Довольно часто моделисты сталкиваются с очень неприятным моментом. Необходимо изготовить новое остекление кабины (фонарь).

Так как имеющийся в наборе либо потерялся, либо сломался или треснул, либо имеет не правильную форму или плохого качества. Изготовление фонаря , да и вообще прозрачных элементов модели, довольно ответственный момент. Так как прозрачные детали нельзя шпаклевать или наращивать при не точном изготовлении. Деталь должна быть сделана сразу и максимально точно. Существует несколько способов изготовления фонарей. Я хочу остановиться на классическом, не раз проверенном временем. Вытягивание остекление кабины из оргстекла с использование пуансона и матрицы. Сначала делаем матрицу, точно по контуру кабины. Можно сделать небольшой запас 0,1-0,2мм для последующей подгонки, зачистки и полировки. Для этого я использую куски гетинакса, стеклотекстолита или что-то подобное.


После, из пород дерева, типа бука, чтобы не было волокон и было довольно твердым, делаем пуансон. Причем, все размеры пуансона необходимо уменьшить на толщину остекление кабины . А вот по высоте лучше немного увеличить, чтобы нижняя кромка фонаря была над плоскостью матрицы, при вставленном в нее пуансоне. Так же на пуансоне лучше отметить, например карандашом, нижнюю кромку фонаря плюс небольшой запас для отреза.


Для крупных масштабов может подойти оргстекло толщиной 1мм, а вот для таких как 1:72, нужно искать намного тоньше или уменьшать толщину самому.

Кстати, толщина — одна из причин почему некоторые фирмы, особенно при производстве моделей по технологии ЛНД, для изготовления остекление кабины используют пленки. Сейчас из огромного количества упаковок можно подобрать заготовку необходимой толщины. Лично мне, по ряду причин, эти пленки не нравятся, и я для изготовления фонарей использую оргстекло. Но вернемся к нашему процессу изготовления. Для уменьшения толщины я стачиваю одну из сторон заготовки, до необходимой толщины, на куске наждачной бумаги. Обычно новое оргстекло с обеих сторон защищено пленкой. Поэтому с одной стороны удаляем ее, а вторую пока не не трогаем, чтобы в процессе шлифовки не поцарапать.

После получения необходимой толщины 0,5-0,6 мм удаляем пленку. При необходимости, если фонарь хотите сделать открытым, его можно сделать и тоньше. Сторона на которой была пленка будет внутренней, так как она гладкая и без царапин. Теперь около источника тепла, там где мы будем нагревать заготовку, для удобства работы, можно сделать что-то наподобие вот такого стапеля.



Затем переходим к самому процессу вытягивания остекления кабины . Для этого заготовку из оргстекла, держа пинцетом или чем-то подобным, необходимо нагреть до состояния пока она не начнет легко гнуться под своим весом. Нагревать лучше над электроплиткой или над газовой плитой так, чтобы оргстекло не попадало в пламя, а нагревалась над ним. После разогрева нужно очень быстро положить заготовку шлифованной стороной на матрицу и с гладкой стороны надавить пуансоном.

С первого раза у Вас может и не получится. Поэтому, еще один плюс оргстекла, его можно опять нагреть и оно примет первоначальную форму. Затем можно повторить попытку. Конечно это можно делать не до бесконечности. После получения желаемого результата держим пуансон несколько секунд до полного остывания оргстекла. Затем вынимаем заготовку из матрицы и аккуратно начинаем вырезать фонарь.


Если Вы предварительно разметили пуансон, то по линям разметки, пилкой, например из лезвия или специальной, вырезаем нужную деталь.

После подгоняем фонарь по месту. Так как внешняя сторона после шлифовки не обрабатывалась сейчас можно немного подогнать фонарь по форме. Если необходимо, придать остроту граням, потому что в процессе вытяжки острые грани заваливаются. Затем фонарь зачищаем водостойкой наждачной бумагой разной зернистости. После его полируем пастой ГОИ. Сразу скажу, что данный процесс не простой, но после тренировки можно получить детали отличного качества.

В этой статье показан процесс изготовления остекление кабины из оргстекладля самолета ЛаГГ-3 производства фирмы Roden в масштабе 1:72. Вот такой, в конечном итоге, получился фонарь. И так он выглядит на модели.





Красивый прозрачный фонарь модели самолета без "вакушки"? - Легко!

Зачем делать самому остекление для модели самолета ?

Качественное остекление кабины и других прозрачных частей в модели самолета играет важнейшую роль в зрительном восприятии готовой модели - ведь фонарь кабины истребителя или стекла пилотской кабины авиалайнера - это чаще всего первое, на чем останавливается взгляд зрителя (как в общении с человеком его глаза - первое, на чем останавливается взгляд собеседника). Поэтому некачественное остекление может сразу задать пониженный уровень оценки модели, который трудно исправить изящно исполненными шасси или множеством мелких деталей внутри кабины - которые к тому же будут еще и плохо видны через мутный фонарь.

К картонным моделям, выпускаемым ведущими издательствами, в качестве необязательного дополнения все чаще предлагаются готовые фонари и другие детали остекления, которые можно приобрести и не заботиться их самостоятельным изготовлением. Однако, во-первых, готовые детали остекления предлагаются не ко всем моделям, имеющимся в продаже, а во-вторых, многие модели предлагаются для сборки в "электронном" варианте для самостоятельной печати - в этом случае рассчитывать на возможность приобрести готовые детали остекления к модели совсем не приходится.

Как правило, картонная модель включает выкройки деталей остекления. Эти выкройки позволяют изготовить фонарь кабины или его части из отрезков прозрачной пленки. Сделать таким образом фонарь граненой формы, состоящий из плоских стекол или стекол одинарной кривизны (такой, как у немецкого истребителя Bf.109), обычно удается без труда, и выглядит он не хуже настоящего:

Однако если фонарь или его части образованы поверхностями двойной кривизны (как, например, выпуклый фонарь американского истребителя P-51D), изготовить правдоподобный фонарь из плоской пленки уже не удастся: заметные разрезы и стыки плоских участков пленки будут портить его вид и придавать ему некрасивую и неадекватную граненую форму:

Если нет возможности или желания приобретать к модели готовый фонарь и если приложенные к модели выкройки остекления для вырезания из плоской прозрачной пленки не позволяют получить красивый фонарь, остается сделать его самому - так я обычно и поступаю.

Метод "горячего обтягивания"

Единственный приемлемый и доступный в домашних условиях способ изготовления прозрачного фонаря из полимерной пленки заключается в нагревании пленки до размягченного состояния, при котором пленка легко меняет форму, но еще остается пленкой (то есть не плавится) и затем в придании ей нужной формы. Для придания пленке нужной формы используется заранее изготовленный из какого-либо материала пуансон - "болванка", имеющий точную форму фонаря. При этом существуют два способа придания пленке нужной формы :

  • использование вакуумной камеры (см. например, сайт одного из известных производителей вакуумного оборудования и иллюстрации на нем);
  • просто обтягивание "болванки" (пуансона) разогретой пленкой, так называемое "горячее обтягивание" .

Первый способ универсален, но требует наличия вакуумной камеры, устройство которой сравнительно несложно, но которая требует умелого обращения. Универсальность "вакуумного" способа заключается в том, что он позволяет обтянуть разогретой пленкой пуансон почти любой формы (кроме, пожалуй, замкнутой), в том числе и с вогнутостями, на которые разогретая пленка ляжет будучи "присосана" разрежением, которое создает подключенная к камере вытяжка.

Второй способ не так универсален - он не позволяет придавать разогретой пленке форму с вогнутостями, так как не использует разрежение воздуха (вакуум) и нет возможности "вдавить" разогретую пленку в вогнутости пуансона. Если в двух словах, метод состоит в том, что пуансон, задающий форму требуемой прозрачной детали, обтягивается разогретой прозрачной пленкой так, чтобы пленка плотно прилегла к пуансону по всей поверхности. Остывшая пленка сохраняет форму пуансона. При этом не требуется вакуумная камера или какое-либо иное средство, которое прижимает пленку к пуансону в процессе остывания - пленка облегает пуансон исключительно за счет собственного натяжения. Метод пригоден только для выпуклых форм и соответственно для обтягивания выпуклых пуансонов - точнее говоря, не обязательно именно выпуклых, но обязательно невогнутых - не имеющих участков отрицательной кривизны одновременно в двух направлениях.

Этот метод я часто практикую и в этой статье предлагаю описание процесса изготовления фонаря методом "горячего обтягивания" так, как я его выполняю.

Итак, я строю модель и к ней мне требуется выпуклый фонарь. Обычно это модель в масштабе 1:32 или 1:33, фонарь имеет вполне "ощутимые" размеры - от 1 см в каждом измерении (самые "мелкие" - это фонари советских Яков и МиГов военных лет, но и они не ниже 1 см в этих масштабах, считая от "рельсов"). Последовательность моих действий такова:

  • изготовить пуансон ("болванку"),
  • подобрать подходящую прозрачную пленку,
  • подготовить пуансон и пленку к обтягиванию,
  • разогреть пленку до размягченного состояния и обтянуть ею пуансон,
  • дать пленке остыть, не снимая ее с пуансона, затем отделить сформированную пленку от пуансона и очистить ее.

Изготовленный таким образом фонарь я затем вырезаю, помечаю места наклейки переплета и наклеиваю переплет, делаю окончательную отделку и устанавливаю фонарь на модель.

Изготовление пуансона

Прежде всего я достаю материалы, из которых буду изготавливать пуансон:

  • хороший жесткий картон толщиной около 1 мм для изготовления каркаса, клей ПВА для склеивания и грунтовки и мягкую проволоку толщиной 0.5...1 мм для армирования каркаса,
  • гипс (алебастр) для первоначального заполнения каркаса,
  • латексную или акриловую водную шпатлевку для "доводки" гипсового пуансона,
  • аэрозольный акрил для окончательной отделки пуансона.


Самый дорогой продукт в этом наборе - аэрозольный акрил; ниже я пишу, что его можно заменить тем же ПВА или каким-либо имеющимся прозрачным лаком - акрил нужен для того, чтобы получить гладко шлифованную твердую поверхность пуансона, поэтому возможна любая подходящая замена. Далее по цене следует ПВА - можно использовать не такой качественный, как показан, но не следует покупать его в канцтоварах - там он совсем плохой; лучше купить банку в хозтоварах. Шпатлевка и гипс идут по цене бутылки хорошего пива.

Выкройки каркаса пуансона я делаю по доступным чертежам прототипа, принимая также в расчет место установки готового фонаря на модели и относящиеся к нему детали (переплет). В качестве примера, вот так выглядят мои выкройки, сделанные для моделей P-51 (A.Halinski, Military Model 5/2005, 1:33) и Як-3 (GremirModels, 1:32):

Принцип устройства каркаса прост: центральный продольный формер, образующий продольный обвод; поперечные формеры по краям фонаря; промежуточные поперечные формеры по характерным сечениям. Выкройки каркасов учитывают толщину пленки (я обычно использую пленку толщиной 0.1 мм) - то есть контуры сделаны с отступом "внутрь" на толщину пленки, чтобы в дальнейшем полученный фонарь имел точно ту внешнюю поверхность, которая необходима.

Это примеры выкроек, которые мне пришлось делать самому. Однако некоторые картонные модели включают выкройки каркаса для такого пуансона - примером может служить модель Fw.190D издательства GPM:

Изготовление каркаса пуансона по этим выкройкам не составляет труда - хотя в данном случае я бы добавил пару вышеупомянутых поперечных формеров по краям фонаря.

Вырезанный из картона каркас я склеиваю, пропускаю через него отрезок проволоки в качестве арматуры (она впоследствии не дает гипсу вываливаться). Кромки каркаса обтачиваю и окрашиваю цветным маркером - это необходимо для того, чтобы впоследствии, стачивая излишний гипс, можно было вовремя остановиться. Окончательно каркас полностью грунтуется (обмазывается) ПВА - для придания ему некоторой водостойкости.

Когда каркас готов, я развожу гипс и заполняю каркас - с некоторым избытком:

Жалеть гипс не следует - он схватывается быстро, поэтому лучше сразу намазать побольше и так, чтобы весь каркас заполнился. Удалением излишков заниматься не стоит - все лишнее можно обточить потом. Заполненный гипсом каркас оставляется в теплом месте до полного высыхания - визуально это будет заметно по тому, как влажный и темный поначалу гипс светлеет и принимает "сухой" вид. Обычно при комнатной температуре средних размеров пуансон высыхает за несколько часов.

Высохшую заготовку я обтачиваю довольно грубым напильником - до появления торцов каркаса. Затем дотачиваю более мелким напильником:

Когда заготовка приняла нужную форму, я покрываю ее тонким слоем шпатлевки , опять сушу и ошкуриваю наждачной бумагой средней зернистости до получения окончательной формы. Затем покрываю заготовку несколькими слоями аэрозольного акрила и шлифую самой мелкой наждачной бумагой ("нулевкой"). Пуансон готов:

Вместо аэрозольного акрила можно использовать любой другой прозрачный лак, а покрывать заготовку можно кистью. Можно также вместо лака покрыть заготовку клеем ПВА. Во всех случаях следует делать несколько слоев с промежуточной и окончательной шлифовкой. Это важно: оставленные неровности обязательно некрасиво "отпечатаются" на готовом фонаре на самом видном месте.

Выбор прозрачной пленки

Для изготовления фонаря я использую полиэстеровую пленку, из которой в наше время делается множество вещей - пластиковые бутылки, разного рода упаковки и так далее. Другие виды прозрачной пленки (полиэтилен , лавсан) для этой цели не годятся. Выбранная для изготовления фонаря пленка должна иметь следующие свойства:

  • быть абсолютно прозрачной, не иметь неровностей и царапин,
  • при повышении температуры как можно более постепенно переходить из твердого в мягкое состояние без плавления;
  • иметь толщину примерно 0.1 мм.

Первое требование очевидно; второе же требование важно потому, что я разогреваю пленку над газовой конфоркой, где контролировать размягчение пленки можно только визуально. Если пленка быстро переходит из размягченного состояния в расплавленное, с ней трудно работать.

Первое и самое доступное - это пленки из какой-нибудь упаковки . Такие пленки всегда удовлетворяют второму условию - при повышении температуры они размягчаются постепенно и нет опасности "перегреть" пленку до расплавления (это обусловлено тем, что в упаковочных пленках нет добавок, повышающих их прочность или термоустойчивость).

Хуже с первым условием: подобрать упаковку, которая была бы чиста и не исцарапана, довольно трудно. Однако я использую пленку из упаковки конфет "Коркунов" - коробки с этими конфетами, в крышках которых есть "окошки" с вклеенной в них пленкой, дополнительно упакованы в целлофан, поэтому пленка из этих коробок защищена от грязи и царапин и обычно идеально чиста и прозрачна:

Эта пленка также имеет как раз нужную толщину - чуть более 0.1 мм.

Видимо, есть и другие упакованные таким образом вещи, в которых можно найти хорошую прозрачную пленку. Однако, учитывая, что в моей семье покупают конфеты чаще, чем я строю модели, отличной пленкой я обеспечен на годы вперед.

Если найденная подходящая упаковка не плоская, то можно ее "отпустить", осторожно нагревая над газовой конфоркой:

Разогретая упаковка быстро примет плоскую или почти плоскую форму, потому что она была сделана на каком-то заводе из плоского листа полиэстера - как раз упомянутым выше способом вакуумного формования. Это замечательное свойство полиэстеровой пленки - принимать ту форму, в которую она была отлита (чаще всего, как и в данном случае - форму плоского листа) - будет в дальнейшем отмечено в связи с возможностью несколько раз "вытягивать" фонарь из одного и того же отрезка пленки).

Однако следует оценить "отпущенную" пленку на предмет чистоты и отсутствия царапин - в процессе "отпускания" они могут выявиться.

Второй вариант - пленки, используемые для переплетных работ :

Такие пленки обычно чисты и достаточно пластичны и, видимо, годятся для применения (хотя мне не приходилось их использовать). Кроме того, при поиске в сети Интернет я не нашел предложений такой пленки тоньше 0.2 мм - а это многовато. Я думаю, пленки тоньше 0.2 мм просто редкость - по той простой причине, что это слишком мало для прочного переплета ("корочки"). Хотя, возможно, где-то есть и переплетная пленка потоньше.

Третий вариант - пленки, используемые для печати прозрачных материалов :

Несмотря на то, что эти пленки качественные и чистые, у них есть два недостатка.

Во-первых, на них есть слой, предназначенный для удержания чернил или краски при печати. Этот слой делает такие пленки не вполне прозрачными; его надо удалять. С прозрачной пленки, предназначенной для струйной печати, этот чернилоприемный слой смывается теплой водой, однако приходится удалять остатки этого слоя ацетоном - что не очень благоприятно для пленки.

Во-вторых, эти пленки изготовляются в расчете на использование в проекторах, а следовательно, содержат добавки, повышающие термоустойчивость. Из-за этого такая пленка при повышении температуры не сразу размягчается, зато легко переходит из размягченного состояния в расплавленное - уследить за этим довольно трудно. По мере нагревания бывает так, что пленка греться, греется, греется... и вот в момент , когда она стала вроде бы мягкая и начала волниться, она вдруг проплавляется в самой середине. Это выглядит примерно так, как в старинном кинопроекторе заевшая и остановившаяся пленка мгновенно проплавляется в середине лучом света.

Такие пленки после первых опытов я не использую - хотя они имеют идеальную толщину 0.1 мм.

Подготовка пуансона и пленки в обтягиванию

Подготовка пленки заключается в ее очистке от мусора и пыли; имеет смысл также помыть ее с моющим средством (проще говоря, с мылом). Следует также выбрать такой отрезок пленки, чтобы можно было ухватить его за края двумя руками и между руками оставалось достаточное пространство (для примеров, приведенных ниже - примерно 10 х 10 см), то есть идеальный отрезок - 20 х 10 см или немного меньше.

Подготовка же пуансона заключается в покрытии его каким-либо веществом, который исключал бы взаимодействие разогретой пленки с поверхностью пуансона (проще говоря, чтобы разогретая пленка не прилипала к пуансону при горячем обтягивании и легко отделялась от него после остывания). Для этой цели я использую парафин - обыкновенную свечку. Я беру свечку и ее концом натираю пуансон, чтобы он оказался весь испачкан парафином. Потом пальцами растираю парафин так, чтобы вышел ровный восковой на ощупь слой парафина, а лишний парафин смазываю и стряхиваю - оставить надо минимальный слой, никаких бугров. Растирать лучше всего именно пальцами, так как парафин от температуры пальца размягчается и легко размазывается (а излишек смазывается). Можно держать при этом пуансон над газовой конфоркой с малым газом - так, чтобы рукам было горячо, но не более.

Парафин играет роль смазки между пуансоном и пленкой - он гарантирует, что остывающая пленка не пристанет к поверхности пуансона. Кроме того, в силу низкой теплопроводности парафин не дает разогретой пленке быстро остывать при наложении на пуансон - если она быстро остынет, она не успеет принять форму пуансона.

Он также играет роль как бы еще одного выравнивающего слоя, но это не так важно, если поверхность пуансона уже гладкая и чистая.

Разогревание пленки и обтягивание ею пуансона

Для разогревания пленки я готовлю старые теплые кожаные перчатки, рассекатель для газовой плиты и деревянный брусок. Ставлю рассекатель на конфорку газовой плиты и зажигаю средний газ, даю рассекателю прогреться.

В это время устанавливаю пуансон на вертикально стоящий деревянный брусок - так, чтобы можно было руками полностью обернуть пуансон мягкой пленкой. Правильность установки можно проверить, взяв двумя руками за края обрезок полиэтилена таких же размеров, как выбранный лист пленки, и натянув его на пуансон. Если под руками остается еще запас высоты для растягивания горячей пленки, все хорошо; если нет - следует выбрать брусок повыше.

Беру лист пленки за края руками в перчатках и начинаю нагревать его над конфоркой. Момент размягчения пленки в процессе нагревания будет хорошо виден - пленка начнет упруго растягиваться в руках, а поверхность ее станет коробиться и волниться. Для повышения температуры опускаю лист пониже к конфорке, для понижения - приподнимаю. В момент достаточного размягчения пленки я быстрым движением переношу пленку к стоящему на бруске пуансону, накладываю горячую пленку на пуансон, опускаю края пленки слева-справа ниже пуансона и тяну края вниз, пока пленка полностью не ляжет на поверхность пуансона, - то есть обтягиваю пуансон горячей пленкой. Как только это достигнуто, замираю и начинаю дуть на пленку, чтобы она побыстрее остывала. Минуты-двух для этого достаточно.

Этот прием может не получиться с первого раза. Ничего страшного - я снимаю остывшую пленку с пуансона, "отпускаю" пленку над газом обратно до плоского состояния (см. выше, где показано, как это делается для "отпускания" неплоской упаковки), и выполняю обтягивание снова. Это можно делать столько раз, сколько надо - пока не получится идеально обтянутый пуансон, и можно несколько раз использовать один и тот же отрезок пленки - пока он не извозится парафином и не искорежится до неприемлемого состояния. При этом следует контролировать достаточность парафиновой смазки на пуансоне - его поверхность должна быть восковой на ощупь. При необходимости парафин можно добавить.

Охлаждение пленки, снятие ее с пуансона и очистка

Пленку на пуансоне следует подержать одну-две минуты, чтобы она полностью остыла. Затем я снимаю остывшее стекло с пуансона (большого усилия обычно не требуется, если он хорошо смазан). После этого протираю стекло мягкой ветошью (не поцарапав!) или ватой и мою моющим средством (мылом), чтобы удалить следы парафина и прочую грязь, которая окажется.

Фонарь готов - теперь можно его вырезать, клеить нужные детали, доводить до совершенства и приклеивать на место.

Дополнение: способ "горячего обтягивания" от Andrew Inwald

Условно свободно доступный набор для сборки модели Spitfire Mk.Va, созданный Andrew Inwald, недавно появился на форумах KARTONBAU.DE и PAPERMODELERS.COM:

Совершенно замечательная часть набора - оригинальный способ вытяжки фонаря из пленки, а в самом наборе содержатся все (или почти все - за исключением шпатлевки) детали, нужные для этого (точнее, выкройки этих деталей).

Автор предлагает выкройки для пуансона в наборе - причем не только каркас, но и обшивку пуансона:

По этой идее, гипс вообще не нужен, и в то же время за счет каркаса, соответствующего геометрии модели, полученный пуансон будет иметь почти точно ту форму, что нужно. Процесс изготовления пуансона и затем фонаря иллюстрируется следующими страницами инструкции (я уменьшил их и нарисовал пояснения по-русски):

Согласитесь, все просто и логично. Склеенный пуансон достаточно слегка ошпатлевать и ошкурить - причем ошкуривать надо до появления обшивки (это важно, потому что стыки обшивки пуансона задают нужную форму стекла и лишний слой шпатлевки будет ее искажать). Дальше из пуансона (на листах я назвал его "сборкой") делается нехитрое, но оригинальное устройство, позволяющее, во-первых, не обжигать руки при нагревании и обтягивании, а во-вторых, зафиксировать остывшее стекло на пуансоне - он ведь нужен не только для того, чтобы придать форму стеклу, но и для того, чтобы по его краям клеить полоски переплета.

Правда, надо сказать, что моя первая (и единственная) попытка применить этот способ была неудачна - тянуть пленку вверх не слишком удобно, да и перчатки так или иначе потребуются. Тем не менее способ заслуживает внимания.

Вконтакте

О болванах, матрицах и фонарях
или Улица Гипсовых Фонарей

Данная статья изначально была приурочена к моему самому успешному проекту - Kamikace Compact. Изготовление фонаря я к тому моменту уже освоил (на проекте Phoenix Bird), но запечатлеть в фотографиях увы процесс не смог (все было спонтанно, методом проб и ошибок), посему при изготовлении болвана и фонаря соответственно для Камика я процесс детально запечатлел.

Фонари я делаю исключительно из бутылок ПЭТ. Пивные или в которых продают квас. Как минимум 2-3 л и желательно коричневого цвета. В крайнем случае можно и прозрачные, но потом придется красить автомобильной краской изнутри из баллона (чуть-чуть для затуманивания на просвет) ибо полностью прозрачный фонарь на самолете - это порнография и в небе его не видно вообще.

Пенопластовый болван

Фонарь, по технологии гипсовых изделий, начинается с пенопластового болвана.

Используется не шариковый или какой либо такой же гранулированный, а рыжий Пеноплекс или голубой пенопласт, применяемый в электролетах. Пеноплекс желательно самый плотный, какой есть. 30мм пластинами создаем прототип болвана. Высота 70мм по чертежам, поэтому 2 куска вместе и сверху от огрызков 10мм толщины склеиваем пакет. Клеить можно на густой Henkel-евский ПВА или на Титан. На Титане пакет сохнет часа три, на ПВА ночь.

Советую поиметь режущую струну для пенопласта - очень выручает! Однако можно и ножиком разрезать 10мм (лучше с запасом) пластину.

Инструменты, использующиеся для изготовления первичного болвана - строительный лезвийный нож, грубая шкурка, шкурка потоньше, и очень полезная вещь - оба типа шкурок наклеенные на 2 стороны фанерки. Получается очень удобный напильник. Он у меня в основном и используется в ошкуривании болвана.

Заготовку болвана сразу советую делать длиннее, чем плато кабины. Длиннее на 10-20 мм. Это нужно для того, чтобы потом нормально обрезать края натянутой бутылки и срезать возможные складки (об этом скажу ниже).

Сначала срезаем с болвана шматы, приближая его будущий вид к требуемым формам. Сразу скажу, что фонари я делаю на глазок. Ничего не делаю точно по профилю сбоку. Лучше всего иметь перед глазами чертеж и примерно воспроизводить его форму. Так будет проще и меньше ошибок и ляпов.

Тупо срезаем пласты пены и получаем вот такую заготовку:

Основную часть работы делаем фанерным "напильником" и грубой шкуркой. Движения круговые и вдоль фонаря. Стараемся не задирать пенопласт. Когда более или менее форма образуется, доводим другой стороной "напильника" с более мелкой шкуркой.

Если "напильником" не подлезть, то берем в руки кусок шкурки ("гибкой") и, придавливая пальцем, аккуратно обрабатываем нужное место. Таковое у меня было на переходе лобика фонаря в кант повторяющий форму крышки кабины.

Постоянно примеряем болван к фюзу, чтобы достичь максимально близкой формы к передней части и особенно к гаргроту.

В конце всех шкурных работ, проходимся "тонкой гибкой" шкуркой по всей поверхности, дабы максимально сгладить поверхность. В итоге получим примерно такое:

Я всегда делаю из обрезков вот такие надстройки:

Надстройки клею на капельки медленного циакрина с активатором.

Подготовка к литью

Ну что ж, начинается самая сложная часть операции изготовления фонаря и одновременно самая грязная.

В хозмаге купил малярное ведерко с ручкой и тазик для чего-то такого детского.

Ведерко на 6 или 8 литров (не помню уже) будет служить емкостью для матрицы. Ведерко прямоугольное с легким сужением. Очень удачное приобретение за 95р!

Вот так выглядит литейный цех в готовности 100%:

Болван приклеиваем на клее «Титан» к картонке, которая по размерам соответствует плоской части дна ведерка. Сначала в ведерко укладываем мусорный мешок литров на 50 и опускаем туда болван с картонкой (на фото видно). Картонка выпрямляет окружное донное пространство вокруг болвана и не дает ему всплыть в растворе (бывало и такое).

Разводим в тазике алебастр. Важное замечание!!! Нужно понять что с единого раза матрицу не залить, как правило - не рассчитаете объем раствора и наверняка он получится густой. Поэтому я, как правило, заливаю ее в 2-3 захода.

Раствор в данном деле нужен жидкий. Консистенция примерно соответствует жидкой сметане или йогурту:

Технология литья

Сначала льем воду в тазик и туда сыпем алебастр (я пользую стакан сделанный из бутылки) постоянно мешая палкой, кулинары примерно процесс представляют. Когда получится нужная консистенция (не вода и не густота, а жидкая сметана), ничего не дожидаясь, начинаем лить в ведерко. Обливаем сначала сам болван, а затем уже формуем стенки матрицы. Это очень важно. Первым заходом мы делаем некоторую оболочку вокруг болвана, а вторым дорабатываем стенки до большой толщины (которая задается размерами ведерка и самого болвана). Как правило, за время разведения второго захода первый уже застывает. Помните - алебастр очень быстро твердеет!

Высота шапки заливки над темечком болвана - не менее 2 см. Это будет толщина дна матрицы.

Вот так выглядит заливка сразу после второго захода:

Даем просохнуть порядка часа, вытаскиваем за пакет матрицу из ведерка и удаляем пакет и картонку нафиг. Обнажается наш болван:

Уже гораздо позже появилась мысль - при заливке матрицы закладывать в пространство между болваном и стенками ведерка некие элементы - концентраторы напряжений. Скажем полоски картона вертикально, разместив их и плоскостью по диагонали к центру. Ломаться потом будет по ним легче, ибо они нарушают целостность массы матрицы.

Вытащить болван в целости, как правило, не удается, потому его необходимо вытравить. Полностью пенопласт вытравливать не надо - нужно лишь ему помочь выйти самому. Берем ацетон и проливаем его по краям болвана, чтобы подтравить его поверхность. Отверткой, или чем-то таким, пытаемся вытащить-вытянуть болван. Он, как правило, где-то там упирается, посему подливаем ацетончика по краям и подтравливаем нужные места. В конце концов, он выползает с чмоком, оставляя лужу оплавленности. Эту каку аккуратно вытаскиваем, если что-то остается на стенках матрицы, ни в коем случае не ковыряем! Оставляем немного подсохнуть. Ацетон улетучивается и плавленый пенопласт твердеет. Потом его аккуратно снимаем в виде корочки.

Стадию заливки болвана, увы, я не сфоткал, посему опишу на словах. Разделительный слой можно использовать разный. Для фонаря Птицы Феникса я пользовал тот же самый мусорный пакет, но тогда будут неминуемые складки. Поэтому разводим кашу из мыла, и кисточкой смазываем матрицу внутри. После высыхания получается пленка. Кашу кладем 2 слоя, так как первый впитает гипс.

В этот раз я пользовал другой разделитель - растительное масло. В целом тоже неплохо, но гораздо хуже, чем мыло.

Раствор для болвана нужно чуток пожиже делать. Это крайне важно! Если передержать раствор в тазике, то потом качество болвана будет не на высоте и потребуется его шпаклевка. Что собственно у меня на этот раз и было. :-(

После заливки раствора, выдерживаем часа три и очень аккуратно разламываем матрицу. Долотом и молотком стараемся сначала торцевые стеночки сколоть и потом очень аккуратно делаем неглубокую канавку на дне матрицы (где у нас находится темечко болвана). Таким образом, матрица будет разваливаться по этой линии напряжения. Далее несильными ударами молотка с долотом по стенкам матрицы пытаемся расколоть (лучше скалывая куски со стенок) матрицу надвое. В итоге получаем семечко:

Данный болван из-за растяпства (передержал раствор для болвана и он начал уже густеть, при заливке став как картофельное пюре) пришлось шпаклевать очень жидким раствором алебастра и потом активно шкурить. В идеале получается относительно гладкий болван, который потом надо минимально шкурить.

Процесс обтяжки

Процесс обтяжки также не заснял (не было свободных рук), посему также опишу на словах. Заранее подобранную бутылку обрезаем вокруг донышка у его основания. Бутылку желательно цилиндрическую, без всяких сужений посередине и выдавленных рисунков. В общем, бутылка должна быть максимально гладкая. Я нашел классную бутылку от кваса (еще летом, когда этого добра было навалом).

Засовываем болван в бутылку таким образом, чтобы горло бутылки попало на передний торец болвана и слегка внизу (болван в бутылке будет слегка перекошен). Подсовываем в пространство между стенкой бутылки и дном болвана деревяшек, чтобы сократить объем утяжки (бутылка не бесконечно утягивается!).

Строительным феном сначала "закрываем" бутылку, то есть греем "юбку" получившейся конструкции чтобы края бутылки обернули сзади болван (это для того чтобы болван не выдавило из бутылки при утяжке основной части поверхности). Причем стараемся греть сначала сверху болвана, а потом снизу. Это чтобы складок не образовывалось (у меня она получилась все-таки на самом верху).

Далее греем основную часть, утягивая все пространство бутылки на болване. Температуру фена не на максимум (у меня фен греет с двумя температурами - 300 и 600°С), а на средней (я грел на 300). Бутылка может начать плавиться, если греть по максимуму.

В общем, после максимального разглаживания бутылки на болване, срезаем по торцам бутылку, срезаем заворот на заднем торце и горло на переднем, а также разрезаем бутылку снизу. Снимаем фонарь с болвана и вот он промежуточный результат!

Финальные фото результата:

Александр Нискороднов (NailMan)

31 декабря 2019 г. Поздравляем всех наших друзей и коллег с наступающим Новым годом! Желаем успехов и новых прекрасных моделей.

Два простых способа изготовления переплётов на фонарях авиамоделей.

Сергей Машнов aka Sam Blake

просмотр фото в отдельном окне
просмотр фото в режиме "lightbox"

Одним из видов работ при сборке авиамоделей является изготовление остекления на фонаре кабины.

Есть несколько технологических приёмов для этого.С двумя из них, на мой взгляд, самых простых, хотелось бы вас познакомить.Для этого в первом случае будем делать маски на остекленни простой формы, во втором- на криволинейных поверхностях.

Для первого (1) нам понадобится малярный, автомобильный или лучше всего специальный модельный скотч и очень острый нож.Для второго (2)-клей БФ-2.Желательно брать его в аптеках и самое главное-чтобы он был на этиловом спирте.Желательно проверить его перед применением на ненужном прозрачном литнике.Сейчас китайцы за ночь могут подделать даже мавзолей на Красной площади, не то что рецептуру клея.
Клей сам по себе довольно текучий,но я развожу его ещё больше спиртом для лучшего растекания.Однако в этом случае приходится переворачивать фонарь, чтобы клей равномерно растекался по поверхности,не скапливаясь внизу.

1.Отрезаем скотч и наклеиваем его на остекление по возможности таким образом, чтобы его ровные края совпадали с переплётом фонаря.Желательно избегать также наложения ещё одного слоя скотча. Зубочисткой проводим линии вдоль переплёта, добиваясь максимального прилегания скотча.Затем карандашом проводим линии по кромкам переплёта для того, чтобы было лучше видно где прорезать маски.
2.Тонкой палочкой (я использую для этого куски жёсткой проволоки или кусок спицы от зонта) равномерно наносим на всю поверхность остекления клей.Процедуру повторяем часа через два, нанося второй слой клея.
Для окончательной сушки требуется не менее трёх часов

1-2.Острым ножом аккуратно проводим по нанесённым линиям, стараясь не зацепить укрытые участки.

1-2.Удаляем отрезанные полоски скотча и клея, обнажая те места, которые должны быть закрашены.

Акриловые изделия

Акриловое или органическое стекло применяется в авиации уже почти сто лет. Изобретение этого материала пришлось на период между двумя мировыми войнами. Уникальные характеристики акрила стали причиной его повышенной востребованности в области боевой и гражданской авиации. Новый материал для ветрового стекла кабины пилота обладал оптической прозрачностью, безосколочностью, водостойкостью. В послевоенные годы скорости и высоты полетов неукротимо росли, отрасль развивалась бурными темпами.

Одновременно развивались технологии изготовления акрилового стекла, свойства этого материала стремились к совершенству. Повышенная востребованность оргстекла в авиации наблюдается и в наше время - акрил является единственным материалом, способным выдержать сложнейшие условия эксплуатации в воздухе. Сегодня только акриловое авиационное оргстекло используется для остекления кабин пилотов боевых и гражданских самолетов и вертолетов.

Ветровые стекла для самолетов и вертолетов: остекление боевых авиамашин

Акрил выступает мощным силовым звеном наряду с металлическими элементами конструкции корпуса. От надежности ветрового стекла самолета или вертолета зависит безопасность экипажа и успех проведения боевых операций, поэтому мы берем на себя полную ответственность за качество своей продукции.

- Высочайшая ударная прочность. Прочность определяется из расчета наиболее сложных условий эксплуатации во время боевых действий. Акриловое стекло для авиации выдерживает не только удары птиц, но и вибрационные нагрузки, связанные с экстремальным маневрированием машины. Использование акрила с пулестойкими свойствами защищает боевую машину от осколков в самые ответственные минуты боя.


Гражданская авиация: ветровые стекла для самолетов и вертолетов на заказ

Акриловое остекление - отличное решение для изготовления ветровых стекол для самолетов и вертолетов на заказ. Акрил позволяет создавать модели элит-класса, уникальные по своему конструктивному исполнению. Независимо от того, кто будет пользоваться авиамашиной - частные лица или официальные представители государств - требования к таким конструкциям очень высоки. Самолеты и вертолеты повышенного комфорта для VIP-персон должны обеспечивать абсолютную безопасность перевозки и при этом иметь высококлассный внешний вид. Акрил позволяет легко и без лишних затрат решить эти задачи.

Превосходные эстетические характеристики. Блестящее и идеально гладкое акриловое стекло обладает высокой светопропускной способностью, прозрачность материала сохраняется в любых погодных условиях на протяжении всего срока эксплуатации.

Любое конструктивное исполнение. Технологические возможности акрила позволяют создавать авиационные изделия из акрила любой конфигурации без минимального ущерба для прочности и надежности.

Самоочищаемая поверхность. Возможности акрила в вопросе обеспечения идеального состояния остекления достаточно широки. Благодаря специальному грязеотталкивающему покрытию, поверхность стекла всегда остается чистой и блестящей, а потому не требует интенсивного ухода.

Защита от шума и ультрафиолета. Специальные технологии позволяют изготавливать ветровое стекло для самолетов и вертолетов на заказ с защитой от негативного воздействия солнечного излучения и шума. Пребывание в салоне становится максимально комфортным, при этом естественная освещенность остается на максимальном уровне.

Морозо- и термоустойчивость. Акриловое остекление авиационной техники предназначено для эксплуатации в широком диапазоне температур - от палящего южного зноя до жгучих северных морозов.

Компания АкрилШик обладает мощным технологическим потенциалом, позволяющим работать со сложным авиационным остеклением в соответствии с жесткими требованиями государственных и международных стандартов.

Полировка остекления самолетов и вертолетов

Чтобы остекление авиационной машины служили долго и безотказно, необходимо периодически выполнять полировальные работы. Полировка позволяет удалить мельчайшие потертости, царапины, которые могли появиться вследствие контакта с птицами, насекомыми, загрязнениями, атмосферными осадками. На гладких полированных поверхностях не задерживаются мельчайшие частички загрязнений, влаги, наледи. Происходит эффект самоочищения поверхности. Своевременное обращение к нашим специалистам для сервисного обслуживания - это гарантия длительной эксплуатации авиационного остекления. Регулярная полировка улучшает не только эксплуатационные, но и эстетические характеристики машины. Качественно отполированное стекло предоставляет шикарный обзор, четко передает цвета и формы. Глянцевые поверхности подчеркивают презентабельный внешний вид воздушного транспортного средства и служат атрибутом высокого статуса владельца машины. Доверив полировку остекления нам, Вы сделаете выгодное вложение в долговечность и надежность воздушного транспортного средства. Полировальные работы выполняются специалистами высокого класса. Бригада мастеров может выехать на объект в любой город России и выполнить полный комплекс полировальных работ остекления самолета или вертолета под ключ.

Авиационное оргстекло

Технические характеристики авиационного оргстекла по ГОСТ 10667-90:


Авиационное оргстекло ГОСТ 10667-90. Для остекления воздушных видов транспорта разработан широкий ассортимент органических стекол. Рассмотрим один из самых популярных вариантов - авиационное оргстекло (акрил), которое производится по ГОСТ 10667-90. Толщина такого стекла варьируется в пределах 1…50 мм. Размеры листовых заготовок: 1170х1340 мм и 1500х1700 мм. Другие габариты листов заказываются на предприятиях-изготовителях по индивидуальным запросам. Марки авиационного оргстекла: СО-95А, СО-120А. Аббревиатура СО обозначает «стекло органическое», последующая цифра - температура размягчения, при которой осуществляется термическая формовка оргстекла, буква «А» указывает на то, что материал предназначен для применения в авиации, а именно - для остекления самолетов и вертолетов.

Авиационное оргстекло ГОСТ 10667-90 обладает отличными эксплуатационными характеристиками. Показатели пожарной безопасности соответствуют ГОСТ12.1.044. Материал не выделяет токсичных веществ при температуре эксплуатации.

Технические характеристики авиационного оргстекла PLEXIGLAS GS:


Авиационное оргстекло PLEXIGLAS GS. Компания Evonik, с которой мы сотрудничаем много лет, также предлагает линейку органических стекол для применения в авиации. В частности, для остекления летательных аппаратов используется оргстекло марок PLEXIGLAS GS 249, PLEXIGLAS GS 245, PLEXIGLAS GS 241. Эти материалы обладают отличными оптическими свойствами, механической прочностью и устойчивостью к излому, небольшим весом и жесткостью поверхности. Дополнительные межмолекулярные связи делают оргстекло устойчивым к средам, вызывающим растрескивание.

Материал производится как в бесцветном, так и в тонированном прозрачном исполнении. Толщина - от 2 до 85 мм. Оргстекло для авиации PLEXIGLAS GS сертифицировано в соответствии со стандартами авиастроения. Основное направление применения авиационного оргстекла PLEXIGLAS GS:

  • - остекление сверхлегких летательных аппаратов;
  • - фонари планеров;
  • - остекление вертолетов;
  • - фонари самолетов;
  • - остекление кабин самолетов коммерческой авиации;
  • - фонари и лобовые стекла истребителей;
  • - многослойные лобовые стекла авиационных машин.