фотографов, которые отдавали бы клиентам совершенно не обработанные снимки. Даже съёмка в JPEG требует дополнительной обработки, так как на этапе создания файла камера вносит минимальные изменения. Единственное, что Jpeg позволяет делать быстрее, так это перенос файлов с карты памяти на компьютер благодаря меньшему объёму.

Даже фотографы, которые снимают в JPEG редактируют свои фотографии, и, если вы проводите время за редактированием снимков, вы так же можете использовать RAW для получения лучшего качества.

Lightroom позволяет выполнять пакетную обработку снимков. Программа работает с файлами RAW и JPEG. Пакетное редактирование позволяет выбрать несколько снимков и ко всем применить одинаковые корректировки. Получается, вам нужно отредактировать только одно фото, а остальные будут отредактированы автоматически. Это очень удобно, если вы проводите съёмку в одинаковых условиях освещения. Вы даже можете создавать пресеты, которые применяются одним щелчком. Lightroom позволяет значительно увеличить скорость обработки снимков.

11 Когда я должен снимать в JPEG?

Файлы JPEG занимают меньше места на карте памяти. Этот формат будет удобен в длительной поездке, когда вы не можете освободить карту памяти. С форматом RAW она может быть быстро заполнена.

Также Jpeg предпочтителен, если у вашей камеры небольшой буфер памяти, а вам нужно снимать в режиме серийной съёмки. JPEG не так быстро будет заполнять буфер и вы сможете сделать больше фотографий в серии и лучше задокументировать спортивные соревнования или другие активные сценарии с быстро меняющимся содержанием.

Если вам нужно часто снимать длительные серии, то стоит подумать о покупке камеры с большим буфером памяти и высокой скоростью съёмки. Если же такая необходимость возникает не часто, можно просто работать с форматом Jpeg.

Также вы можете снимать в пакетном режиме и с форматом RAW, но буфер будет заполняться быстрее и серии будут короче.

12 Какое программное обеспечение вам нужно?

Если ваша камера способна снимать в RAW, то скорее всего, производитель камеры предлагает программное обеспечение для обработки этих файлов. Вы можете найти его на CD или DVD, которые продаются с камерой или на сайте компании производителя.

Преимущество использования программного обеспечения для обработки RAW от производителя камеры заключается в том, что оно бесплатное, но преимущества на этом заканчиваются. Их программное обеспечение, как правило, неуклюжее, некрасивое и сделано без особого учёта удобства и производительности для эффективной работы.

Самое распространённое программное обеспечение для работы с RAW — Adobe Lightroom.

У Lightroom есть несколько конкурентов, например, Capture One Pro, и DxO Optics Pro.

Все эти программы имеют свои сильные и слабые стороны. Ни одна программа не доминирует над другой.

Почему стоит использовать Lightroom? Во-первых, Adobe является лидером на рынке. Вполне вероятно, что более чем 90% профессиональных фотографов используют Lightroom и Adobe Camera Raw (программное обеспечение, интегрируемое в Photoshop).

Поскольку Lightroom сделан Adobe, он хорошо интегрируется с другими продуктами компании, которые позволяют работать с графикой, дизайном, разрабатывать сайты, презентации и многое другое. Самая важная интеграция — Photoshop. Вы можете выполнить корректировки в Lightroom, из программы перенести снимок в Photoshop, провести коррекцию, которую невозможно сделать в предыдущей программе, а потом вернуться к редактированию в Loghtroom, при этом ни разу не выйдя на рабочий стол для пересохранения файла. Всё делается легко и быстро.

В целом, Photoshop является более продвинутой профессиональной программой для работы с графикой. Вы можете вносить коррективы на уровне пикселей. Это очень важно для ретуши, фотоманипуляций и работы с пластикой. Всё это невозможно делать в Lightroom.

Хорошая альтернатива Photoshop для большинства фотографов – это Photoshop Elements, который является версией потребительского уровня. Photoshop Elements поддерживает Camera RAW, однако Adobe урезала некоторую функциональность программы.

Доказательства

Если вы всё ещё нуждаетесь в доказательствах превосходства RAW над JPEG, попробуйте сделать снимок в RAW и сфотогарфировать ту же сцену с теми же настройками в JPEG. Затем откройте оба файла в Lightroom. Попробуйте сделать корректировки таких вещей, как экспозиция, контраст и баланс белого. Вы сможете легко увидеть, насколько более качественные получаются результаты при работе с сырыми файлами.

И помните, вы всегда можете установить настройку RAW+JPEG и снимать в обеих форматах одновременно, так что вы ничего не теряете!

Подписывайтесь на журнал Фотар:

Разбираемся что такое RAW, какие преимущества он дает, и в каком редакторе его лучше обрабатывать.

RAW — это общее название формата файлов которые содержат всю информацию полученную с матрицы. Так называемые сырые данные (RAW в переводе с английского – сырой).

Что содержит RAW-файл

Чтобы наглядно продемонстрировать принцип работы формата давайте сначала рассмотрим как работает любая фотокамера.

Сделав фото камера получает данные прямо с матрицы. Но это ещё не фотография, а сырые данные. После этого камера обрабатывает полученную информацию делая фото более четким, ярким, контрастным и сочным. Результатом этой обработки и становится готовое фото, которое сохраняется в формате JPG.

Благодаря всему этому RAW-формат дает на порядок больше возможностей по обработке фотографии чем формат JPG.


RAW – это не расширение файлов. Разные производители используют разные разрешения для файлов такого формата, например, DNG, CRW, CR2, DCR, KDC, RAF, ARW и так далее.

Какие преимущества дает RAW

Все преимущества так или иначе связаны с сохранением исходных данных с матрицы, что дает:

  • больше возможностей для постобработки,
  • больший динамический диапазон фотографии,
  • большую глубину цвета.

Ещё одно преимущество — работа с шумами, резкостью и артефактами. Дело в том, что эти инструменты работают с самыми маленькими деталями изображения, а они в свою очередь первыми искажаются при сжатии JPG. В формате RAW эти данные остаются в исходном виде.

Из минусов — больший размер файла и большая требовательность к производительности компьютера.

Как обрабатывать RAW

RAW-файл создан таким образом, что его нельзя обрабатывать, то есть записывать в него информацию. Его можно лишь открыть, применить необходимые изменения, после чего сохранить результат в формате JPG или TIFF.

Изменения исходных файлов хранятся либо в программе, либо во внешнем XMP-файле, где прописываются все изменения. Подробнее про XMP читайте .

Для работы с RAW используются так называемые RAW-конвертеры. Ниже список самых популярных конвертеров:

  • Adobe Lightroom Classic CC
  • Adobe Camera RAW
  • PhaseOne Capture One Pro

Несколько менее популярных программ: DxO Optics Pro, ON1 Photo RAW, Luminar 2018.

Lightroom Classic CC и Camera RAW созданы компанией Adobe и используют единый движок. Разница в том, что Camera RAW это плагин для Photoshop, а Lightroom самостоятельная программа с функциями каталогизации, обработки и публикации.

Эти две программы занимают около 85% рынка конвертеров (по оценке ), еще 10-12% приходится на Capture One Pro.

Обучение лучше начать с наших .

Сегодня Lightroom это целое семейство программ, подробнее можно прочитать . Оно состоит из трех программ, которые могут синхронизировать фото, пресеты и настройки через облако.


Помимо универсальных существуют и специализированные конвертеры выпускаемые производителями камер для своих покупателей. Главный плюс – они идеально отображают цвета так, как задумал производитель. Но как правило они менее удобны в работе и катологизации.

  • Nikon – Nikon Capture NX-D
  • Canon – DPP (digital photo professional)
  • Fujifilm – File converter EX
  • Sony – Capture One (специальная версия поддерживающая только камеры Sony)

Выводы

Формат RAW содержит больше информации. Это инструмент для профессионального фотографа и продвинутого любителя, который занимается обработкой своих фото.

Если же вы снимаете отпуск с семьёй, то может смело использовать JPG. И вам будет проще и информации в jpg более-менее достаточно для небольшой коррекции.

Если ваш фотоаппарат снимает в RAW - поздравляем. Вы сможете выжать из своих снимков гораздо больше, чем владельцы компактных камер, способных снимать только в JPEG.

Данная статья не претендует на полноценное руководство по обработке RAW, однако, на наш взгляд, окажется полезной для тех, кто пока не придавал значения потенциалу работы с RAW.

RAW и JPEG, что лучше?

Конечно, важно понимать, что RAW и JPEG изначально создавались для решения разных задач, поэтому утверждать, что RAW лучше, чем JPEG, нельзя.

Формат изображений JPEG был создан для того, чтобы демонстрировать максимально качественную картинку с минимальными затратами памяти. При съемке в JPEG у вас сразу получается готовая картинка, которую можно тут же отправить на форум, сайт, в социальную сеть, а может и в печать. JPEG-файлы занимают относительно мало места и являются негласным стандартом хранения изображений в пользовательских альбомах.

Цвета на ваших фотографиях будут именно такими, какими их видит система обработки изображений вашего фотоаппарата. В случае с RAW вам придется или прибегать к помощи родного RAW-конвертера, или использовать правильные профили в специально предназначенном для этого ПО. Если профилей не будет (такое возможно в краткосрочной перспективе, к примеру если ваша камера новая, а компания - производитель софта еще не успела подготовить правильные профили), параметры изображения нужно будет настраивать самостоятельно.

Важно знать, что в RAW снимают абсолютно все фотоаппараты. Просто сохранение в RAW у них заблокировано, и камера самостоятельно конвертирует сигнал в JPEG по собственному, известному только разработчикам алгоритму. Таким образом, JPEG - конечный результат обработки снимка фотоаппаратом, данный процесс протекает в несколько последовательных этапов. Этим занимается система обработки изображения - именно так производители называют сейчас связку из специального процессора, дополнительных микросхем и программных алгоритмов.

Зная любовь фотографов к съемке в JPEG, разработчики оснащают почти все современные камеры, включая зеркальные и гибридные модели, расширенными параметрами обработки JPEG. В зеркальных фотоаппаратах Canon это функция Picture Style, в зеркалках Nikon - Picture Control, в зеркалках Sony - стили изображения. Кроме нескольких часто используемых предустановок есть возможность настроить все параметры самостоятельно.

Конечно, вычислительная мощность и интеллектуальность систем обработки постоянно эволюционируют. К примеру, новая система обработки в камерах Lumix, именуемая Venus Engine VHD, и система обработки изображений в камерах Casio оснащаются трехъядерными процессорами; интегральная микросхема Canon DIGIC IV укомплектована быстрой памятью и обеспечивает многоканальное считывание с сенсора. Установка двух этих процессоров в фотоаппарат Canon EOS 7D позволила добиться скорости считывания данных в 144 Мп/с.

Трехъядерный процессор обработки Venus Engine FHD

Программная часть также важна, и она зачастую базируется на обширной базе типовых сюжетов съемки. Камера сравнивает яркостную композицию кадра с базой данных, в которую уже занесено несколько тысяч типовых сюжетов, и использует оптимальные настройки съемки. При распознавании определенного цвета в кадре, например голубого неба, фотоаппараты повышают насыщенность именно голубого цвета. Доходит до того, что камеры учитывают часовой пояс, а также дату и время съемки. Таким образом, ваш фотоаппарат может, к примеру, при съемке закатов автоматически поднимать насыщенность красных и желтых оттенков, делая кадр более «вкусным», а владельца камеры - более радостным.

К сожалению, часто автоматические программы дают сбои либо обеспечивают нежелательные эффекты, сильно завышая/занижая контрастность или насыщенность снимка.

Есть много ситуаций, в которых съемка в JPEG более приемлема. В этом формате имеет смысл снимать в том случае, если вы уверены, что фотографиям не нужна существенная обработка, при съемке больших серий (большим буфером для RAW обычно обладают не самые дешевые зеркальные модели, а у компактных фотоаппаратов и бюджетных зеркальных камер буфер для RAW традиционно не более 10 кадров в серии), а также тогда, когда карта памяти близка к заполнению.

Как протекает путь от момента съемки до сохранения изображения на карту памяти?

Сигнал, полученный с сенсора, интерполируется в RGB, процессор проводит цветокоррекцию в соответствии с установками баланса белого, а затем применяет цветокоррекцию, исходя из установок насыщенности, контраста и других настроек цвета.

После этого система обработки изображения применяет один из спецэффектов, если они были выбраны пользователем, например эффект миниатюры, имитации работы tilt-shift-оптики, искажений объектива типа «рыбий глаз». Если спецэффекты не задействованы, то, наоборот, проводится программная коррекция виньетирования, хроматических аберраций и оптических искажений.

Кстати, именно эти программные методы позволили уменьшить стоимость и размеры таких популярных фотоаппаратов, как Canon S90 и Lumix LX-3 . Чтобы снизить цену устройств и их габариты, компании-производители решили отказаться от сложной оптической схемы объективов, минимизирующей нежелательные искажения.

Малые габариты и высокое качество снимков в Canon S90
стали возможны благодаря программной коррекции искажений объектива

Наконец, камера применяет заданные пользователем настройки шарпинга (повышения резкости) или размытия, параметры шумоподавления на длинных выдержках или высоком ISO и только после этого конвертирует результат в 8-битное изображение, т. е. JPEG.

Самый печальный момент заключается в том, что каждая стадия преобразований приводит к необратимой потере информации в фотографии. И если снимки для вас представляют определенную ценность, то очень глупо отдавать все эти стадии на обработку фотоаппаратом.

Съемка в формате RAW позволяет редактировать изображение в недоступных для формата JPEG рамках. Исправить экспозицию, настройки баланса белого, повысить резкость и удалить шум на изображении можно после. Грубо говоря, все, что вам нужно при съемке в RAW, это получить технически удовлетворительный снимок. Остальное можно доработать.

RAW - это специфический формат, в котором хранится информация о сигнале, снятом напрямую со светоулавливающего сенсора без дальнейшей обработки камерой. Данные в RAW-контейнере могут быть как несжатыми, так и сжатыми, с потерями или без. Однако даже в самом худшем случае сжатия с потерями RAW-файл содержит существенно больше информации по сравнению с JPEG-изображением максимального качества: 12- или 14-битные RAW-файлы гораздо более лояльны к пользовательской обработке, чем сильно сжатые 8-битные JPEG.

Почти все производители имеют собственные форматы RAW: у Canon это *.acr и *.cr2, у Sony - *.arw, *.srf, *.sr2, у Nikon - *.nef, *.nrw, у Pentax - *.ptx и *.pef, а у Samsung - *.srw. Во многих новых моделях используется разработанный Adobe открытый формат DNG (Digital Negative, цифровой негатив).

RAW - это своеобразный непроявленный цифровой снимок. Он хоть и распознается многими современными программами просмотра (со специальными плагинами или без), однако непригоден для печати, а сам файл разными редакторами может быть интерпретирован по-разному. К примеру, один и тот же RAW при просмотре в ACDSee и Picasa существенно отличается.

Формат RAW дает обширные возможности постобработки в некоторых пределах без потери качества. Все те операции, которые процессор фотоаппарата делает самостоятельно, нужно будет проводить вручную. Награда здесь одна - значительно более качественные и эффектные фотографии.

Однако RAW-файлы занимают значительно больше места, они в 3-6 раз крупнее, чем аналогичные JPEG-файлы, а для конвертации необходимы некоторые знания и время на обработку. К счастью, процесс этот достаточно увлекателен, и если у вас в исходнике хороший RAW, вы определенно порадуетесь конечному результату.

RAW-конвертация на примере Adobe Lightroom

Мы рассмотрим RAW-конвертацию на примере Adobe Lightroom версии 3.2. Эта программа заслуживает внимания по нескольким причинам: она достаточно проста в работе, регулярно обновляется и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Приложение хорошо интегрировано с семейством Photoshop и очень функционально, оно одинаково удобно при работе как с отдельными фотографиями, так и с большим числом изображений.

Из недостатков Lightroom стоит отметить требовательность к вычислительным ресурсам компьютера и необходимость ее покупки. Отсутствие русскоязычного интерфейса также зачастую отпугивает начинающих фотографов. Скачать программу можно на официальном сайте Adobe.

Несмотря на достаточно большое число программ такого типа, из которых мы бы отметили бесплатную RawTherapee, Apple Aperture, Phase One Capture One и Bibble Pro, приложение Lightroom, на наш взгляд, является золотой серединой.

Все эти программы заслуживают внимания, так как более сильны в определенных моментах. К примеру, Aperture очень проста в использовании, а Capture One дает лучшие возможности контроля цвета.

В вольном переводе слово lightroom трактуется как место для проявки снимков. В принципе, так оно и есть - это удобный и мощный интерфейс для проявки RAW-изображений и даже работы с JPEG. Приложение Lightroom представляет собой недеструктивный алгоритм обработки изображений. До момента конвертации внесенные в программу снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр эффектов и настроек доступен из кэша приложения. Каждому файлу назначается документ с подробными пользовательскими изменениями, которые записаны в инструкции и затем исполняются при конвертации изображений из RAW.

Такой подход достаточно удобен, и благодаря ему реализована бесконечная история действий со снимком или снимками.

Программа Lightroom позволяет сихронизировать выбранные настройки для группы фотографий, что очень удобно, к примеру, если вы сделали много однотипных кадров и хотите перенести правку сразу на несколько снимков.

В модуле Library заключается особенность программы для каталогизации изображений. Мы не будем заострять на ней внимание. Отметим лишь, что кадры можно сортировать по времени создания, заголовку, координатам съемки, объективу, фокусному расстоянию и т. д. Есть возможность создавать динамические коллекции, автоматически пополняемые по выбранным критериям, и многое другое.

Модуль Library очень мощный и удобный, так же как и модули подготовки к печати (Print), создания слайд-шоу (Slide-show) и публикации в интернете (Web). Их описания хватило бы на еще одну статью, поэтому мы уделим внимание самому важному модулю - модулю обработки (Develop).

В самом верху находится гистограмма изображения по цветам и информация о съемке. Гистограмму можно двигать мышкой, ее определенные участки отвечают за контроль экспозиции, темных и светлых участков кадра. Гистограмма достаточно наглядна и позволяет провести быструю коррекцию кадров, которые изначально были не очень удачными.

Следует отметить, что все настройки следуют в логическом порядке, и если вы не совсем представляете, что желаете улучшить в снимке, можно двигаться по настройкам сверху вниз.

Панель Basic

White Balance (баланс белого). В данном окошке пользователь может выбрать одну из предустановок баланса белого, доступных в вашей камере, или же доверить выбор оптимальных настроек автоматике, обеспечивающей на удивление весьма качественный результат. Если вас не устроили вышеописанные настройки, можно воспользоваться ползунками Temperature (цветовая температура) и Tint.

Самый простой и удобный способ правильно задать баланс белого - это использовать инструмент White Balance Selector (пипетка), которым можно указать нейтральный тон на снимке, например белый или серый участок. При этом показывается сильно увеличенная область под пипеткой, чтобы можно было точнее выбрать правильный нейтральный участок на неоднородных текстурах.

Exposure - один из важнейших инструментов в конвертации. Именно с его помощью производится первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных снимков.

Параметр устанавливает общую яркость снимка и его белую точку. Если во время работы зажать Alt, подсветятся участки кадра, которые выбиты в света, т. е. в них не будет никакой информации, кроме чистого или почти чистого белого цвета. Если в этом нет художественной задумки, потерянные в светах детали стоит попробовать вернуть. Это применимо и к яркому белому свадебному платью, и к текстуре облаков на небе.

Инструмент Recovery призван нам в этом помочь. Он убирает пересветы именно в нужных местах, почти не затрагивая остальные участки фотографии. Если же вы до этого проводили цветокоррекцию, после применения Recovery на снимке может появиться легкая серая вуаль или могут немного измениться цвета.

Инструмент Fill Light (заполняющий свет), наоборот, увеличивает яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки.

Если Recovery почти всегда можно выкручивать до максимума, то с Fill Light стоит проявлять аккуратность - неестественная яркость темных участков может придать даже хорошему снимку плоский и неестественный вид. Оба инструмента помогают попасть в гистограмму, а их разумное применение можно считать легкой вариацией HDR, изображений с расширенным динамическим диапазоном.

Параметр Blacks устанавливает черную точку изображения.

Параметр Brightness очень многие считают клоном инструмента Fill Light, однако это не так - он изменяет яркость для всего тонального диапазона вашего снимка.

Параметр Contrast отвечает за контрастность фотографии. Понижение контрастности делает тоновые переходы более мягкими, а повышение - более резкими.

Три интересных инструмента находятся в подблоке Presence (внешний вид), а их изменение очень сильно меняет саму фотографию.

Инструмент Clarity влияет на микроконтрастность снимка, а именно - на плавность контрастных переходов, таких как грани, контуры объектов. Повышение значения этого параметра создает ощущение резкого кадра, а понижение - эффект мягкого, почти расфокусированного изображения.

Инструмент Vibrance - это, пожалуй, один из самых эффектных, простых и любимых инструментов Lightroom. После его успеха Adobe внедрила аналогичный инструмент в Photoshop CS4. Vibrance - это умная функция повышения насыщенности. Она не затрагивает уже насыщенные цвета, а выборочно и не линейно повышает насыщенность тусклых оттенков. Такой подход позволяет избежать перенасыщения, потери оттенков и различных артефактов на изображении. Кроме того, Vibrance избирательно повышает насыщенность телесных тонов и не дает коже людей превратиться в желто-бежевую субстанцию.

Инструмент Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу. Легкое повышение насыщенности вместе с применением Vibrance позволит получать еще более сочные и яркие цвета. Однако пользоваться Saturation стоит осторожно, выкручивать значение параметра на максимум не следует.

Следующий блок - кривые . Тональная кривая в Lightroom нужна для настройки контрастности в каком-то определенном диапазоне тонов. Несмотря на то, что это очень мощный инструмент в плане улучшения изображения, мы пока не будем его рассматривать, так как для начинающих он достаточно сложен, а лучший способ его изучить - это просто экспериментировать.

Блок цветокоррекции

Данный блок предназначается для коррекции оттенка, насыщенности и яркости (светимости) отдельных цветов. Цвета изначально разбиты на несколько оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, аква, голубой, фиолетовый, пурпурный.

На каждой вкладке параметров Hue (тон), Saturation (насыщенность), Luminance (яркость) имеется список с ползунками для контроля каждого цвета. Однако наиболее удобным способом избирательной цветокоррекции будет использование инструмента-точки. Все, что вам нужно, - переместить ее на необходимый цвет в кадре, к примеру на небо, и с зажатой клавишей мыши подвигать вверх-вниз. Результат применения сразу отображается на фотографии, а такой подход делает очень удобным метод работы на глаз.

В режиме Grayscale все цвета на снимке также можно варьировать и пользоваться инструментом-точкой.

Блок Split Toning

Этот блок будет интересен для людей, желающих добиться творческой обработки, сопоставимой с такими эффектами, как сепия или имитация пленочных цветов. Здесь доступно раздельное тонирование определенным цветом светлых и темных участков изображения. Предлагаем вам поэкспериментировать с блоком самостоятельно.

Блок Details (детализация) включает два весьма важных пункта - Sharpening и Noise Reduction.

Инструмент Sharpening ответственен за повышение резкости снимка. Он работает по тому же принципу, что и инструмент Unsharp Mask в Adobe Photoshop. В этой вкладке находится фрагмент изображения в масштабе 1:1 и параметры настройки алгоритма - Amount, Radius, Detail, Masking.

Параметр Amount отвечает за интенсивность работы алгоритма повышения резкости.

Параметр Radius отвечает за толщину области на границах объектов, в которых будет работать алгоритм. Для современных зеркальных камер с разрешением выше 10 Мп рекомендуемые значения - 0,8-1.

Про RAW-формат и RAW-конверторы

Сначала скажу пару слов о RAW, потом о конверторах, затем сравню результаты их работы. Материал носит обзорно-ознакомительный характер и предназначен для расширения кругозора; задачи досконально разобраться в особенностях работы каждой программы передо мной не стоит. Интересно должно быь как начинающим, так и продолжающим.

Цифровая фотография устроена таким образом, что результат съёмки наполовину, а может и в большей степени, зависит от компьютерной обработки кадра. И первой программой в стандартном процессе обработки фотографий с зеркальной камеры (или продвинутого компакта) обычно является RAW-конвертор. Я расскажу о том, что это такое, зачем надо и какие RAW-конверторы существуют.

Формат RAW
Необходимо понимать: нет такого понятия как "RAW-формат". Это общее название файлов с изображениями, которые не обработаны процессором камеры. Каждый производитель придумал свой формат "сырых" картинок. Это NEF для Nikon, PEF для Pentax, CR2 или CRW для Canon. Особенно важно то, что все эти форматы являются закрытыми, т.е. то, как правильно считывать данные из файлов, известно только производителю камеры. Единственный стандартизированный формат RAW - формат DNG, который был разработан и активно пропихивается на рынок компанией Adobe. Последняя камер не выпускает, но свой кусок пирога откусить хочет. Формат DNG поддерживается некоторыми цифровыми камерами, например, Petnax, Samsung или Leica.


Итак, RAW-файл содержит записанный определенным образом необработанный сигнал с матрицы фотокамеры. Также raw-файлы содержат мета-данные, условия съёмки, некоторые параметры обработки. Особенно ценен такой файл тем, что в нем хранятся все данные, полученные с матрицы камеры, а не то, что осталось после конвертирования. Что и дает несравнимо бОльшую по сравнению с форматом TIFF свободу в обработке фотографии (про JPEG вообще молчу - он подразумевает сжатие с потерями) Конечно, raw-файлы занимают в 3-8 раз больше места по сравнению с JPEG; что ж, одновременно качествено и легковесно не бывает.

Отсутствие стандартизации формата raw-файлов легко объяснимо: каждому производителю фото-камер выгодно выпускать программу конвертирования под свой RAW-формат. Например, для Nikon (NEF) это приложение Capture NX 2, для Canon RAW - программа Canon RAW Image Converter. Именно "родная" программа наиболее корректно отображает цвета на фотографии, хорошо подавляет шумы и т.д. в силу того, что "знает", как правильно считать файл. Но это в теории. На практике же стандартные приложения от производителя обладают рядом недостатков (например, Capture NX 2 отличается крайней неторопливостью работы вне зависимости от конфигурации ПК), что побуждает фотографа искать альтернативные способы конвертирования фотографий.

И еще немного о RAW-файлах
В многих камерах реализована возможность выбора битности RAW-файла - 12 или 14 бит. Чем больше бит тратится на описание изображения - тем больше данных будет записано в RAW-файл, и, как следствие, больше деталей и цветов будет содержать картинка. Также понизится шум. Более подробно со сравнением 12 и 14-битных картинок можно ознакомиться в этой статье .

Некоторые камеры, в основном компакты, по умолчанию не поддерживают съёмку в RAW. Тем не менее для ряда камер есть возможность обойти это ограничение. Например, использование альтернативной прошивки камеры под названием CHDK (Canon Hack Development Kit) позволяет включить поддержку RAW для огромного количества "мыльниц" Canon. Ознакомиться со списком поддерживаемых камер и скачать прошивку можно по этому адресу. Помимо поддержки RAW данная прошивка дает доступ ко множеству других скрытых настроек, позволяет использовать фотоаппарат в качестве web-камеры и т.д. Аналогичный фокус можно проделать и с некоторыми компактами Casio.

RAW-файл несет в себе много служебной информации, например, дату съёмки, фокусное расстояние оптики, модель камеры. И если некоторые данные умеет отображать любой просмотрщик, то часть параметров (например, "пробег" камеры - количество срабатываний затвора) показывается далеко не в каждой программе. Для того, чтобы увидеть полное содержимое мета-данных, хранящихся в RAW-файле, я рекомендую использовать бесплатную утилиту PhotoMe . Попробуйте, узнаете много нового.

Чем удобнее всего просматривать RAW-файлы на компьютере? Наиболее распространенным приложением является ACDSee Pro, главный недостатк которого - крайняя громоздкость и медлительность. Близок день, когда на шуточный вопрос "Кто первым сделает свою операционную систему, ACDSee или Nero?" будет дан конкретный ответ. Я же рекомендую пользоваться просмотрщиком FastStone Image Viewer , который при полной бесплатности, весе в 4.53 МБ и поддержке русского языка умеет читать форматы RAW-файлов всех камер, а работает не в пример быстрее ACDSee.

RAW-конвертор
RAW-конвертор - программа, позволяющая получить из сырого RAW-файла готовую картинку в одном из распространенных графических форматов, и пригодную для последующего редактирования в графическом редакторе. Условно можно сравнить этот процесс с проявкой по аналогии с пленочной фотографией. Любой RAW-конвертор имеет свои собственные (отличные от других, что важно) алгоритмы построения изображения, хранящегося в RAW, поэтому конечная картинка в разных конверторах будет выглядеть по-разному. Также любой конвертор имеет базовые функции работы с экспозицией, возможность тонкой подстройки цветов, коррекции геометрии и дефектов изображения. Некоторые конверторы умеют каталогизировать изображения, создавать их резервные копии и даже загружать их на фото-хостинги, например, flickr. Такие программы, как говорят, реализуют "полный цикл обработки", т.е. при помощи одной такой программы можно проделать все мыслимые операции с фотографией, вплоть до нанесения ватермарка и размещения в Интернет.Все конверторы поддерживают открытие формата DNG, а также сохранение в форматы TIFF, JPEG и PNG. В остальном списки поддерживаемых форматов разнятся. Различают также деструктивное и недеструктивное редактирование. В первом случае результаты работы изменяется редактируемый файл. Во втором случае программа сохраняет настройки в отдельном файле, что дает возможность отметить любую коррекцию, а также создать несколько вариантов обработки. Недеструктивное редактирование применяется всеми без исключения современными raw-конверторами.

О железе
Пару слов о конфигурации компьютера, необходимой для комфортной работы с конверторами. Основной совет простой: чем мощнее - тем лучше. RAW-файлы сами по себе весят обычно около 20-30 МБ. Таким образом, для хранения 100 фотографий в RAW понадобится около 2-3 ГБ дискового пространства. Сам по себе процесс конвертирования сильно зависит от алгоритмов конвертора, но обычно всё-таки загружает процессор полностью. Тенденция такова, что все больше и больше программ "затачиваются" под многоядерные и 64-битные процессоры. Например, Adobe Lightroom начиная с версии 2.6 умеет полноценно использовать 4 процессорных ядра. Что касается оперативной памяти, то её должно быть минимум 1.5 ГБ (при работе с Windows 7). А лучше 6 ГБ и Windows 7 x64.

"Объясните мне наглядно, зачем снимать в RAW".

Вот картинка.

Это неправленный JPEG, полученный конвертированием из RAW без каких-либо настроек. Фактически - внутрикамерный JPEG. Подкрутим этот же RAW в DxO, получим следующее:

А теперь применим те же настройки, но к внутрикамерному JPEGу. И сравним:

Понимаете? Слева получается так, как если бы за исходник мы взяли JPEG с камеры. Справа - если бы обрабатывали RAW.

Итак, переходим непосредственно к RAW-конверторам .

В обзор попали следующие программы:
- Adobe Camera RAW (Adobe Lightroom 3 Beta, Adobe Photoshop CS 4)
- ACDSee Pro Photo Manager 3
- Bibble 5 Pro
- DxO Optics Pro 6
- Nikon Capture NX 2
- CaptureOne 5 Pro

Все эти конверторы предназначены для работы под Windows XP/Vista/7.

В обзор не вошли:
- Corel Photo Paint X3. Тоже умеет конвертировать raw-файлы, но лучше бы не умел.
- Конверторы, работающие только под Linux, Mac OS и пр.
- SilkyPix Developer Studio Pro 4.0. По неизвестной причине отказался запускать на моей системе.
- Ufraw и RawTherapee (dcraw), потому что извращение.

Adobe Camera Raw (Lightroom 3 Beta, Photoshop CS 4)
Сайт программы: www.adobe.com
Стоимость Adobe Lightoom 2.6: около 11000 руб.
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF, PSD, DNG, оригинальный.

Adobe Camera Raw (далее ACR) является не отдельной программой, а плагином для Adobe Photoshop, а также основой Lightroom. Причем в Photoshop CS 4 на данный момент используется ACR версии 5.6, а в последней Lightroom Beta 3 используется ACR версии 6.0. ACR выдает картинки отличного качества и имеет массу настроек. Пожалуй, Adobe Lightroom является вообще самым известных и используемым конвертором RAW. Программа умеет устранять хроматические аберрации , виньетирование и другие дефекты изображения (в ручном режиме). Реализована и возможность шумоподавления (частично отключена в версии ACR 6). Помимо всего прочего Lightroom обладает богатыми возможностями каталогизации, сортировки фотографий, генерации веб-превью, а также поддерживает множество цветовых профилей камер для корректного отображения цветов. Сильными сторонами конвертора является скорость работы, высокое качество изображения, интеграция с flickr.com, а также возможность сохранения совокупностей настроек в т.н. "пресеты". Это означает, что для однотипной обработки серии фотографий нужно обработать один кадр, сохранить настройки и затем применить их ко всем остальным кадрам серии. Программа обладает простым и логичным пользовательским интерфейсом и прекрасно подходит для быстрой обработки больших объёмов фотографий. Поддерживаются плагины от сторонних производителей.

Полезные ссылки:
- толковая 2-часовая лекция по Lightroom ;
- 436 пресетов для Lightroom;
- ЖЖ-сообщество , посвященное Lightroom, где можно задать любой интересующий вас вопрос.

А еще попробуйте зажать Ctrl+Alt+Shift и щелкнуть по меню "Help" -> "About Adobe Photoshop Lightroom" =)

Bibble 5 Pro
Сайт программы: www.bibblelabs.com
Стоимость: $200
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, сохранение в JPEG и TIFF.

Самый старый из RAW-конверторов, Bibble появился аж в 2000 году. Всё в нем устроено просто ясно и понятно. Слева - дерево папок, посередине - обрабатываемая картинка, справа - панель настроек, коих, прямо скажем, ой как немного. В наличии только самые базовые корректировки экспозиции, цвета, баланса белого. Есть возможность повернуть изображение на произвольный угол, есть возможность создавать пресеты настроек. Из интересного - модуль (идет в стандартной комплектации) эмуляции пленочной картинки. В общем - бедненько. не всегда есть возможность отслеживать изменения картинки по гистограмме. Зато работает всё просто с реактивной скоростью. Файлы загружаются быстро, конвертируются за 2-3 секунды. Интерфейс минималистичный и понятный. Возможно Bibble станет для вас той самой программой, с которой вы начнете общение с RAW-форматом.

DxO Optics Pro 6
Сайт программы: www.dxo.com
Стоимость: $149/$299 Pro Edition/Elite Edition
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF и DNG.

Не особенно известная у нас программа, предоставляющая крайне интересные возможности. Прежде всего, наличествуют простые инструменты исправления геометрических искажений кадра, "завалов" объектов по краям картинки, возникающих вследствие съемки широкоугольным объективом. Также программа умеет полностью автоматически исправлять дисторсию в зависимости от камеры и оптики, которой сделан кадр; данные берутся из EXIF"а. В начале работы с картинкой программа считывает мета-данные, лезет в Интернет и загружает необходимый корректирующий модуль. И - вуаля, исчезает "подушка", виньетирование и хроматика. Также отличительным свойством является прекрасный, гибко настраиваемый модуль шумоподавления, наверное, лучший из всех упомянутых здесь программ. Вообще, все настройки в DxO Optics имеют положение Auto, что поможет вам существенно сэкономить время работы с фотографиями. Картинка на выходе получается яркая и контрастная. рабочий процесс так же реализован ясно и просто: выбор фотографий (добавление их в виртуальный проект), корректировка, конвертирование и просмотр. Из минусов - куций функционал местного корректирования цвета, а также низкая скорость непосредственно конвертации. На 4-ядерном процессоре AMD Phenom 9950 2.6 Ггц и 4 ГБ ОЗУ на одну фотографию уходит около 40-50 секунд в зависимости от количества примененных настроек.

Phase One Capture One 5
Сайт программы: www.phaseone.com
Стоимость: $129/$299 CaptureOne 5/5 Pro
Поддерживаемые форматы: открытие всех RAW-форматов, сохранение в любой растровый формат.

Изначально программа предназначалась для работы с цифровыми задниками компании Phase One, потом стала поддерживать и наиболее распространенные raw-форматы. Главная прелесть - в огромном количестве настроек, например, High Dynamic Range (толку, правда, он него мало), Color Editor на основе цветового круга, отдельный инструмент для коррекции цвета кожи и т.д.. В плане настроек цвета это самая богатая программа. Еще отмечу отличную реализацию механизма повышения рекости, по действию схожую со Smart Sharpen(Remove Lens Blur). Однако, автоматических режимов у инструментов нет, а катринка на выходе получается не самая лучшая, на мой вкус. Если хотите получить хороший результат, картинку придется долго и кропотливо настраивать руками.

Ну и вот теперь сравнение картинок. Настраивалось всё так:
- выставляем в каждом конверторе шумоподавление на Auto. Где нету Auto - руками подбираем оптимальный вариант;
- где можно, выбираем настройки профиля Neutral;
- исправление дисторсии, виньетирования, хроматики - обратно Auto;
- остальное не трогаем.

Понятно, что все это не претендует на строгое сравнение. Но общее представление получить можно. Желающие могут скачать полноразмеры (JPEG, q=100%).


JPEG, 45 МБ


JPEG, 43 МБ


- ACDSee - когда кадр сделан на низком ISO, без аберраций, и будет дорабатываьбся в фотошопе.
- CaptureNX - если у вас Nikon + кадр требуется как-то хитро подтягивать.
- Capture One - слоожный. Кажется, он мне не нравится только потому, что я не умею им пользоваться =)
- DxO. Абсолютный победитель. Для парней с мощным железом.