Звуковая карта (или плата) – устройство, отвечающее за воспроизведение звука. Это обязательный компонент любого современного компьютера, ведь без него невозможны даже такие простейшие действия, как прослушивание музыки, просмотр фильма или видеоролика, воспроизведение звукового ряда любой компьютерной игры.

Приступая к выбору звуковой карты для компьютера, следует знать, что они выпускаются в трех формах:

  • внутренние интегрированные;
  • внутренние дискретные;
  • внешние.

Интегрированные звуковые карты являются самым бюджетным вариантом. Это отдельная микросхема, впаянная в материнскую плату. Обычно на более солидные системные платы припаивают более качественные звуковые чипы, а материнские платы попроще содержат недорогой чип (например, «Realtek»).

Однако экономия на покупке звуковой карты оправдана лишь в том случае, когда к качеству воспроизводимого звука не предъявляются сколько-нибудь высокие требования. Следует заметить, что сами по себе звуковые чипы могут выдавать достаточно качественный звук, однако, после впаивания на результат их работы начинают оказывать воздействие внешние факторы. В первую очередь, это электрические шумы, которые неизбежно возникают на системной плате и влияют на характеристики аналоговой части звукового сигнала.

Кроме того, встроенный звуковой адаптер не имеет собственного процессора. Соответственно увеличивается нагрузка на центральный процессор, что в некоторых случаях может приводить к задержке звукового сигнала или «подвисанию» звука. Не стоит забывать и о том, что интегрированные карты не рассчитаны на подключение мощных высококлассных внешних устройств. Они могут работать лишь с недорогими наушниками и микрофонами, а также с мультимедийными системами акустики.

Дискретные звуковые карты

Дискретная звуковая карта представляет собой самостоятельную плату, которая устанавливается в свободный PCI слот. Это самый древний тип плат – именно их применение в свое время превратило безмолвные ЭВМ в мультимедийные компьютеры. Дискретные карты имеют звуковой процессор, который выполняет функции обработки звука, микширования звуковых потоков и так далее. Это дает возможность уменьшить нагрузку на центральный процессор, что, безусловно, повышает производительность компьютера и улучшает качество воспроизведения звукового сигнала.


Такие платы дают более пристойный звук в сравнении с интегрированными. Как правило, при их использовании не наблюдаются помехи и задержки звука. Можно использовать более мощные внешние устройства – качественные колонки или наушники, возможно подключение системы «домашний кинотеатр». Обычно в комплекте с дискретной звуковой картой поставляется диск с программным обеспечением, которое, кроме прочего, позволяет производить обработку звука в автоматическом режиме. Ручная настройка, как правило, выполняется через установленный на компьютере аудиоплеер.

Внешние звуковые карты

Для получения высококачественного профессионального звука необходима установка внешней звуковой платы . Безусловно, это должно быть хорошее дорогое устройство. Дешевые USB-карты качественным звуком не отличаются. Внешние звуковые платы появились достаточно недавно. Они выглядят как небольшие пластмассовые или металлические коробочки, оснащенные определенным количеством входов и выходов для подключения внешних устройств. Некоторые платы дополнительно снабжены различными настроечными регуляторами. К компьютеру такие звуковые карты подключаются при помощи USB или WiFi интерфейсов.



Их явным преимуществом является невосприимчивость к внешним помехам и шумам. Этот эффект достигается при помощи специальной изоляции. А использование в устройстве качественных элементов позволяет добиваться отличного звукового потока. Кроме того, внешнюю плату можно легко и быстро подключить к любому компьютеру. Конечно, для получения хорошего звука необходимо использовать мощные акустические системы, в противном случае тратиться на дорогую звуковую карту нет абсолютно никакого смысла.

Внешние платы гораздо более функциональны, чем внутренние. Они позволяют использовать весь широчайший диапазон возможностей качественной аудиоаппаратуры. Кроме функции вывода звука, они реализуют и функцию записи звуковых сигналов – на корпусе имеются входы для подключения различных типов микрофонов.

Каждая внешняя звуковая карта поставляется в комплекте с программным обеспечением. Как правило, это пакет приложений, которые позволяют настроить выводящие устройства на максимально комфортный звук. Кроме того, они обеспечивают автоматическое обновление драйверов, что является достаточно удобным.

Итоги

Подводя итоги, следует заметить, что при выборе типа звуковой платы в первую очередь нужно ориентироваться на требуемое качество звука и уровень акустической аппаратуры, которую планируется использовать.

Домашний компьютер уже давно из рабочей станции превратился в полноценное мультимедийное устройство. Помимо серфинга в интернете и общения в соц. сетях, современный ПК позволяет своему владельцу просматривать видеоролики, слушать музыку, обрабатывать аудиофайлы, играть и пр. Чтобы выводить аудио сигнал на колонки или наушники, необходима звуковая карта (ЗК). Далее рассмотрим существующие разновидности, назначение и конструктивные особенности этих устройств.

Как выбрать звуковую карту

Главной задачей звуковой карты является преобразование цифрового сигнала в аналоговый, вывод его на наушники, колонки и пр. Сегодня, все современные материнские платы оснащены интегрированной звуковой картой, которая способна обеспечить вполне сносное качество звука. Минусами данного решения являются:

  • снижение производительности компьютера, обусловленное расходом ресурсов центрального процессора;
  • отсутствие качественного преобразователя сигнала, который обрабатывается при помощи аппаратного кодека.

Это основные факторы, заставляющие пользователей отказываться от интегрированных решений и приобретать дискретные модели для своих компьютеров. Для того чтобы правильно выбрать данное устройство, нужно ознакомиться с видами звуковых карт, их назначением, техническими характеристиками, сферой применения.

Виды звуковых карт

Сегодня, все звуковые карты принято классифицировать по следующим признакам:

  1. Типу расположения. Различают интегрированные, внутренние, внешние.
  2. Способу подключения. Интегрированные карты – не съемные, впаяны непосредственно в материнскую плату. Внутренние модели подключаются к системной плате через разъемы PCI или PCI-Express. Внешние, подключаются к ПК через порт USB или через высокоскоростной интерфейс

Совет: при выборе недорогой внешней модели, лучшим вариантом подключения будет использования высокоскоростного порта USB 3.0. Если в вашем ПК такового не предусмотрено, то можно приобрести плату расширения, подключаемую к разъему PCI.

  1. Техническим характеристикам. Наиболее значимые позиции в технических характеристиках звукового модуля – соотношение сигнал/шум, коэффициент гармоник. Для хороших карт первый показатель находится в пределах 90 – 100 Дб; второй – менее 0,00 1%.

Важно! Обращайте внимание на разрядность цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразователя. Норма – 24 Бита. Чем выше данный показатель – тем лучше качество (ЗК).

  1. Назначению. Звуковые модули можно условно разделить на мультимедийные, геймерские, профессиональные.

Внешняя звуковая карта

Внешние аудиокарты представляют собой небольшое устройство, которое подключается к ноутбуку или ПК по высокоскоростному интерфейсу FireWire. Данная конструкция решила две основных проблемы: увеличила помехоустойчивость карты, что положительно отразилось на качестве звука, освободила слот PCI, количество которых в ПК ограничено.

Сегодня, существует два стандарта FireWire: IEEE 1394, пропускная способность которого 400 Мбит/с; IEEE 1394b, который поддерживает скорость передачи данных до 800 Мбит/с. Аудиокарты с интерфейсом IEEE 1394 поддерживают работу до 52 каналов благодаря возможности последовательного подключения устройств на одну шину. Внешние звуковые карты с FireWire интерфейсом относятся к полупрофессиональному и профессиональному оборудованию.

Важно! Для подключения внешней аудиокарты к лептопу потребуется PCMCI – FireWire переходник.

Звуковая карта с usb

Данные устройства появились на отечественном рынке около 6 лет назад. Подключение устройства к ПК происходит через порт USB. Данные модели оснащены выходом на колонки или наушники и входами на один или несколько микрофонов.

Основные достоинства данной технологии:

  • Универсальность. Все современные компьютеры оснащены данным интерфейсом.
  • Улучшение качества воспроизведения, записи звука, по сравнению с интегрированными моделями.
  • Мобильность, простота подключения, настройки карты. Как правило, большинство бюджетных моделей не требуют установки дополнительных драйверов. На более дорогие модели драйвера поставляются в комплекте с устройством.

Недостатком данных аудио конвертеров является сравнительно низкая скорость передачи данных. Для интерфейса USB 2.0 скорость передачи данных не превышает 480 Мбит/с.

Студийные звуковые карты

Студия звукозаписи имеет свою специфику. Студийные аудиоконверторы оснащены массой различных входных, выходных разъемов для подключения инструментов, микрофонов и другого студийного оборудования. Входные коннекторы:

  • XLR – разъем для подключения конденсаторного микрофона.
  • Jasc3. Не баластный разъем для подключения таких инструментов, как гитара и другие акустические инструменты со звукоснимателями.
  • Jasc3. Баластный разъем для подключения клавишных и т.д.
  • S/PDIF – предназначен для записи цифрового стерео сигнала.

Выходные:

  • Jasc3. Баластный. Для передачи сигнала на другие устройства.
  • Jasc 5/6.3 Для подключения наушников.
  • S/PDIF – предназначен для передачи цифрового стерео сигнала.

Для работы аудиоконвертеров, обычно производители поставляют драйвера. Наиболее современные модели не имеют даже их: студийные звуковые карты используют протокол ASIO который позволяет устройству с подключенным инструментом обращаться напрямую.

Звуковые карты для микрофонов и гитар

Для записи звука с микрофона или звукоснимателя гитары подойдет практически любая внешняя аудиокарта с необходимым количеством входных разъемов. Единственное, что нужно знать при выборе – это качество устройства, которое, как правило, выражается в его стоимости. Основной проблемой съема звука с микрофона или звукоснимателя акустической гитары является искажения звука. Выбирайте аудиоконвертер премиального сегмента, который позволит сохранить звучание голоса и инструмента в его первородном состоянии.

Профессиональные звуковые карты

Особенностью профессиональных конверторов звука является отсутствие драйверов в поставке. Кроме этого, в стандартной комплектации, устройство такого типа не имеет инструментов для регулировки уровня звука. Все операции производятся программно; вся информация выведена на специальную контрольную панель. Качество звука обеспечивается встроенными дорогостоящими преобразователями. Отсутствие помех и искажений – качественными фильтрами питания.

В профессиональных аудиокартах применяются балластные входы и выходы сигнала. Выходные разъемы адаптированы для подключения музыкальных инструментов: RCA; Jasc 6.3; XLR коннекторы. Особенностью профессиональных карт является способность поддерживать практически все стандарты, и даже такие редко применяемые, как GSIF и ASIO2.

Особенности звуковых карт lexicon

Аудиоконверторы Lexicon – это внешние устройства, представляющие собой полноценную студию звукозаписи.

  • Встроенный USB микшер.
  • Специально разработанное ПО с плагином реверберации.

Оснащение: линейные входы TRS и линейные выходы TRS и RCA. В зависимости от модели, звуковые карты Lexicon позволяют обрабатывать несколько входных сигнала одновременно и записывать два независимых трека. Подключение к ПК через интерфейс USB.

В качестве заключения

Как уже отмечалось выше, внешняя звуковая карта может иметь интерфейс USB или FireWire. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Правильный выбор интерфейса зависит исключительно от поставленной задачи.

FireWire следует выбирать, если вы музыкант и вам требуется обработка аудиосигнала в режиме реального времени. Карта с высокоскоростным интерфейсом потребуется тем, кто записывает звук одновременно с 18 и более каналов. Для всех остальных случаев специалисты рекомендуют применять USB-аудиокарты, которые просты в использовании и не требую дополнительных вложений для модернизации вашего ПК.

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность
– это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».

В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.

Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->

Эволюция порой меняет предметы до неузнаваемости. Взгляните на тех же обезьян… Конкретно в IT-индустрии это происходит настолько быстро, что зачастую старые названия предметов уже никак не могут соответствовать сути. Разве повернется язык назвать килограммовую махину в железном боксе с кучей ручек «картой»? А ведь иначе никак…

Историческая справка

PC Speaker был первым. И, что удивительно, до сих пор существует во всех современных PC. Включая компьютер вы слышите его немелодичные трели…

PC Speaker реально использовался для воспроизведения музыки в старых DOS’овских игрушках и простейших программах для написания музыки, в основном обучающих - «пищалка» умела и умеет воспроизводить элементарные звуки заданной частоты. В 80-х PC Speaker использовали также для воспроизведения более сложной музыки, но очень недолго.

В 1982 году появилась звуковая плата Tandy. Вернее, платой это чудо назвать трудновато: штуковина имела встроенный динамик и воспроизводила через него звуки заданной частоты и громкости.

Затем был Covox. Это довольно несуразное устройство, которое подключалось к компьютеру через принтерный (!) LPT-порт и воспроизводило звук с помощью первого в истории PC цифроаналогового преобразователя. В Сети до сих пор валяется достаточно много руководств по созданию самодельного Covox’а.

Первой же массовой компьютерной звуковой платой стала Adlib. Секрет успеха состоял в том, что она использовала чип от Yamaha, разработанный для использования в игровых автоматах. Помните PacMan’а? Душераздирающие пищащие звуки были перенесены в первые DOS-игры, что радовало первых PC-геймеров невероятно. Все приличные игры с 1987 начали использовать возможности Adlib-синтезатора. Плата была способна воспроизводить девять видов музыкальных инструментов и шесть ударных, что по тем временам было вершиной инженерной PC-мысли.

Ну а в 1989 появился Sound Blaster. Новая плата была откровенным клоном Adlib, но к музыкальному синтезатору добавила поддержку цифровых записей - Sound Blaster’ы позволяли воспроизводить и записывать любые звуки в формате 8 бит, 22кГц. SB мгновенно стал стандартом де-факто; все игры и музыкальные программы поддерживали Sound Blaster.

Далее пошли SB-модификации: SB 2.0, SB Pro с поддержкой стерео, и венец творения - Sound Blaster 16. Последняя плата стала объектом клонирования самыми различными азиатскими производителями, за счет чего заявление о SoundBlaster-совместимости стало синонимом высококлассной для первой половины 90-х звуковой платы.

Стандартом мультимедиа стал режим 16 бит, 44кГц - так называемое «CD-качество», будучи, впрочем, таковым только формально. На самом же деле качество звучания плат тех лет было настолько отвратительным, что ни о каком CD-качестве и речи не шло.

Одним из самых значительных переворотов в мире звуковых плат стал Sound Blaster Live!. Он ознаменовал переход с устаревшей шины ISA на PCI, что дало море новых возможностей: огромную пропускную способность, использование памяти компьютера для хранения сэмплов и многое другое. Качество звучания Live! было значительно выше всех своих предшественников и остается приемлемым до сих пор.

На этом история заканчивается, и начинается «наша эра».

Зачем они нужны

Сегодня звуковые карты – это целый класс устройств, многие из которых служат гораздо более высоким целям, чем простой вывод MP3-файлов в пятидолларовые колонки. Они становятся центрами домашних кинотеатров, Hi-Fi систем, домашних и профессиональных студий…

Кстати, платы называли платами собственно потому что они представляли из себя печатную плату, вставляемую в ISA или PCI-слот. Сегодня же звукокарты подключают и через USB, FireWire, PCMCIA… Короче, пора разобраться.

Классификация звуковых карт

Встроенные звуковые карты

Куда они встроены? В материнские платы. Прямо на «мать» напаивают входы/выходы и кодеки, а всю вычислительную обработку на себя берет центральный процессор. Подобное звуковое решение почти бесплатно, потому и для непритязательных пользователей более чем приемлемо – несмотря на отвратительное качество звучания. Не пытайтесь использовать эти устройства для воспроизведения MP3-файлов с качеством выше 96кб/с! Не почуствуете разницы. Во избежание шока ни при каких условиях не втыкайте в эти платы микрофон – не узнаете свой голос.

В последних материнских платах встроенные карты предусматривают 5.1-выход – то есть, теоретически, даже с помощью такой штуки можно построить «домашний кинотеатр», подключив комплект акустики 5.1. Но этот вариант – для самых ярых ненавистников звука в современном кино.

Ценовой диапазон: $0-4 (в виде доплаты за материнскую плату с аудио).

Мультимедийные звуковые карты

Это наиболее древняя категория плат: именно они появились первыми и сделали компьютер средством воспроизведения и записи музыки. Эти карты, в отличие от встроенных, обладают собственным звуковым процессором, который занимается обработкой звука, расчетом трехмерных звуковых эффектов используемых в играх, микшированием звуковых потоков и т.п., что позволяет разгрузить центральный процессор компьютера для обработки более важных задач.

Как правило, качество звука в отдельных мультимедиа-картах действительно выше оного у встроенных. К ним можно не стесняясь подключать не самые плохие компьютерные колонки и наборы акустики – хотя до уровня Hi-Fi тут еще очень далеко. Домашний кинотеатр будет звучать уже более-менее пристойно в сочетании с комплектами 5.1-акустики, сделанными специально для компьютерного применения.

Более того, записывать звук с помощью мультимедийных карт уже кое-как можно: на уровень караоке вполне потянет. Да и несложные программы для работы со звуком будут нормально функционировать.

Несколько лет назад рынок мультимедийных плат был весьма насыщенным, велись бои производителей и их продуктов… Самыми яркими конкурентами были Aureal и Creative. Карты этих компаний использовали разные алгоритмы работы с 3D-звуком – у каждой были свои поклонники.

С приходом материнских плат со встроенным аудио конфликты разрешились сами собой: все производители дешевых звуковых карт умерли. На плаву осталась только Creative со своей линейкой Sound Blaster Audigy/Audigy2, считающейся топовым уровнем в мультимедиа.

Ценовой диапазон: $15-80.

Полупрофессиональные звуковые карты

Собственно называть эти платы можно по-разному – либо полупрофессиональные, либо топовые мультимедийные… Но скорее это все же полупрофессиональные платы. Как правило их выпускают производители профессионального оборудования, ориентируясь не на музыкантов, а на любителей хорошего звука. Иными словами – карты для аудиофилов.

Они отличаются от мультимедийных в первую очередь профессиональными схемотехническими решениями и высоким качеством воспроизведения звука. При этом в них, как правило, не используются серьезные звуковые процессоры, и опять же всю тяжесть обработки 3D-звука взваливает на себя центральный процессор.

Зато для прослушивания музыки эти карты подходят идеально. При наличии хорошей акустики, лишенной позорного определения «компьютерная», или приличных наушников вы сможете получить звучание, близкое к недорогой Hi-Fi системе. Вы наконец-то сможете отличить MP3-файлы от нормальных записей… И начнете бояться низкокачественных «эмпэтришек» как огня.

В качестве основы для кинотеатрального звука такие карты также вполне сгодятся. Звук будет чистым, не искаженным – вобщем, очень приличным.
Как правило, карты от производителей профессионального оборудования комплектуются драйверами для профессиональных же программ для работы с музыкой и звуком. Так что такая плата станет отличным стартом для начинающего музыканта. Впрочем, многие из этих карт непригодны для профессиональной записи звука и в этом плане ничуть не лучше своих мультимедийных коллег.

Ценовой диапазон: $80-200.

Профессиональные звуковые карты

Эти карты рассчитаны на профессиональных музыкантов, аранжировщиков, музыкальных продюсеров… Всех, кто занимается производством и записью музыки. В соответствии с задачами – и особенности: высочайшее качество воспроизведения и записи звука, минимум искажений, максимум возможностей для работы с профессиональным ПО и подключения профессионального оборудования.

У профессиональных карт как правило нет мультимедийных драйверов и поддержки DirectX, что делает многие из них бесполезными в играх. Они не поддерживают даже стандартные системные регулировки громкости – каждый канал регулируется в специальной контрольной панели, показывающей уровень сигнала в децибеллах.

Входы/выходы вместо стандартного «миниджека» выполнены либо на «тюльпанах» RCA, либо на «больших джеках», либо в виде разъемов XLR, выведенных с помощью специальных интерфейсных кабелей. Многие карты располагают внешним блоками, куда выводятся все разъемы для удобства подключения. Компьютерные колонки здесь просто некуда воткнуть… Эти карты рассчитаны на подключение профессиональных студийных акустических мониторов, микшерных пультов, предусилителей и прочих «серьезных» устройств.

Впрочем, недорогие профессиональные карты могут стать лучшим выбором для настоящего ценителя качественного звука. Карты с разъемами на RCA очень удобны для подключения Hi-Fi аппаратуры и станут хорошим источником звука для приличной аудиосистемы. Карты с выходами «стереоджек» позволят подключать дорогие наушники без переходников и сопутствующих искажений. Впрочем, как основа для домашнего кинотеатра подойдут лишь немногие из профессиональных плат, количество выходов которых позволит подключить все шесть АС. Ведь здесь главное не количество каналов, а качество звучания каждого из них.

Ценовой диапазон: $200-$...

Внешние звуковые карты

Это относительно свежая тенденция в мире звуковых плат, получившая свое развитие лишь за последний год. Внешние звуковые платы подключаются к компьютеру с помощью интерфейсов USB, USB 2.0 или FireWire.

Для чего делают эти устройства?

Во-первых, вынос карты за пределы корпуса PC позволяет легко решить некоторые проблемы, связанные с наводками и помехами, идущими от других компонентов компьютера и влияющих на качество звука. Производители дорогих плат решают эти проблемы с помощью качествнных элементов, специальной изоляции и т.п., что повышает стоимость устройства.

Во-вторых, все большую популярность набирают barebone-системы – небольшие системные блоки с большим количеством интерфейсных разъемов и, как правило, не более чем одним PCI-слотом, занять который, возможно, придется чем-то более нужным для пользователя чем звукокарта.

В-третьих, портативная профессиональная звуковая плата, подключаемая «на лету» к любому компьютеру – это готовая портативная студия!

Но есть и проблемы. Первые выпущенные для USB устройства не обрели должной популярности из-за невысокой пропускной способности этого интерфейса. Вводились ограничения на количество и качество передаваемых сигналов. Тем не менее на рынке еще достаточно мультимедийных USB-карт, предоставляющих пристойное звучание и небольшое количество вводных/выводных каналов.

Сегодня наблюдается настоящий бум на профессиональные карты, подключаемые по шине FireWire: за счет высокой пропускной способности интерфейса не возникает практически никаких проблем с количеством каналов и качеством сигнала.

Ценовой диапазон: $60-$1000-...

Из чего они сделаны

Прежде чем перейти к обзору конкретных устройств, следует разобраться с тем, из чего же собственно сделаны сами звуковые платы. Что влияет на качество звука? В чем принципиальные отличия между картамии за $10, за $100 и за $1000?

Подробное описание устройства звуковой платы вы найдете в отдельной публикации в этом номере журнала -- мы же остановимся на самых основных элементах.

Если устройство правильно и без явных огрехов спроектировано, важнейшим элементом, отвечающим за качество звучания будет ЦАП – цифроаналоговый преобразователь. Это чип, выполняющий единственную задачу: преобразовать входной цифровой поток звука в аналоговый сигнал, который после усиления подается во все звуковоспроизводящие устройства – наушники, акустические системы. ЦАП является неотъемлемым элементом любого устройства, имеющего дела с цифровым звуком: CD-, DVD-плееры, флэш-плееры, MD-плееры…

Дешевые ЦАПы обходятся с сигналом плохо: выходной поток богат на искажения, имеет невысокий динамический диапазон, шумит; впрочем, в шуме часто виноваты другие неудачные схемотехнические решения на плате. Именно поэтому звук получается недетальным, нечетким, неестественным.
Более серьезные преобразователи используют различные системы фильтрации, коррекции, сглаживания сигнала, интерполяции и прочего, что в результате благоприятно сказывается на качестве звука.

Таким образом, лишь увидя преобразователь, установленный на плате, можно вынести предварительный вердикт о уровне звучания устройства. Например, в мультимедийных и встроенных картах очень распространены копеечные преобразователи компании Sigmatel, которые звучат весьма отвратительно. Не радуют звуком и худшие преобразователи Crystal, Philips.

На более дорогих платах можно встретить преобразователи AKM, Wolfson, Burr-Brown – их наличие говорит о хорошем потенциале продукта. Конечно, у каждого производителя есть свои топовые и дешевые чипы – но эти две марки в производстве откровенного ширпотреба замечены пока не были.

Очень широка линейка преобразователей Crystal: кроме упомянутых убогих компания делает ЦАПы для профессиональных и супердорогих устройств, устанавливаемых на картах ценой более $1000.

Таким образом, наш лозунг таков: «скажи мне какой у тебя ЦАП – и я скажу тебе кто ты!». Именно поэтому, например, все заявления о суперзвучании карты Creative Audigy по сравнению с ее предшественником SB Live! опровергались изучением маркировки на DA-чипе. Маркировка говорила о преобразователе Sigmatel отнюдь не топовой серии. Опять пожадничали поставить что-нибудь получше... А вот в Audigy2 красуется достаточно серьезный чип от Crystal – отсюда и гораздо более качественный звук последней карты Creative.

Что касается записи звука – здесь все в точности так же, только вместо ЦАПа работает АЦП – аналого-цифровой преобразователь.

Будет неверным утверждать, что ЦАП – единственное звено, ответственное за качество звука. Условия может испортить дешевая схемотехника на плате, вносящая помехи, шумы и искажения в аналоговый сигнал, а также драйверы и DSP-процессор платы. Например, в большинстве мультимедийных плат существует огрех, связанный со стандартом AC’97, устанавливающим основную частоту дискретизации звука равной 48кГц. При этом большинство звукового материала записано в частоте 44кГц – так как самым популярным аудионосителем звука до сих пор является компакт-диск. Поэтому при прослушивании любой звук конвертируется драйверами или DSP-чипом в формат 48кГц, что вносит достаточно серьезные искажения в звучание.

Думаю, теории уже хватит – пора перейти к конкретным экземплярам.

К делу

Итак, на разделочном столе лежит четыре звуковых карты – четыре ярких представителя различных классов, каждая со уникальными возможностями и особенностями. Наша задача – разобраться наконец, что же творится на рынке современного компьютерного аудио.

M-Audio Revolution 7.1

Выходы: 4 аналоговых стереовыхода (minijack), 1 цифровой выход S/PDIF (RCA, «тюльпан»)
Входы: 1 стерео линейный, 1 моно микрофонный (minijack)


Поддержка технологий 3D-звука: DirectSound 3D, EAX 1.0/2.0, Sensaura, 7.1 surround
Цена: $115

M-Audio – известное имя в сфере профессионального аудио, и Revolution 7.1 – первая мультимедийная звуковая плата этого производителя. В чем же ее отличия от более серьезных продуктов?

По сути, в мелочах. Во-первых, все аналоговые разъемы выполнены на «мини-джеках», что облегчает подключение компьютерных колонок, недорогих гарнитур и наушников. Во-вторых, плата оснащена микрофонным входом, что бывает либо на дешевых, либо на очень дорогих устройствах. В-третьих, драйверы и возможности карты заточены под работу с 3D-звуком в играх: поддерживаются технологии Sensaura и EAX. Что касается спецификации 7.1 – пока это скорее роскошь, и реально записей (фильмов), использующих схему объемного звука 7.1 почти нет. Впрочем, при расчете эффектов в играх используются все 8 каналов.

Гораздо интереснее узнать, что же малютке Revolution досталось в наследство от своих втрое дорогих профессиональных братьев.

Во-первых, карта построена на звуковом чипе VIA Envy24HT, последней модификации процессора Envy24, установленного на огромном количестве профессиональных плат разных производителей. Процессор позволяет работать с цифровым аудио в форматах до 24бит/192кГц и количеством выходных каналов до 8, что и задействовано платой. Еще одним следствием использования столь серьезного чипа становится полноценная работа платы в профессиональных аудиоприложениях – прилагаются драйвера ASIO 2.0 (их использует ПО, построенное на технологии VST – Cubase, Samplitude и т.п.). За счет этого высокие задержки, корторыми славятся все мультимейдиные карты, Revolution не грозят.

Ну и последнее – наличие качественных преобразователей AKM. Карта построена на двух DAC’ах: недорогом 6-канальном AK4355 и продвинутом стереоЦАП AK4381. Первый используется для вывода звука на surround-каналы, второй заведует основным стеревыходом. Таким образом, качество звука основного канала выше остальных; это значит, что Revolution в качестве многоканальной платы вывода непригоден.

Преобразователь АЦП – AKM AK5380, также не топовый, но достаточно приличный. Записывать с помощью Revolution можно – например, оцифровывать аналоговые записи, подключать внешние плееры и т.п.

Резюме: Revolution – прекрасная плата для качественного прослушивания музыки и просмотра DVD, обладающая высоким качеством звука, имеющая бескомпромисные возможности для работы с профессиональным аудиософтом.

Audiotrak Maya44 MKII

Выходы: 2 аналоговых стереовыхода (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 стерео линейных (1/4 Jack), микрофонный предусилитель
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц

Цена: $139

Audiotrak – это подразделение известной в профессиональных кругах компании ESI, выпускающей дорогие аудиоинтерфейсы, профессиональные мониторы и т.п. Audiotrak занимается производством бюджетных профессиональных и мультимедийных звуковых плат. Maya44 MKII – это топовый продукт профессиональной линейки компании. Разница в цене с M-Audio Revolution – минимальная, а вот возможности и предназначение плат совершенно разные.

Итак, Maya44 MKII рассчитана прежде всего на музыкантов. Соответственно, задачи плата решает следующие: качественно воспроизводить и записывать аудио, работать в профессиональном звукозаписывающем ПО.

На карте вместо миниджеков напаяны разъемы стереоTRS – в народе «большие джеки». Обычно на профессиональных устройствах эти разъемы монофонические – то есть по одной «дырке» на каждый канал. Здесь же каждый разъем стереофонический. С одной стороны, удобно – можно напрямую подключать профессиональные наушники без переходников на миниджек, с другой – подключение, например, усилителя или активных АС придется проводить как раз с помощью переходника.

Плата построена на том же процессоре, что и Revolution -- Envy24HT, вернее, специальной «урезанной» версии, обладающей меньшим количеством выходных каналов. Все плюсы на месте: полноценная работа с профессиональным ПО с помощью ASIO 2.0, низкие задержки. Признак профессиональной карты – в системе Maya44 MKII видится как несколько устройств, каждое из которых является одним из входов/выходов карты. Т.е. вы можете посылать звуковые потоки с разных программ напрямую на разные выходы. Еще одна интересная особенность – функция DirectWire, позволяющая соединять любые виртуальные входы и выходы друг с другом на программном уровне – без каких-либо потерь в качестве сигнала.

Например, чтобы записать звук из WinAmp в секвенсор Cubase вы должны соединить выходы WDM (стандартный аудиодрайверы Windows) со входом ASIO. Таким образом можно, например, записать запрещенные к редактированию и копированию файлы WMA, не потеряв ни бита качества исходного файла.

На Maya44 MKII установлены не самые дорогие преобразователи Wolfson, дающие, тем не менее, очень чистый без искажений звук, недоступный мультимедийным звуковым платам. Карта более чем пригодна для начального уровня профессиональной записи и воспроизведения звука.
Резюме: Учитывая цену, Audiotrak Maya44 MKII является лучшим решением для начинающего музыканта.

M-Audio Firewire 410

Выходы: 8 аналоговых моновыходов (1/4 Jack), два выхода на наушники (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 моно линейных (1/4 Jack), 2 моно микрофонных, 2 цифровых S/PDIF: RCA, оптический, MIDI 1x1
Воспроизведение: до 24бит/192кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Поддержка технологий 3D-звука: 7.1 surround
Цена: $475

Еще один продукт компании M-Audio – на этот раз из совсем другого сектора и ценовой категории. Firewire 410 – это, как ясно из названия, внешний аудиоинтерфейс, подключающийся к компьютеру с помощью Firewire. О плюсах такого подключения мы уже говорили: отсутствие наводок от начинки системного блока PC, удобство коммутации (не надо каждый раз лезть к задней панели компьютера), а также – мобильность, т.е. возможность использования устройства как портативной студии при наличии рядом любого компьютера: PC, ноутбука, Mac’а.

Интерфейс спроектирован с учетом профессиональных нужд, так как и ориентирован в первую очередь на профи. Здесь уже все по-взрослому: аналоговые разъемы – монофонические, в виде «большого джека» и микрофонных XLR. Наличествуют цифровые входы и выходы разных типов – коаксикальный, оптический, а также MIDI-интерфейс для подключения внешних синтезаторов, MIDI-клавиатур и прочего подобного зверья. Самое главное – наличие двух микрофонных/инструментальных предусилителей, позволяющих подключать любые профессиональные микрофоны, в отличие от подавляющего большинства лишенных этой возможности плат. Очень удобно и наличие двух выходов на наушники: каждый – с собственным регулятором уровня. Одни «уши» берет себе звукорежиссер, вторые – сам исполнитель, и во время записи одновременно слышат что у них получается. Кстати, наличие 8 аналоговых выходов позволяет использовать Firewire 410 для построения 7.1-системы.

Что касается программной части – с дровами Firewire 410 с ходу разберется только профессионал. Контрольная панель предусматривает широкие возможности роутинга (перенаправления) сигналов с любых входов на любые выходы карты, создание шин, в которые собираются аудиопотоки от различного ПО, и т.п. На интерфейсе предусмотрена специальная ручка, на которую можно назначать самые различные параметры: от регулировки общей громкости до управления уровнем звука отдельной программы.

А теперь – внимание. Интерфейс Firewire410 построен на тех же ЦАП/АЦП, что и его почти вчетверо более дешевый друг Revolution 7.1: основной стереовыход – AKM AK4381, остальные выходы – 6-канальный AK4355, вход – АЦП AKM AK5380. О чем это говорит – о «ширпотребности» Firewire 410 или о серьезности Revolution 7.1? Скорее, о втором. Впрочем, звучание плат нельзя назвать одинаковым: при тех же преобразователях измеренные параметры Firewire 410 несколько лучше оных у Revolution: вероятно, за счет лучшей схемотехники, отсутствия помех PC, профессионально-заточенных драйверах и т.п. Разницу почуствует, впрочем, толоько обладатель высококлассной акустики стоимостью сильно за $500.

Резюме: Firewire410 – идеальное, хоть и недешевое, решение для портативной и серьезной домашней студии, обладающее всеми средствами для полноценной профессиональной записи.

Echo Indigo

Выходы: 1 аналоговый стереовыход (миниджек), 1 выход на наушники (миниджек)
Входы: нет
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: нет
Поддержка технологий 3D-звука: нет
Цена: $135

И напоследок – самый нетривиальный продукт: PCMCIA-звуковая плата, т.е. аудиоинтерфейс исключительно для ноутбуков. Карта создана для тех, кто не желает довольствоваться как правило отвратным встроенным аудио обычного ноутбука. Вообще, Echo Indigo – первое звено целой линейки PCMCIA-плат, среди которых Indigo DJ (имеет два независимых выхода) и Indigo IO (один вход, один выход). Соответственно, «просто» Indigo позволяет только выводить один канал аудио, DJ-версия создана для DJ-ев, использующих ноутбук вместо вертушек/CD-плееров (два выхода позволят подключить ноут к нормальному DJ-пульту), Indigo IO – для тех, кому нужна высококачественная запись.

Серия Indigo создана еще одной известной в профи-кругах компанией Echo на основе своей популярнейшей PCI-платы Echo Mia ($250), служившей эталоном по качеству звучания для своего ценового диапазона. В Indigo установлены те же конвертеры и тот же 24-разрядный DSP Motorola. При этом Indigo значительно, почти вдвое, дешевле своего прародителя.

Одной из фишек карт Echo является наличие 8 виртуальных входов – система видит Echo как 8 устройств, на каждое из которых можно подавать сигнал независимо. Сигналы микшируются аппаратно с помощью DSP-процессора платы, за счет чего можно получать высокое качество звучания – аппаратное микширование зачастую лучше программного.

Резюме: Indigo – самое удобное и недорогое решение, чтобы превратить свой ноутбук в Hi-Fi проигрыватель.

Выводы

Наиболее внимательным читателям все уже ясно. Ценовой диапазон плат с высококачественным звучанием очень широк; приемлемые решения начинаются со $100. Студийные карты стоимостью в районе $500 зачастую используют те же элементы, что и в несколько раз более дешевые бюджетные решения от тех же производителей, даря покупателям недорогих устройств серьезное звучание. По этой же закономерности, топовые продукты производителей ширпотреба мало чем отличаются от их low-end продуктов.

В любом случае, чтобы уловить разницу нужны качественные акустические системы или наушники – рекомендуем обратиться в сторону недорогого Hi-Fi или бюджетных профессиональных мониторных АС, либо просто хорошей пары наушников.

Для обеспечения работы устройств воспроизведения звука компьютеру или ноутбуку требуется звуковая карта, также называемая аудиокартой. Такие устройства бывают внешними, внутренними.

Различают их еще по типу подключения: USB, PCI, PCI-E, FireWire, ExpressCard, PCMCIA. Купить звуковую карту на компьютер – сложная задача, требующая знания точных характеристик устройства, в которое она будет установлена.

Что такое звуковая карта

Аудиокарта – это звуковая плата, отвечающая за создание, преобразование, усиление, редактирование звука, воспроизводимого персональным компьютером, ноутбуком или любым другим похожим устройством. Карты разделены на несколько классов по характеру их расположения:

  • внешняя;
  • внутренняя;
  • внутренняя с внешним модулем.

Зачем нужна звуковая карта

Звуковая плата нужна для корректного, точного и своевременного воспроизведения звуков, запрашиваемых компьютерными программами и операционной системой устройства через динамики, наушники. Без нее компьютер или ноутбук не сможет послать внешним модулям воспроизведения какой-либо звуковой сигнал, так как иной компонент со схожими функциями в нем отсутствует.

Устройство

Звуковая плата компьютера состоит из нескольких связанных аппаратных систем, отвечающих за сбор, производство, обработку аудиоданных. Предназначение двух главных аудиосистем состоит в «аудиозахвате» и работе с музыкой: ее синтезе, воспроизведении. Доступ к памяти устройства осуществляется напрямую через коаксиальный или оптический кабель. Генерация звука происходит в процессоре цифровых сигналов (DSP): он проигрывает определенные ноты, регулирует их тон, частоту. Мощность DSP и общая сумма доступных нот называется полифонией.

Типы звуковых карт

Можно отыскать на рынке аудиокарты в ударопрочном, влагонепроницаемом корпусе. Такой тип лучше подойдет для подключения продвинутой аудиосистемы, запуска мощнейших игр. Отдельные платы и интегрированные аудиокарты – более стандартное решение, отличающееся усредненными параметрами. Карты делятся на три типа по возможности демонтажа, расположению относительно устройства:

  • интегрированная;
  • внутренняя дискретная;
  • внешняя дискретная.

Лучшие звуковые карты

Выбор звуковой карты сопряжен с трудностями. Такие устройства многофукциональны, поэтому набор характеристик для одной аудиокарты может разительно отличаться от любой другой. Многие дорогие модули стоит приобретать только на распродаже или со скидкой, ведь их цена может быть завышена. Чтобы понять, какие звуковые карты подойдут для конкретной цели, ознакомьтесь с достоинствами, недостатками, функциями и параметрами лучших моделей.

Профессиональная

Эта аудиокарта занимает положение классом выше других внешних устройств на рынке. Она – отличный выбор для студийной записи:

В следующей модели стандарты фирмы Motu обеспечивают качественную обработку сигналов, она оснащена внешним блоком, а дизайн радует глаз:

  • название модели: Motu 624;
  • цена: 60000 р.;
  • характеристики: подключение thunderbolt, через usb порты, 2 входа XLR;
  • плюсы: одновременная работа с несколькими многоканальными системами;
  • минусы: необходимость дополнительного питания, сильно греется.

Многоканальная

Плата ST-Lab будет долго радовать качественным звучанием и отсутствием цифровых шумов:

  • название модели: ST-Lab M360;
  • цена: 1600 р.;
  • характеристики: вывод многоканального звука, ЦАП 16 бит/48 кГц, 8 аналоговых аудиовыходов;
  • плюсы: компактная внешняя карта, низкая стоимость;
  • минусы: ASIO 1.0.

Фирма ASUS отличается надежностью, качеством, долговечностью устройств.Убедитесь сами на примере Xonar DGX:

  • название модели: ASUS Xonar DGX;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: звук 7.1, 8 аудиовыходов, подключение PCI-E отдельным внутренним модулем;
  • плюсы: чистый звук, множество разъемов;
  • минусы: большой размер.

Карты PCI

Внутренние дискретные и интегрированные платы славятся отличным качеством звука, высокими частотами:

  • название модели: ASUS Xonar D1;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, ЦАП 24 бит/192 кГц, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: оптический выход S/PDIF, поддержка EAX v.2, ASIO 2.0;
  • минусы: периодически выдает громкий цифровой шум.

Платы Creative позволят насладиться качественным звучанием любого формата мультимедиа:

  • название модели: Creative Audigy;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, коаксиальный выход, 1 разъем mini-Jack;
  • плюсы: альтернативные драйверы расширяют возможности аудиокарты;
  • минусы: издает громкий хлопок при выключении устройства.

USB-аудиокарта

Портативные аудиоплаты смогут обеспечить великолепный аудиосигнал в любом месте:

  • название модели: Zoom UAC-2;
  • цена: 14000 р.;
  • характеристики: внешняя карта, интерфейс USB 3.0, ударопрочный корпус, ЦАП 24 бит/196 кГц;
  • плюсы: качество/стоимость, необходимый минимум для студийной записи;
  • минусы: не очевидны настройки кнопок панели управления, нет обозначений.

Внешние модули компьютера должны быть не только удобными, но и качественными. Line 6 POD даст возможность расположить расширенную аудиосистему, где угодно:

  • название модели: Line 6 POD studio UX2;
  • цена: 16000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, стерео аудиовыходы, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: возможность подключения множества устройств, отличное шумоподавление;
  • минусы: цена не соответствует функциональности, качеству.

С оптическим выходом

Оптоволоконные кабели дают непревзойденную защиту от помех. Оцените чистое звучание с аудиокартами Universal Audio:

  • название модели: Universal Audio Apollo Twin SOLO Thunderbolt;
  • цена: 40000 р.;
  • характеристики: оптический выход S/PDIF, EAX v.2, ASIO 2.0;
  • плюсы: чистый многоканальный звук, отличная карта для студийной записи;
  • минусы: малое количество выходов.

С фирмой ASUS приобрести качественную аудиоплату стало еще проще. Отличное сочетание стоимость/качество и чистый звук помогут по достоинству оценить любой трек:

  • название модели: ASUS Strix Raid PRO;
  • цена: 7000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI-E, оптический выход S/PDIF, ASIO 2.2, 8 каналов;
  • плюсы: пульт управления, возможность подключения наушников до 600 Ом;
  • минусы: ПО конфликтует с другими звуковыми драйверами.

Звуковая карта 7.1

Если вам сложно найти недорогую хорошую аудиоплату, портативность, надежность, эргономичность и расширенное управление этой модели раскроют все возможности аудиосистемы:

  • название модели: HAMA 7.1 surround USB;
  • цена: 700 р.;
  • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 2.0, стерео аналоговые аудиовыходы;
  • плюсы: простота управления, хороший усилитель;
  • минусы: низка частота.

Многоканальные аналоговые аудиовыходы способствуют комфортному прослушиванию любимой музыки с любыми аудиосистемами:

  • название модели: BEHRINGER U-PHORIA UM2;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB, ASIO 1.0, 2 аналоговых выхода;
  • плюсы: отлично подойдет при черновой записи вокальной партии;
  • минусы: нет отдельного регулятора громкости наушников.

Звуковая карта 5.1

Распространенный формат 5.1 подойдет при использовании как простых, так и расширенных аудиосистем:

  • название модели: Creative SB 5.1 VX;
  • цена: 2000 р.;
  • характеристики: интегрированная звуковая плата системы 5.1;
  • плюсы: подойдет любому компьютеру, карта подключается легко, быстро;
  • минусы: звуковые чипы плохо припаяны, что вызывает задержки звука, подключение микрофона нестабильно.

Creative SB Live! 5.1 подходит для подключения профессиональных звуковых систем и студийной записи:

  • название модели: Creative SB Live! 5.1;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: 6 выводов многоканального звука;
  • плюсы: поддержка звуковых расширений современных компьютеров;
  • минусы: карта не подойдет для меломана в виду низкой разрядности.

Аудиофильская

Настоящие любители музыки смогут оценить идеальное звучание, доступное с аудиоплатами ASUS Sonar Essence:

  • название модели: ASUS Sonar Essence STX II 7.1;
  • цена: 18000 р.;
  • характеристики: 8 выходов, в т.ч. коаксиальный S/PDIF;
  • плюсы: чистое воспроизведение вокала, инструментальной музыки;
  • минусы: не SSD жесткие диски создают сильные фоновые помехи.

Качественный звук и уникальные решения в настройке драйверов улучшат работу вашей аудиосистемы с ASUS xonar Phoebus:

  • название модели: ASUS xonar Phoebus;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: 2 аналоговых канала, 2 разъема 3,5 мм;
  • плюсы: все настройки драйвера находятся на специальном окне-баннере;
  • минусы: отсутствие технической поддержки.

Для наушников

Не все наушники могут точно передать звуковой сигнал. Преобразователи MOTU Audio Express решают эту проблему:

  • название модели: MOTU Audio Express;
  • цена: 30000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, коаксиальный вход/выход, 2 разъема наушников;
  • плюсы: крепкий корпус, чистое воспроизведение через наушники;
  • минусы: близкое расположение внешних элементов управления.

Фирма Tascam предлагает аудиоплаты, помогающие в работе музыкантам за счет отличной передачи сигнала:

  • название модели: Tascam US366;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: USB 2.0, инструментальный выход, фантомное питание.
  • плюсы: аналоговые выходы и jack дают идеальное звучание;
  • минусы: нестабильные драйвера.

Для ноутбуков

Аудиокарты для ноутбуков набирают популярность. Внешние модули улучшат звучание:

  • название модели: Creative X-FI Surround 5.1 Pro;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, Asio v.2.0, многоканальный звук 5.1, 6 аналоговых разъемов;
  • плюсы: усилитель для наушников, стильный дизайн;
  • минусы: не поддерживает ОС Linux.

Качество звука на ноутбуках всегда было проблемой. Решите ее с Creative sound blaster:

  • название модели: Creative sound blaster Omni Surround 5.1;
  • цена: 9000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, 6 аудиовыходов, подключение через USB 2.0, оптический выход S/PDIF;
  • плюсы: расширенные возможности оптимизации микрофона, наушников;
  • минусы: может издавать цифровые шумы при повышении нагрузки на центральный процессор.
  • цена: 12000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 3.0, 24 бит/192 кГц, по 2 многоканальных выхода XLR, Jack, аналоговых;
  • плюсы: наличие всех необходимых разъемов;
  • минусы: регистрация в программе поддержки драйвера может вызвать затруднения у пользователя.
  • Лучшая бюджетная звуковая карта

    В продаже имеются недорогие аудиоплаты, по качеству не уступающие дорогостоящим вариантам:

    • название модели: ASUS Xonar U3
    • цена: 1400 р.;
    • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 3.0, 2 аналоговых выхода, 16 бит/42 кГц;
    • плюсы: отлично улучшает качество звука маломощного устройства;
    • минусы: отсутствие поддержки ASIO.

    Фирма Creative предлагает карты, не превышающие по стоимости 2000 рублей:

    • название модели: Creative SB Play;
    • цена: 1600 р.;
    • характеристики: USB 1.1, ЦАП 16 бит/48 кГц, 2 аналоговых разъема;
    • плюсы: маленькая, удобна аудиокарта, долговечность;
    • минусы: выходная частота ниже, чем у большинства внутренних интегрированных плат.

    Как выбрать звуковую карту

    Чтобы найти подходящую аудиокарту для ноутбука или компьютера, обратите внимание при выборе на следующие критерии:

    1. Форм-фактор. Он же – тип расположения. Внешняя карта нужна лишь в определенных случаях, а внутренняя подойдет не к каждому устройству.
    2. Частота дискретизации воспроизведения. Форматы аудиофайлов могут иметь отличающиеся требования к частоте синтезируемой волны. Для стандартного MP3 файла нужно 44,1 кГц, а для DVD-формата уже 192 кГц.
    3. Уровень сигнал/шум. Чем выше значение, тем лучше звучание. Стандартный звук – от 70 до 80 децибел, идеальный – около 100 дб.

    Внешнюю

    Дискретная звуковая плата предназначена для подключения мощных профессиональных аудиосистем, создающих практически идеальное звучание. Она же подойдет любителям компьютерных игр, в которых большую роль играет звуковая составляющая. Важные параметры:

    1. Корпус. Любой внешний модуль подвержен потенциальной опасности. Оболочка должна быть выполнена из ударопрочного материала.
    2. Разъемы и количество каналов. Чем больше типов, тем лучше. Не все аудиосистемы используют стандартные выходы jack, mini-jack, micro-jack.

    Внутреннюю

    Выбор внутренней аудиокарты или платы строится в основном вокруг наличия слота под нее или типа крепления к материнской плате, но есть и другие критерии:

    1. Тип подключения. Разъем PCI использовался в старых моделях материнских плат, у большинства производителей он заменен на PCI-Express. Сначала узнайте, какой разъем поддерживается компьютером.
    2. Тип крепления. Внутренние карты могут быть дискретными и интегрированными. Для установки последних может понадобиться помощь компьютерного мастера.

    Видео