Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме “Алгоритмы и исполнители”; отработка навыков составления алгоритмов и представление их в виде блок-схем.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.

Развивающая – развитие образного, логического мышления учащихся; умения анализировать и синтезировать знания; формирование у учащихся информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 1, 2).

II. Актуализация опорных знаний (слайды 3, 4, 5).Что такое алгоритм?

  • Перечислите свойства алгоритма.
  • Назовите виды алгоритмов.
  • Что такое линейный алгоритм.
  • Что такое разветвляющийся алгоритм?
  • Что такое циклический алгоритм?
  • Какие виды циклического алгоритма вы знаете?
  • Назовите способы представления алгоритма.
  • Какие из приведенных фигур используются в блок-схемах?
  • 10. По данным блок-схемам назовите вид алгоритма.

    линейный

    цикл с предусловием

    разветвляющийся (полная форма)

    цикл с постусловием

    разветвляющийся (неполная форма)

    цикл с параметром

    III. Решение задач

    Учитель: Теперь мы переходим к решению задач. Будем сегодня с вами строить блок-схемы.

    Задача 1. Определить расстояние, пройденное человеком, если известно время, скорость движения, и движение было равномерным. (Cлайд 6)

  • Ребята, что нам известно из условия задачи? (Cкорость, время, движение было равномерным, значит расстояние вычисляем по формуле S=v*t )
  • Что мы с вами должны сделать прежде, чем строить блок-схему? (Cоставить алгоритм)
  • Давайте устно составим словесный алгоритм.
  • Алгоритм

    1. Ввод v, t.

    2. Вычисление s.

    3. Вывод s.

    • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Линейный алгоритм)
    • Теперь переходим к построению блок-схемы. Какие элементы блок-схемы нам понадобятся? (Начало, конец, ввод данных, вычисление расстояния, вывод результата) на экране все элементы.
    • Ребята, расставьте все элементы в нужном порядке. (На экране результат )

    Вычислить(слайд 7).

    • С чего мы начинаем? (Составляем словесный алгоритм)
    • На что в данной задаче надо обратить внимание? (Вычисляем значение дроби, в знаменателе стоит разность 7-у, которая в зависимости от значения у может быть равна нулю, в этом случае не будет решения)

    Алгоритм

    1. Ввод a, y.

    2. Если 7-у=0, то нет решения.

    4. Вывод s.

    • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм, полная форма)
    • Ребята, посмотрите на каждый пункт алгоритма и скажите какие элементы блок-схемы им соответствуют. (На экране фигуры в отдельности)
    • Каких элементов блок-схемы нам не хватает? (Начало, конец)
    • Ребята, вы мне помогите построить блок-схему, называя элементы по порядку. (На экране элементы появляются по очереди).

    Задача 3. Постройте блок-схему алгоритма подписи 10 новогодних открыток. (Слайд 8)

    Учащиеся в тетради записывают словесный алгоритм, осуществляется проверка (на экране ответ), затем строят блок-схему, осуществляется проверка (на экране ответ).

    IV. Подведение итогов урока

    V. Домашнее задание

    Для задачи 3 составить блок-схемы с использованием цикла с предусловием и постусловием.

    Блок-схемой будем называть такое графическое представление алгоритма, когда отдельные действия (или команды) представляются в виде геометрических фигур – блоков . Внутри блоков указывается информация о действиях, подлежащих выполнению. Связь между блоками изображают с помощью линий, называемых линиями связи , обозначающих передачу управления.

    Существует Государственный стандарт, определяющий правила создания блок-схем. Конфигурация блоков, а также порядок графического оформления блок-схем регламентированы ГОСТ 19.701-90 "Схемы алгоритмов и программ". В табл. 2.1 приведены обозначения некоторых элементов, которых будет вполне достаточно для изображения алгоритмов при выполнении студенческих работ.

    Правила составления блок-схем:

      Каждая блок-схема должна иметь блок «Начало » и один блок «Конец ».

      «Начало » должно быть соединено с блоком «Конец » линиями потока по каждой из имеющихся на блок-схеме ветвей.

      В блок-схеме не должно быть блоков, кроме блока «Конец », из которых не выходит линия потока, равно как и блоков, из которых управление передается «в никуда».

      Блоки должны быть пронумерованы. Нумерация блоков осуществляется сверху вниз и слева направо, номер блока ставится вверху слева, в разрыве его начертания.

      Блоки связываются между собой линиями потока, определяющими последовательность выполнения блоков. Линии потоков должны идти параллельно границам листа. Если линии идут справа налево или снизу вверх , то стрелки в конце линии обязательны , в противном случае их можно не ставить.

      По отношению к блокам линии могут быть входящими и выходящими . Одна и та же линия потока является выходящей для одного блока и входящей для другого.

      От блока «Начало » в отличие от всех остальных блоков линия потока только выходит, так как этот блок – первый в блок-схеме.

      Блок «Конец » имеет только вход, так как это последний блок в блок-схеме.

      Для простоты чтения желательно, чтобы линия потока входила в блок «Процесс» сверху, а выходила снизу.

      Чтобы не загромождать блок-схему сложными пересекающимися линиями, линии потока можно разрывать. При этом в месте разрыва ставятся соединители , внутри которых указываются номера соединяемых блоков. В блок-схеме не должно быть разрывов, не помеченных соединителями.

      Чтобы не загромождать блок, можно информацию о данных, об обозначениях переменных и т.п. размещать в комментариях к блоку.

    Название блока

    Обозначение блока

    Назначение блока

    Терминатор

    Начало/Конец программы или подпрограммы

    Обработка данных (вычислительное действие или последовательность вычислительных действий)

    Ветвление, выбор, проверка условия. В блоке указывается условие или вопрос, который определяет дальнейшее направление выполнения алгоритма

    Подготовка

    Заголовок счетного цикла

    Предопределенный процесс

    Обращение к процедуре

    Ввод/Вывод данных


    Типы алгоритмов

    Тип алгоритма определяется характером решаемой в соответствии с его командами задачи. Различают три типа алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

    Линейный алгоритм состоит из упорядоченной последовательности действий, не зависящей от значений исходных данных, при этом каждая команда выполняется только один раз строго после той команды, которая ей предшествует.

    Таким, например, является алгоритм вычисления по простейшим безальтернативным формулам, не имеющий ограничений на значения входящих в эти формулы переменных. Как правило, линейные процессы являются составной частью более сложного алгоритма.

    Разветвляющимися называются алгоритмы, в которых в зависимости от значения какого-то выражения или от выполнения некоторого логического условия дальнейшие действия могут производиться по одному из нескольких направлений.

    Каждое из возможных направлений дальнейших действий называется ветвью .

    В блок-схемах разветвление реализуется специальным блоком «Решение» . Этот блок предусматривает возможность двух выходов. В самом блоке «Решение» записывается логическое условие, от выполнения которого зависят дальнейшие действия.

    Различают несколько видов разветвляющихся алгоритмов.

    1. «Обход» – такое разветвление, когда одна из ветвей не содержит ни одного оператора, т.е. как бы обходит несколько действий другой ветви.

    2. «Разветвление» – такой тип разветвления, когда в каждой из ветвей содержится некоторый набор действий.

    3. «Множественный выбор» – особый тип разветвления, когда каждая из нескольких ветвей содержит некоторый набор действий. Выбор направления зависит от значения некоторого выражения.

    Циклические алгоритмы применяются в тех случаях, когда требуется реализовать многократно повторяющиеся однотипные вычисления. Цикл – это последовательность действий, которая может выполняться многократно, т.е. более одного раза.

    Различают:

        циклы с известным числом повторений (или со счетчиком);

        циклы с неизвестным числом повторений (циклы с предусловием и циклы с постусловием).

    В любом цикле должна быть переменная, которая управляет выходом из цикла, т.е. определяет число повторений цикла.

    Последовательность действий, которая должна выполняться на каждом шаге цикла (т.е. при каждом повторении цикла), называется телом цикла или рабочей частью цикла .

    Строго говоря, термина «блок-схема» не существует. Вместо этой фразы правильно говорить «схема алгоритма», но сейчас не об этом. Моя статья о том, можно ли быстро и удобно рисовать алгоритмы, при этом еще чтобы это было бесплатно. Было бы здорово, если бы существовал бесплатный аналог онлайн-редактора Gliffy, и он на наше счастье есть.

    Алгоритмы в Pencil рисовать очень легко. Для этого имеется выделенная библиотека примитивов со стандартными блоками и соединителями. Выглядит это примерно так:

    При рисовании блоков они привязываются автоматически к сетке, что позволяет легко их выравнивать. Нарисовав один блок, другой блок можно «примагнитить» к нему снизу или сбоку, всё при этом будет ровно.

    Если навести на блок и кликнуть мышью один раз, будет режим изменения размера блока и перетаскивания. Если кликнуть второй раз, блок можно будет вращать (появятся круглые красные точки по краям).

    Доступны основные базовые возможности, практически как в Visio: блоки можно объединять в группы, перетаскивать и копировать, располагать выше или ниже по слоям, магнитить коннекторы к центру и т.д.

    Недостатки тоже присутствуют, например, не очень корректная работа углового соединителя: он иногда трансформируется в невообразимый зигзаг при попытке его выделить и перетащить. Но эти недостатки столь несущественны, что не помешали занять программе Pencil достойное место в моей коллекции повседневных инструментов разработчика.

    В жизни нам часто приходится встречаться с различными ситуациями, в которых мы совершаем одни и те же определенные действия. Для того, чтобы вовремя проснуться, нам нужно не забыть включить будильник. Для того, чтобы утолить свой голод, нам необходимо выполнить одни и те же действия по приготовлению вкусной пищи. Для того, чтобы выполнить знакомую нам работу, мы тоже часто делаем одно и то же.

    Такое поведение можно называть по-разному, смотря в каком контексте оно рассматривается. Если рассмотреть с позиции эффективности деятельности, то эти действия можно назвать привычками или навыками. Если рассматривать с точки зрения отображения процесса, то описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленных задач за определенное количество шагов, называют алгоритмом действий.

    Как создаются алгоритмы действий?

    Мы постоянно сталкиваемся с этим в обычной жизни. Какие действия мы совершаем, чтобы пополнить счет своего мобильного телефона? Каждый из нас — разные. Так как способов пополнения счета несколько, следовательно мы все по-разному это делаем. Результат, правда всегда один получается — появление средств на телефоне.

    Или еще пример: чтобы скопировать картинку или текст, нажимаем правой кнопкой мыши на картинку, затем выбираем «Копировать», помещаем в нужное место, нажимаем правой кнопкой » Вставить», и результат достигнут.

    Все это — определенная последовательность действий, в результате которых различными средствами решается поставленная задача. Но пока это только наши знания, которые перерастают в навыки и умения, а если этот процесс описать, то мы сможем наглядно увидеть алгоритм наших действий, и передать его другим людям. На словах не все и не всегда понятно бывает.

    Опишите последовательность действий — это запоминается

    Создать алгоритм действий можно, описав или изобразив его последовательность. Знают ли все, что надо сделать, чтобы посадить дерево? Возможно, основные шаги понятны всем, но вот когда деревце поливать, перед посадкой или после, помнит не каждый. Созданный алгоритм позволит все действия выполнить в правильной последовательности.

    Чтобы описать последовательность действий посложнее, придется постараться и подробно их все записать. Пример можно взять с всевозможных правил и инструкций — там очень четко прописываются по шагам действия, которые нам надо сделать. Но бывают ситуации, в которых за определенным действие следует не один шаг, а несколько, в зависимости от предыдущего результата. В таком случае, предположительные действия тоже записывают, чтобы человек мог легко сориентироваться в разных ситуациях, и знал, что нужно предпринять.

    Алгоритм действий в графике — это блок-схема

    Если изобразить алгоритмы действий в графическом варианте, с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения действия, то мы получим блок-схему. Блок-схема намного превосходит правила, инструкции, и записанные по порядку алгоритмы действий, по своей наглядности и читаемости.

    Представьте, что вам нужно чему-то научить другого человека. Вы отлично знаете все действия в определенной последовательности. Ваша задача — показать, как это нужно делать и передать свои знания так, чтобы другой человек их запомнил и знал так же, как и вы. Устная передача знаний допускает импровизации и некоторый произвол. Самым лучшим способом будет блок-схема, в которой объясняется последовательность и возможные варианты действий. В качестве примера — веселое руководство по изучению блог-схем:

    Лучшим условием для получения результата будет повторяемость действий. Это однозначно влияет на скорость достижения результата в будущем. Чем чаще вам придется повторять одни и те же действия, тем быстрее вы научитесь выполнять последовательность действий, а значит в каждый последующий раз, вам потребуется меньше времени на выполнение.

    Блок-схемы применяются в продажах

    В продажах такое обучение с помощью разработки алгоритмов и изображения их в виде блок-схем имеет большое распространение. Чаще всего их используют в телефонных сценариях разговоров в call-центрах и для «холодных» звонков. Корпоративная культура набирает обороты, поэтому многие компании уже не позволяют сотрудникам нести «отсебятину», даже талантливую, а предлагают действовать им по заранее разработанному сценарию, представляя «лицо фирмы» на различных этапах. Эффект появляется буквально после нескольких дней действий «по бумажке». Со временем, многое из описанных алгоритмов запоминается сотрудником, и в дальнейшем он свободно может общаться, не опасаясь того, в какую сторону может уйти разговор.

    Алгоритмы действий и блог-схемы разрабатываются не только в продажах. Большое распространение они имеют в обучении и практике врачей, программистов, «компьютерщиков», у многих технических специальностей.

    Стоит попробовать научиться действовать по подобным блок-схемам. Ведь впервые встречаясь с непонятным поначалу обилием действий и задач, думаешь о том, как тебе не хватает разработанной блок-схемы. После долгих мучений не выдерживаешь, и начинаешь разрабатывать и создавать самостоятельно. Эффективные люди не любят простоев в делах. А блок-схемы значительно упрощают жизнь и позволяют разобраться в решении сложных задач.

    Сервисы для разработки блок-схем

    В интернете есть сервисы, которые могут помочь вам создавать такие блок-схемы. Один из них — Сacoo . С его помощью вам легко удастся превращать ваши алгоритмы в различные диаграммы, блок-схемы и графики. Вы увидите, что это очень приятное и радостное занятие — преобразовывать то, что вам известно, в науку для других людей.

    — хорошее настроение вам обеспечено. На первоначальном этапе можно воспользоваться возможностями бесплатной учетной записи, а в будущем за доступ нужно будет платить. Естественно, что бесплатный доступ имеет ограничения по сравнению с платными. Но для изучения и первых шагов, функционала вполне достаточно.

    Разработав алгоритмы действий и преобразовав их в блок-схемы с помощью Cacoo, вы сможете надолго создать хорошее настроение не только себе, но и другим людям, постигающим азы.

    Создавайте игровые блок-схемы для своих детей

    Подводя итог вышесказанному отмечу, что теперь вы сможете использовать алгоритмы действий и блок-схемы в различных жизненных ситуациях. Даже ваши дети с огромным удовольствием станут выполнять не самые интересные обязанности, следуя понятным подсказкам. Если будут идеи, где и как можно применять алгоритм действий , поделитесь в комментариях, уважаемые читатели. Очень хотелось бы узнать про ваши алгоритмы.

    Моя блок-схема

    Вот какая блок-схема у меня получилась в первый раз. Для того, чтобы увеличить изображение, нажмите на него. После перехода на Cacoo, под записью «просмотр фигуры», нажимайте на картинку. Она откроется в большом окне. Удачи!