Темы планов по разделу «Социология»

    Социальная стратификация и ее типы.

    Социальные общности и группы.

    Молодежь и ее роль в современном обществе.

    Социальный статус и социальная роль.

    Социальный статус и социальная мобильность .

    Социальная мобильность и ее виды.

    Социальный контроль и его виды.

    Социальные нормы и социальные санкции.

    Отклоняющееся поведение.

    Семья и ее роль в обществе.

    Нации и национальные отношения.

    Социальный конфликт и пути его разрешения

С8.6.1.

«Социальная стратификация и ее типы»

    Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям.

    Функции социальной стратификации:

а) упорядочение общественной жизни;

б) организация людей в группы;

в) социализация личности и ее поддержка.

3) Типы социальной стратификации:

а) кастовый;

б) сословный;

в) социально-классовый;

г) по стратам.

4) Критерии социальной стратификации:

а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);

б) образование (с начальным, средним, высшим);

в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);

д) этническая принадлежность и т.д.

5) Особенности социальной стратификации в современном обществе.


ИЛИ

Максимальный балл

С8.6.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные общности и группы»

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности.

    Разновидности социальных общностей:

а) номинальные общности;

б) массовые общности;

в) аудитория;

г) социальные круги.

3) Признаки социальных групп:

а) устойчивость состава;

б) продолжительность существования;

в) определенность состава и границ;

г) общая система ценностей и норм;

д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

4) Классификация групп:

а) по характеру связей (формальными и неформальными);

б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

в) по объему (большие и малые);

г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.

5) Групповая сплоченность и дифференциация.

6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Молодежь и ее роль в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    Молодежь – особая социальная группа.

    Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

б) молодежь - от 18 до 24 лет;

в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

3) Особенности молодежного возраста:

а) стремление к освоению новых социальных ролей;

б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

4) Специфика молодежной субкультуры:

а) молодежная мода;

б) молодежная музыка и кино;

в) молодежный сленг;

5) Основные проблемы современной российской молодежи:

а) сокращение численности молодежи в структуре населения;

б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6) Государственная молодежная политика в РФ.

7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная роль» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

а) место жительства;

4) Связь социального статуса и социальной ролью.

5) Структура ролевого набора личности:

а) роли в семье;

б) роли в малом социуме;

в) роли в профессиональной деятельности;

г) роли в гражданской деятельности и т.д.

6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная мобильность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

    Признаки социального статуса:

а) место жительства;

б) уровень образования и профессия;

в) стиль поведения и одежды и т.д.

3) Основные виды социальных статусов:

а) предписанный (заданный, врожденный);

б) достигаемый (приобретенный).

4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса.

5) Проявления социальной мобильности:

а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса);

б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса).

6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и ее виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности.

2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества:

а) общества с низким уровнем мобильности;

б) общества с высоким уровнем мобильности.

3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

а) семья;

б) система образования;

в) профессиональная деятельность;

г) государственная служба и пр.

4) Проявления социальной мобильности:

а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса));

б) по составу (индивидуальная и групповая).

5) Карьера как один из видов социальной мобильности.

6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и социальные санкции» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе.

2) Функции социальных норм:

а) координация деятельности людей;

б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

в) выступают в качестве характерных признаков групп.

3) Виды социальных норм:

а) моральные нормы;

б) правовые нормы;

в) обычаи и традиции;

г) ритуалы, церемонии;

д) нормы этикета.

4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

а) по предъявлению (формальные и неформальные);

б) по отношению к личности (позитивные, негативные).

5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие об отклоняющемся поведении./ Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Причины девиантного поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3) Виды девиантного поведения:

а) позитивное;

б) негативное.

4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья и ее роль в обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Семья – первичная ячейка общества./ Семья – институт воспроизводства и развития общества.

2) Свойства семьи как малой группы:

а) наличие кровнородственных или брачных связей;

б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

3) Основные функции семьи:

а) репродуктивная;

б) досуговая;

в) социально-статусная;

г) хозяйственная;

д) эмоционально-психологическая;

е) воспитательная.

4) Формы семьи:

а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)).

5) Тенденции развития семьи в современном обществе:

а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

в) увеличение числа ранних браков и их распад;

г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

6) Особенности развития семьи в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

в) нация;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

С8.6.12.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт и пути его разрешения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.

2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;

б) неудовлетворенность оплатой труда;

в) психологическая несовместимость людей;

г) различие существенных интересов и принципов;

д) перераспределение влияния в группе или между группами;

е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

3) Виды социальных конфликтов:

а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.

г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

4) Стадии развития межгруппового конфликта:

а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

г) нарастание эмоциональной напряженности;

д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Социальная ...

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра истории, философии, социологии и политологии Социология (Учебный комплекс)

    Учебный комплекс

    64 Тема 6. Социальная стратификация в обществе Понятия «социальная структура» и «социальная стратификация » Исторические типы социальной стратификации . Теории социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс) Социальная мобильность и ее ...

  • Программа дисциплины «Социальная структура мира» для направления 080100. 68 «Экономика»

    Программа дисциплины

    ... планом университета по направлению... экономики «развития») и социологии социальной стратификации , с элементами политологии и... Раздел 1. Методология анализа социальной структуры Тема 1. Введение. Теория социальной структуры и социальной стратификации ...

  • Программа дисциплины «Социология потребления и финансового поведения населения» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины

    Теориях социальной стратификации 4 2 2 10 Теории новых типов обществ в социологии ... план раздела 2 учебной дисциплины Наименование тем и разделов ... по разделу 2 = эссе * 0,4 + домашняя работа * 0,6 Содержание дисциплины Тема ... ее социологической, а социологи ...

  • Рабочая программа социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология» Для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»

    Рабочая программа

    ... социальных наук Кафедра социальной философии и социологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Социология Код дисциплины по учебному плану : Б1. Б5. «Социология ... кумулятивная социальные группы.6.Социальная мобильность. 27.Социальная стратификация и причины ее ...

    • Постановление администрации Некоузского муниципального района "О закреплении муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, за территориями Некоузского муниципального района
  • Другие организации
  • Уроки Социальные группы и их классификация.

    Цели и задачи:

    объяснить понятия и термины: «социальная группа», «условная группа», «референтная группа»; ознакомить с особенностями социальной группы, в том числе малой; описать виды групп; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы; рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

    Кодификатор по обществознанию 2016: Социальные группы

    СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Профильный уровень: Социальные группы, их классификация.

    Оборудование: схемы, пакет заданий ЕГЭ.

    Ресурсы: учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2012. Комплект

    Tип урока: комбинированный урок.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Человек - существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что же они собой представляют?

    Тема урока: «Социальные группы и их классификация».

    В сильном классе предлагаю выполнить задание на составление сложного плана по заданной теме №28 (учащимся предлагается подготовить развернутый ответ по теме «Социальные группы и их классификация».. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех

    пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.) Поскольку учащиеся не могут выполнить данное задание полноценно, нет необходимых знаний, им предлагается разделить лист на две части: в левую они вносят формулировки пунктов простого плана, а справа, в конце уроков, они внесут дополнения, в том числе и подпункты.

    ИЛИ учитель предлагает план сам.

    Мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Что такое «социальная группа»

    2. Критерии социальных групп.

    3. Признаки социальной группы

    4. Функции социальной группы

    а) Социализация;

    б) Осуществления той или иной деятельности людей;

    в) Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

    г) Интегративная

    5. Классификация групп.

    А) Большие группы

    Б) Малая группа.

    В) Референтные группы.

    II. Изучение нового материала

    1. Что такое «социальная группа».

    Итак, связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

    А какие ассоциации возникают у вас с этим термином. Техника «Ассоциации» (как вариант составление определения в парах) . Учитель зачитывает определение из словаря.

    Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный статус и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре обществе» разделения труда. (Данный вариант задания, используемый в системе на уроках, позволяет качественно подготовить учащихся к выполнению задания №25 ЕГЭ)

    Доход и др.


    3. Признаки социальной группы.

    Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Для возникновения же группы необходимы определенные условия.

    Класс устно работает с заданиями к документу «Принадлежность к группе» (учащиеся подчеркивают карандашом ответы непосредственно в тексте). Выполняются:

    №21 - задание на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, задание №22 -преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов и положений текста без привлечения контекстных знаний.

    Прочитайте текст и выполните задания.

    В тетрадь записываются признаки социальной группы:

    1. наличие внутренней организации;
    2. общая (групповая) цель деятельности;
    3. групповые формы социального контроля;
    4. образцы (модели) групповой деятельности;
    5. интенсивные групповые взаимодействия.

    4.Функции социальных групп.

    Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Следует выделить такие функции групп:

    1. Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
    2. Осуществления той или иной деятельности людей;
    3. Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
    4. Интегративную

    III.Первичное закрепление пройденного материала.

    Работа с заданиями №23 к документу «Принадлежность к группе». №23 - задание на характеристику текста и интерпретацию содержания с опорой на собственные знания.

    5. Классификация групп.

    Как уже было сказано ранее, принадлежность к группе является значимой для человека. Он может входить сразу в несколько групп. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.

    В каждом обществе таких объединений множество.

    Выделяются большие, средние и малые группы.

    В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

    К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

    Среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы - классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Наиболее значимые в жизни человека группы - малые группы. С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:

    Получает информацию о мире;

    Строит свои отношения с другими людьми;

    Организует свою деятельность.

    Через малую группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе. Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.

    Воздействие малой группы на человека

    Класс делится на 2 группы. Одна из них предлагает аргументы в пользу позитивного воздействия на человека малой группы, вторая - негативного. (№24 - задание, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации).

    Как вариант , можно поработать с заданием №24 к документу «Принадлежность к группе» и самостоятельно вычленить позитивное влияние группы в формировании «Я- концепции», а негативное записать совместно. Составляем таблицу

    Позитивное

    Негативное

    • Отношения, складываю-щиеся в группе, приуча-ют человека выполнять существующие социаль-ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
    • В группе человек совер-шенствует свои коммуни-кативные умения
    • От членов группы чело-век получает информа-цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя
    • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб-жает его системой поло-жительных эмоций, не-обходимых для его раз-вития
    • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от-дельных ее членов в ущерб ин-тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм
    • . Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен-ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга-лись большинством потому, что были непонятны, а сами не-ординарные личности сдержи-вались, подавлялись в своем развитии, преследовались
    • . Иногда человек идет на внут-ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас-ходясь в мнениях с окружаю-щими людьми, тем не менее со-глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

    Для более эффективной работы разобьемся на группы:

    Группа 1 работает с п. 1 «Что такое "малая группа"» § 34.

    Группа 2 работает с п.2 Виды малых групп § 34.

    Группа 3 работает с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

    Вопросы и задания для группы 1

    1. Что такое «малая группа»? 2. Какими характеристиками обладает малая группа?

    3. Назовите главную характеристику малой группы.

    4. Проанализируйте ее количественный состав.

    5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?

    6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?

    7. Дайте характеристику малой группе как системы.

    8. В чем особенности малой группы?

    Доп.задание (если позволяет время) - 9. Лингвистический конструктор. Составьте схему «Что такое "малая группа?"»

    Вопросы и задания для группы 2

    1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.

    2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».

    Группа 3 работа с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

    Обсуждение.

    IV.Первичное закрепление пройденного материала.

    Задание ЕГЭ №25 на закрепление материала. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о малой группе.

    6. Социальные группы в современном обществе.

    Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего класса.

    V. Закрепление изученного материала.

    Работа с тестом. Самоконтроль. Ответы на слайде либо на доске.

    VI. Итог урока. Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со-ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта-ми общественных отношений являются социальные группы.

    VII. Инструктаж по выполнению Д/З.

    Обязательная часть: выучите § 34, выполните задания.

    Дополнительная часть на выбор:

    Задание №27 : раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе-ния социальных групп.

    Задание №29: напишите эссе по предложенному ниже высказыванию, изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении

    курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)

    Литература.

    Учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2011. Комплект

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс: Профильный уровень. К учебнику "Человек и общество. Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.М.: ВАКО, 2008.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс: Профильный уровень. - М.: ВАКО, 2009

    Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.— М., 1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.— М., 1995.

    ЕГЭ-2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. Сергей Владимирович Шевченко, П. А. Баранов Издательство: АСТ.М:2015

    ЕГЭ -2014 . Обществознание . Самое полное издание типовых вариантов заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Издательство: АСТ.М:2014

    Приложения.

    Прочитайте текст и выполните задания ЕГЭ №21-22.

    Принадлежность к группе.

    В социальной психологии под группой понимается двое или более ин-дивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в опреде-ленной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…

    Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Преж-де всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или со-циальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, пережи-вании чувства принадлежности; Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Пона-чалу вы бы не возражали прочив этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

    Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осу-ществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить зада-чи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном слу-чае были бы для нас недоступны…

    Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я - концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым чело-век смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

    21. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

    23. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    Типы социальных групп.

    Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве референтной группы могут выступать различные социальные общности - от семьи до класса. Как правило, референтной группой становится та, к которой индивид принадлежит сейчас, принадлежал ранее или хотел бы принадлежать. При этом группы делятся на два типа - "компаративные", то есть представляющие стандарт, своеобразное мерило, с помощью которо-го личность оценивает себя и других, и "нормативные", играющие роль регулятора поведения. Теория "нормативной" группы рассматривает референтные группы как любые коллективы, ре-альные или воображаемые, с которыми индивид соотносит свое поведение и будущее. В теории же Дж. Мида, человек, стремясь обрести внутреннее единство, соотносит себя с определенной социальной группой, которая и будет выполнять для - него роль референтной группы.

    (Современная западная социология. М., 1990)

    21. Укажите любые два из приводимых в тексте толкования референтной группы.

    23. Опираясь на знание курса, укажите социальную проблему, которая возникает при несовпадении группы, к которой человек принадлежит, и его референтной группы.

    24. Приведите три примера референтной группы и ее влияния на личность.

    Тест.

    1. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Любая социальная группа - это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.

    Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.


    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны


    2. Наличие в обществе различных социальных групп - это проявление:


    1) социальной несправедливости;

    2) социального неравенства;

    3) общественного престижа;

    4) социальной стратификации.


    3. И семья, и коллектив сотрудников являются:

    1) социальной стратой;

    2) общественным институтом;

    3) этнической общностью;

    4) малой группой.

    4. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

    А. В формальных группах могут складываться отношения, ха-рактерные для неформальных групп.

    Б. Социальные группы всегда возникают объективно, неза-висимо от сознания людей.


    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верны оба суждения
    4. оба суждения неверны

    5. Установите соответствие (социальные группы — критерий): к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите буквы без пробелов и других символов).

  • класса

  • 10. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется


    1. малой группой
    2. большой группой
    3. формальной группой
    4. референтной группой

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

    1) По­ня­тие семьи.

    2) Функ­ции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

    4) Виды семей:

    в) многодетная, бездетная.

    5) Ре­сур­сы семьи:

    а) экономические;

    б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

    в) трудовые и др.

    8) Государство и семья.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    1. Понятие «Социализация»

    2. Основные этапы социализации:

    а) первичная;

    б) вторичная.

    3. Функции социализации:

    а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;

    б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;

    в) усвоение практических навыков и умений.

    4. Факторы (агенты) социализации:

    б) образование;

    в) группа друзей (сверстников);

    г) СМИ и т.д.

    5. Десоциализация и ресоциализация индивида.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

    Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    При анализе ответа учитываются:

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

    1) Понятие нация:

    а) как этническая группа;

    б) как общегражданская общность.

    2) Признаки этноса:

    а) наличие территории проживания;

    б) общность языка, традиций, обычаев;

    в) общность исторического и социокультурного опыта;

    г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

    3) Разновидности этнических групп:

    а) род и племя;

    б) народность;

    4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

    а) межнациональная интеграция;

    б) межнациональная дифференциация.

    5) Демократические принципы межнациональных отношений:

    а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

    б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

    в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

    г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

    д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

    6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

    Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

    Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    При анализе ответа учитывается:

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Понятие семьи.

    2. Функции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) социализации и др.

    3. Права и обязанности членов семьи.

    4. Признаки семьи как социального института:

    а) наличие норм и санкций, регламентирующих отношения в рамках института семьи;

    б) специфическая статусно-ролевая система (супруги, родители и дети и т.д.);

    в) удовлетворение социально-значимых потребностей и т.д.

    5. Ресурсы семьи:

    а) экономические;

    б) информационные;

    в) трудовые и др.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

    Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    1) По­ня­тие семьи.

    2) Функ­ции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

    3) Права и обя­зан­но­сти чле­нов семьи.

    4) Виды семей:

    а) патриархальная, демократическая;

    б) многопоколенная, нуклеарная;

    в) многодетная, бездетная.

    5) Ре­сур­сы семьи:

    а) экономические;

    б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

    в) трудовые и др.

    6) Признаки семьи как малой группы:

    а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи;

    б) совместное ведение хозяйства, быта;

    в) взаимная поддержка, забота членов семьи и т.д.

    7) Изменения в обществе и современная семья:

    а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

    б) от многопоколенной семьи к нуклеарной;

    в) сокращение количества детей, рост числа неполных семей и т.д.

    Возможны дру­гое количество и(или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

    Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу


    Пройти тестирование по этим заданиям

    1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    1. Молодёжь как социологическое понятие.
    2. Особенности социального положения молодёжи:
    а) переходность положения;
    б) высокий уровень мобильности;
    в) освоение новых социальных ролей;
    г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
    3. Социально-психологические качества молодёжи:
    а) неустойчивость психики;
    б) внутренняя противоречивость;
    в) низкий уровень толерантности;
    г) стремление отличаться от остальных;
    д) специфическая молодёжная субкультура;
    4. Типы самодеятельности молодёжи.
    5. Неформальные молодёжные группы.

    2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    Один и вариантов плана раскрытия данной темы:
    1.Понятие социального контроля:
    а) в широком смысле слова;
    б) в узком смысле слова.
    2. Элементы социального контроля:
    а) нормы;
    б) санкции.
    3. Формы социального контроля:
    а) внутренний;
    б) внешний.
    4. Методы социального контроля.

    3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие свободы, её сущность.
    2. Социальные условия реализации свободы личностью:
    а) уровень развития общества;
    б) социальные нормы;
    в) место человека в обществе;
    г) формы общественной деятельности;
    д) социализация.
    3. Понятие ответственности.
    4. Виды ответственности:
    а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
    б) индивидуальная, групповая, коллективная.
    5. Социальная ответственность.

    Темы планов по разделу «Социология»

    1. 1. Социальная стратификация и ее типы.

    2. 2. Социальные общности и группы.

    3. 3. Молодежь и ее роль в современном обществе.

    4. 4. Социальный статус и социальная роль.

    5. 5. Социальный статус и социальная мобильность .

    6. 6. Социальная мобильность и ее виды.

    7. 7. Социальный контроль и его виды.

    8. 8. Социальные нормы и социальные санкции.

    9. 9. Отклоняющееся поведение.

    10. 10. Семья и ее роль в обществе.

    11. 11. Нации и национальные отношения.

    12. 12. Социальный конфликт и пути его разрешения

    С8.6.1.

    «Социальная стратификация и ее типы»

    1) Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям.

    2) Функции социальной стратификации:

    а) упорядочение общественной жизни;

    б) организация людей в группы;

    в) социализация личности и ее поддержка.

    3) Типы социальной стратификации:

    а) кастовый;

    б) сословный;

    в) социально-классовый;

    г) по стратам.

    4) Критерии социальной стратификации:

    а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);

    б) образование (с начальным, средним, высшим);

    в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

    г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);

    д) этническая принадлежность и т.д.

    5) Особенности социальной стратификации в современном обществе.

    С8.6.2.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные общности и группы» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности.

    2) Разновидности социальных общностей:

    а) номинальные общности;

    б) массовые общности;

    в) аудитория;

    г) социальные круги.

    3) Признаки социальных групп:

    а) устойчивость состава;

    б) продолжительность существования;

    в) определенность состава и границ;

    г) общая система ценностей и норм;

    д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

    4) Классификация групп:

    а) по характеру связей (формальными и неформальными);

    б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

    в) по объему (большие и малые);

    г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.

    5) Групповая сплоченность и дифференциация.

    6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

    С8.6.3.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Молодежь и ее роль в современном обществе»

    1) Молодежь – особая социальная группа.

    2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

    а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

    б) молодежь - от 18 до 24 лет;

    в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

    3) Особенности молодежного возраста:

    а) стремление к освоению новых социальных ролей;

    б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

    в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

    г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

    д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

    4) Специфика молодежной субкультуры:

    а) молодежная мода;

    б) молодежная музыка и кино;

    в) молодежный сленг;

    5) Основные проблемы современной российской молодежи:

    а) сокращение численности молодежи в структуре населения;

    б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

    в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

    6) Государственная молодежная политика в РФ.

    7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

    С8.6.4.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная роль» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    а) место жительства;

    4) Связь социального статуса и социальной ролью.

    5) Структура ролевого набора личности:

    а) роли в семье;

    б) роли в малом социуме;

    в) роли в профессиональной деятельности;

    г) роли в гражданской деятельности и т.д.

    6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

    С8.6.5.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная мобильность»

    1) Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

    2) Признаки социального статуса:

    а) место жительства;

    б) уровень образования и профессия;

    в) стиль поведения и одежды и т.д.

    3) Основные виды социальных статусов:

    а) предписанный (заданный, врожденный);

    б) достигаемый (приобретенный).

    4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса.

    5) Проявления социальной мобильности:

    а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса);

    б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса).

    6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

    С8.6.6.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и ее виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности.

    2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества:

    а) общества с низким уровнем мобильности;

    б) общества с высоким уровнем мобильности.

    3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

    а) семья;

    б) система образования;

    в) профессиональная деятельность;

    г) государственная служба и пр.

    4) Проявления социальной мобильности:

    а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса));

    б) по составу (индивидуальная и групповая).

    5) Карьера как один из видов социальной мобильности.

    6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

    6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.

    С8.6.7.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

    2) Признаки социального контроля:

    а) упорядоченность, категоричность и формализованность;

    б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

    в) коллективное осуществление контроля.

    3) Функции социального контроля:

    а) регулятивная (регулирование жизни людей);

    б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

    в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

    4) Элементы социального контроля:

    а) социальные нормы;

    б) социальные санкции.

    5) Виды (круги) социального контроля:

    а) формальный контроль посредством правовых норм;

    б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

    в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

    г) социальный контроль в семье и частной жизни;

    6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

    С8.6.8.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и социальные санкции» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе.

    2) Функции социальных норм:

    а) координация деятельности людей;

    б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

    в) выступают в качестве характерных признаков групп.

    3) Виды социальных норм:

    а) моральные нормы;

    б) правовые нормы;

    в) обычаи и традиции;

    г) ритуалы, церемонии;

    д) нормы этикета.

    4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

    а) по предъявлению (формальные и неформальные);

    б) по отношению к личности (позитивные, негативные).

    5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

    С8.6.9.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Понятие об отклоняющемся поведении./ Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

    2) Причины девиантного поведения:

    а) влияние семьи и семейного воспитания;

    б) наличие особенных способностей и талантов;

    в) кризисные явления в обществе;

    г) проблемы социализации молодежи.

    3) Виды девиантного поведения:

    а) позитивное;

    б) негативное.

    4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

    С8.6.10.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья и ее роль в обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Семья – первичная ячейка общества./ Семья – институт воспроизводства и развития общества.

    2) Свойства семьи как малой группы:

    а) наличие кровнородственных или брачных связей;

    б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

    3) Основные функции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) досуговая;

    в) социально-статусная;

    г) хозяйственная;

    д) эмоционально-психологическая;

    е) воспитательная.

    4) Формы семьи:

    а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

    б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)).

    5) Тенденции развития семьи в современном обществе:

    а) равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье;

    б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

    в) увеличение числа ранних браков и их распад;

    г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

    д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

    е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

    6) Особенности развития семьи в современной России.

    С8.6.11.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы.

    2) Признаки этноса:

    а) наличие территории проживания;

    б) общность языка, традиций, обычаев;

    в) общность исторического и социокультурного опыта;

    г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

    3) Разновидности этнических групп:

    а) род и племя;

    б) народность;

    в) нация;

    4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

    а) межнациональная интеграция;

    б) межнациональная дифференциация.

    5) Демократические принципы межнациональных отношений:

    а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

    б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

    в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

    г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

    д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

    6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

    С8.6.12.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт и пути его разрешения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.

    2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;

    б) неудовлетворенность оплатой труда;

    в) психологическая несовместимость людей;

    г) различие существенных интересов и принципов;

    д) перераспределение влияния в группе или между группами;

    е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

    3) Виды социальных конфликтов:

    а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

    б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

    в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.

    г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

    д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

    4) Стадии развития межгруппового конфликта:

    а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;

    б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

    в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

    г) нарастание эмоциональной напряженности;

    д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

    5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

    6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.