Деловая игра на уроке информатики на тему: "Устройство компьютера"

Закупка компьютерной техники для класса информатики школы

Филюшина Елена Владимировна,

ГБОУ средняя школа №339
Невского района Санкт-Петербурга

Тип урока: урок обобщения полученных знаний
Цели урока:
Дидактические: в игровой форме обобщить знания учащихся на тему: "Устройство компьютера"; работа в электронных таблицах, поиск информации в интернете, работа с презентациями.
Воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.
Развивающиеся: активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников;
Педагогическая технология: игровая
Форма работы: фронтальная, групповая
Методы обучения: частично-поисковые
Время и место проведения: урок проводился в 11-1 классе ГБОУ №339 Невского района Санкт-Петербурга, обобщающий урок по теме: "Устройство компьютера".
Демонстрация ресурсов с использованием ИКТ : проектор, компьютер, звуковые колонки.
Используемые ЦОР: фрагмент фильма о выборе компьютера http://www.youtube.com/watch?v=SI04vc4WSkY
http://video.yandex.ru/users/zaazaa/view/22/
Видео курс "Устройство компьютера"
  1. http://www.youtube.com/watch?v=fUcawTZFJ0k
  2. http://www.youtube.com/watch?v=J00TXshVzTM&feature=related
  3. http://www.youtube.com/watch?v=XpeB9Wtlkic&feature=related
  4. http://www.youtube.com/watch?v=WPkVd-twlTw&feature=related
  5. http://www.youtube.com/watch?v=8eJk3q-km18
  6. http://www.youtube.com/watch?v=TT95RZX_qhw&feature=related
  7. http://www.youtube.com/watch?v=FbBoBUplyq0&feature=related
  8. http://www.youtube.com/watch?v=5YnBA-0633w&feature=related
  9. http://www.youtube.com/watch?v=9EFgZGpnShg&feature=related
Идея урока . Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе Санкт-Петербург работают две крупных компьютерных фирмы - Кей и Компьютерный мир - по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно чем-нибудь заняться на досуге, например, поиграть в блиц-турнир с вопросами, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик, директор школы, хочет купить для школьного компьютерного класса: 12 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, дополнительные устройства, но точно не знает, что именно и какой конфигурации они должны быть. У него есть 300 тыс. руб. на всю покупку. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа двух фирм по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день таких фирм.
Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1. - Блиц - турнир.
Задание 2. - Сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся обобщают и закрепляют полученные ранее знания и новые понятия об устройстве компьютера, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант технического задания по поставке компьютерной техники в школу, конфигурации компьютеров с обоснованием, почему они предлагают именно этот вариант.

Организация урока

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 4-6 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Оснащение урока .
Каждая игровая группа должна иметь карточки или презентацию с изображением комплектующих и периферийных устройств, прайс-лист. Эксперты должны иметь листочки с системой оценивания. Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета. Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых - набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

Система оценивания.
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

  • Компактность презентации, рациональность, аккуратность,
  • Правильность создания и оформления товарной накладной.
  • Ориентация в материале
  • Культура речи
  • Краткость
  • Логичность и убедительность
  • Выделение существенного
  • Умение заинтересовать слушателей

Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания - 5 баллов.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
  • Взаимопомощь в группе
  • Умение общаться с коллегами
  • Умение организовать работу в группе
  • Умение уложиться во времени при решении задач
  • Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другой группы

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
  • Каждое замечание ведущего или эксперта - 1 балл
  • Несоблюдение правил игры - 2 балла
  • Грубое нарушение - до 5 баллов

План урока

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Актуализация опорных знаний (Блиц - турнир) - 10 минут
  3. Коллективное выполнение учащимися устных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; Постановка задачи учителем учащимся: Сборка заказа - 15 минут (для каждой группы: подготовка сборки компьютера - 10 минут, разговор с заказчиком - 5 минут). Оформление презентации и товарной накладной (10 минут)
  4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) - 4 мин
  5. Подведение итогов урока - 5 минут

Ход урока

1. Организационный момент - 1 мин

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты- консультанты, ведущий.

2. Актуализация опорных знаний (Блиц - турнир) - 10 минут
Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся обобщить свои знания, полученные ранее на уроках информатики на тему: "Устройство компьютера" и продемонстрировать свои умения работать в электронных таблицах Excel, с презентацией Power Point, искать информацию в интернете. На предыдущем занятии вы распределились на 2 группы и получили домашнее задание, проанализировать политику цен в двух известных компьютерных магазинах Санкт-Петербурга: Кей и Компьютерный мир. Представьте себе, что сегодня вы являетесь работниками этих фирм. Капитан команды - директор фирмы, все остальные ребята - техники и менеджеры. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - показать свои знания об устройстве компьютера в блиц - турнире.

3. Коллективное выполнение учащимися устных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Вопросы для блиц - турнира:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?

Во время блиц - турнира учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов.

Во время блиц - турнира приглашенные на урок гости заполняют бланки заказа.
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

  • Сумма заказа: 300 тыс. руб..
  • Количество компьютеров: 12 для учащихся и 1 компьютер учителя.
  • На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?___________________________________________________
  • Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
  • Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
  • Нужен ли сканер?____________, какой?________________________
  • Желаете ли выходить в Internet?_______________________________
  • Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
  • Нужен ли проектор? ____________ какой?______________________

Покупка компьютера рано или поздно предстоит практически всем и каждому. Даже если у вас уже есть свой компьютер, вы все равно когда-нибудь захотите его поменять или же купить новый, так как старый банально сгорит, и не будет подлежать ремонту или просто устареет. Так вот купить компьютер сейчас не так уж просто, точнее купить его легко, а вот подобрать то, что вам нужно сложно. На рынке великое множество разнообразных моделей комплектующих, сочетание которых приводит к разнообразным возможностям.
Именно поэтому стоит четко знать, как выбрать компьютер. Начать отбор можно только после решения одного вопроса: «Для чего вам нужен компьютер?».

Сборка заказа
Ведущий: В ваши фирмы поступил заказ. Заказчик, директор школы, Кузьмичёв Олег Вадимович, хочет купить для школьного компьютерного класса: 12 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, плюс дополнительные устройства, но точно не знает, что именно и какой конфигурации они должны быть. У него есть 300 тыс. руб. на всю покупку.
Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютеров, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок и т.п.
Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать, что ему понадобится именно этот предмет.

Каждая команда получает заказ. Игроки, пользуясь интернетом, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что необходимо закупить директору школы, в электронных таблицах Excel составить товарную накладную, подготовить презентацию Power Point и убедить заказчика - директора, экспертов и ведущего, что необходимо закупить товар именно в вашем магазине. Разговоры представителей фирм с заказчиками происходит по очереди, друг за другом. У заказчика есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что то ему объяснить. В конце каждого этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Счет от ________
(дата)

Наименование товара Кол-во Цена
Итого:
Счет выписал:_______________________(Фамилия И.О.)
Пример памятки для работника фирмы.
"На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 2400. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 512 Mb".

Пример памятки для заказчика
« Вам известно, что последняя марка компьютера - Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром вверху.
Вы спрашиваете:

  • Pentium - это название фирмы, выпускающей компьютеры?
  • Что такое память и для чего она нужна?
  • Какая разница между CD ROM и DVD ROM?
  • Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
  • На чем можно распечатать плакаты больших размеров?
Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой».

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому а отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры - интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре.

5. Подведение итогов урока. Таким образом, мы рассмотрели, какие нужны компьютеры для вас, как выбрать такой компьютер и даже узнали конкретные примеры деталей компьютера, что позволит легче ориентироваться продавцу в магазине при совместном выборе той или иной модели компьютера. Вам осталось только пойти в магазин и выбрать то, что вам действительно нужно, в чем искренне желаю вам успеха.

Урок - деловая игра «Сборка компьютера»

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления вновь узнанного.

Цели урока:

дидактическая: в игровой форме познакомить учащихся с основными устройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием;

воспитательная: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников; привитие школьникам навыков самообразования и самовоспитания;

учебная: научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в книгах.

Идея урока.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры:

«В городе работают несколько фирм - обществ с ограниченной ответственностью (000) - по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров.

Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 - составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 - сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация урока.

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп (команд) по 4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 экспертов из числа старшеклассников или учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

«Урок деловая - игра Сборка компьютера Выполнил:Холостов К.К. учитель информатики и ИКТ МОУ Лицей город Истра Научный руководитель: В. М. Жураковская к.п.н., доцент кафедры развития...»

Урок деловая - игра "Сборка компьютера"

Выполнил:Холостов К.К.

учитель информатики и ИКТ

МОУ Лицей город Истра

Научный руководитель:

В. М. Жураковская

к.п.н., доцент кафедры

развития образования

Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления вновь

узнанного.

Цели урока:

Дидактические: в игровой форме познакомить учащихся с основными

устройствами компьютера, их функциями;

Воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.

Игровые: научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в книгах.

Идея урока. Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: " В городе работают несколько фирм - обществ с ограниченной ответственностью (ООО) - по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом.

Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно чем нибудь заняться на досуге, например, составлением кроссвордов из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен он быть и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь".

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.



Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

урок игра модель компьютер Задание 1. - Составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2. - сборка компьютера (определение конфигурации компьютера).

Выполняя данное задание, учащиеся узнают новые понятия, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно этот вариант.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 2-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Оснащение урока.

Каждая игровая группа должна иметь карточки с изображением комплектующих и периферийных устройств, прайс - лист. Эксперты должны иметь листочки с системой оценивания. Кроме того должны быть подготовлены полоски со словами - компьютерными терминами, а также лист в Excel для составления кроссворда.

Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета. Прайс лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых - набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

Система оценивания.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1 Компактность структуры кроссворда Правильность Рациональность Аккуратность Задание 2 Ориентация в материале Культура речи Краткость Логичность и убедительность Выделение существенного Умение заинтересовать слушателей Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания - 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

Взаимопомощь в группе Умение общаться с коллегами Умение организовать работу в группе Умение уложиться во времени при решении задач Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другой группы

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

Каждое замечание ведущего или эксперта - 1 балл Несоблюдение правил игры - 2 балла Грубое нарушение - до 5 баллов План урока

1. Подготовительный этап - 5 мин

2. Составление кроссворда - 20 минут

3. сборка компьютера - 50 минут (для каждой группы: подготовка сборки компьютера - 10 минут, разговор с заказчиком - 10 минут)

4. Подведение итогов урока - 5 минут Ход урока

1. Подготовительный этап

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей:

игровые группы, эксперты - консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий: каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте названия своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм - команд.

Ведущий: У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать составить кроссворд по компьютерным терминам.

2. Составление кроссворда.

Игроки каждой команды сидят около одного компьютера. Каждая команда получает полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двухсторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово - по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов - полосок на столе рядом с компьютером. Затем они перерисовывают кроссворд на листе Excel, заранее подготовленном на компьютере. Нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок.

Свои решения команды передают экспертам.

3. Сборка компьютера Ведущий: В нашу фирму поступил заказ. Заказчик просит собрать компьютер, но точно не знает какой конфигурации он должен быть и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более 700$ (это задание для 1 команды, для другой это может быть 750, 800$ и т.д.). Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.

Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо стол же толково и убедительно доказать, что ему понадобится именно этот предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферийных устройств. Игроки, пользуясь учебником, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на картинке, является ли изображенный предмет обязательным для работы компьютера, представить его функциональные возможности.

Долее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.

Разговоры представителей фирм с заказчиками происходит по очереди, друг за другом. В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что то ему объяснить. В конце каждого этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работника фирмы.

" На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать.

У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 128 Mb.

Пример памятки для заказчика " Вам известно, что последняя марка компьютера - Pentium 4. вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром вверху.

Вы спрашиваете:

Pentium - это название фирмы, выпускающей компьютеры?

Что такое память и для чего она нужна?

Какая разница между CDROM и DVDROM?

Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?

На чем можно распечатать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой".

4. Подведение итогов урока.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому а отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.

Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре.

Размещено на Allbest.ru

Похожие работы:

«Е. И. Рогов M=`reльн= jнlг= #!=jrlче`jeгe #`l.eлeг= Часть 1 Система работы психолога с детьми разного возраста 4-е издание, переработанное и дополненное Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru МОСКВА ЮРАЙТ УДК 159.9 ББК 88.4 Р59

«УДК 159.923.2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Н.Г. Макарова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российский университет дружбы народов (Москва), Россия Аннотация. В статье рассмот...»

«Съдържание 3/2012 ОБРАЗОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ГОДИШНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКО СПИСАНИЕ ГОДИНА III ISSN 1314–1791 Съдържание ПЕДАГОГИЧЕСКИ АКЦЕНТИ КАЧЕСТВО НА УПРАВЛЕНИЕТО НА ПРЕДУЧИЛИЩНОТО ОБРАЗОВАНИЕ проф. д-р Весела Методиева Гюрова СУ „Св. Климент Охридски“, ФНПП, гр. София...» Исаев (Москва, НОУ ВПО «СФГА») Тел.: 8-985-151-29-58, e-mail: [email protected] АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _ Н.К. Грицкевич «_» _20_ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДНМ.05 Детска...»

«Основная образовательная программа Государственное направления подготовки бюджетное образовательное учреждение 44.03.01 (050100) высшего профессионального образования «Педагогическое «Волгоградский государственный медицинский образование», -1университет» Министерства здравоохранения профиль Биология Рос...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  • ориентация в материале;
  • культура речи;
  • краткость;
  • логичность и убедительность;
  • выделение существенного;

Поведение участников игры

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • грубое нарушение - до 5 баллов;

План урока.

1.Подготовительный этап - 5 мин.

3.Сборка компьютера - 50 мин (для каждой группы: подготовка сборки компьютера - 10 мин, разговор с заказчиком-10 мин).

4.Подведение итогов урока - 5 мин.

Ход урока

1.Подготовительный этап

Ведущий.

Ведущий.

2.Составление кроссворда

3.Сборка компьютера

Ведущий. ).

всеми членами игровой группы, каждый

«Вам известно, что последняя марка компьютера - это Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром наверху.

Вы спрашиваете:

4.Подведение итогов урока

Литература

  1. Платов В.Я.
  2. Кривова В.А.
  3. Бабурин В.
  4. Грук В.
  5. Бельчиков Я. М. Бирштейн М.М

Просмотр содержимого документа
«Урок - деловая игра «Сборка компьютера»»

Урок - деловая игра «Сборка компьютера»

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепление вновь узнанного.

Цели урока:

дидактические: в игровой форме познакомить учащихся с основными устройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием;

воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личной заинтересованности учеников; привитие школьникам навыков самообразования и самовоспитания;

игровые: научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в книгах

Идея урока.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры : «В городе работают несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются на работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров.

Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1- составление кроссворда . На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2-сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация урока.

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп (команд) по 2-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить3-4 экспертов из числа старшеклассников или учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущим в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе. Обязательно до начала игры надо решить, как будут размещаться участники игры в помещении: кто где будет находиться.

Оснащение урока.

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображением комплектующих и периферийных устройств, учебник, прайс- лист, памятка по ведению беседы с заказчиком.

Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.

Кроме того, должны быть подготовлены полоски со словами - компьютерными терминами, а также лист в Exel для составления кроссворда, изображение комплектующих и периферийных устройств, прайс-лист магазина компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых - набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. (Роль учителя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре учитель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля учащихся, тем выше обучающая ценность игры.) По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Система оценивания.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1

    компактность структуры кроссворда;

    правильность;

    рациональность;

    аккуратность;

Задание 2

    ориентация в материале;

    культура речи;

    краткость;

    логичность и убедительность;

    выделение существенного;

    умение заинтересовать слушателей;

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий-5баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

    взаимопомощь в группе;

    умение общаться с коллегами;

    умение организовывать работу в группе;

    умение уложится во времени при решении задач;

    умение слушать выступление докладчик и докладчика другой группы.

Количество баллов которое начисляется за тактичное поведение во время игры,-5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

    каждое замечание ведущего или эксперт-консультанта-1 балл;

    несоблюдение правил игры -2 балла;

    грубое нарушение – до 5 баллов;

План урока.

1.Подготовительный этап – 5 мин.

2. Составление кроссворда-20мин.

3.Сборка компьютера – 50 мин (для каждой группы: подготовка сборки компьютера – 10 мин, разговор с заказчиком-10 мин).

4.Подведение итогов урока – 5 мин.

Деловую игру «Сборка компьютера» можно использовать при изучении темы « Основные устройства компьютера» в 8 классе. В зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия времени игра может быть упрощена, а также сокращена по длительности.

Ход урока

1.Подготовительный этап

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной общественностью. Дайте, пожалуйста название своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм- команд.

Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов.

2.Составление кроссворда

Игроки каждой команды сидят около одного компьютера. Каждая команда получает полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двусторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово - по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов - полосок на столе рядом с компьютером. Затем они перерисовывают получившийся кроссворд на листе Exel, заранее подготовленном учителем и выведенном на экран компьютера, нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки уже присутствуют на экране, и учащимся остается только их расположить и пронумеровать.

По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.

3.Сборка компьютера

Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит для него собрать компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более 700 долларов (это задание для 1-й команды, для других команд это может быть, например, 750,800 и т.д долларов ).

Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты тип и размер монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера и наличие колонок, сканера цифровой камеры и т.п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен это толково и убедительно доказать; с другой стороны, надо столь толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферических устройств. Игроки, пользуясь материалом учебника, должны подготовится к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Разговоры представителей фирм-команд с заказчиком происходят по очереди, друг за другом. Другие команды могут вносить предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.

В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как вести себя, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работников фирмы.

«На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам срочно их нужно продать. У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 128 Мб».

Пример памятки для заказчика.

«Вам известно, что последняя марка компьютера – это Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром наверху.

Вы спрашиваете:

    Pentium-это название фирмы, выпускающей компьютеры?

    Что такое память и для чего она нужна?

    Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?

    Чем отличаются большие мониторы похожие на куб, от тонких мониторов?

    На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой».

4.Подведение итогов урока

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры- интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д

Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре - о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

Литература

    Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.:ИПО «Профиздат», 1991.

    Кривова В.А. Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе(на примере геометрического материала): Дис. …канд. пед. наук. М.,1999.

    Бабурин В. Л. Деловые игры по экономической географии. М.: Просвещение-АО «Учебная книга», 1995.

    Грук В. Век «Поля чудес» на уроках информатики//Наука и школа. 1997. №1.

    Бельчиков Я. М. Бирштейн М.М деловые игры. Рига: Авотс, 1989.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Устройство компьютера» и «Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel» Вид урока: деловая игра Технология: игровая технология

Цели урока:

    Повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»

    Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel и применить их для решения реальной задачи.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.
Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.

Выполнение задания оценивается по следующим критериям:

    Правильность выполнения расчетов;

    Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании - карточке;

    умение уложиться по времени при решении задачи

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

    взаимопомощь в группе;

    умение общаться с коллегами;

    умение организовать работу в группе;

    умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

    каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;

    несоблюдение правил игры – 2 балла;

    грубое нарушение – до 5 баллов.

План урока

    Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, заполнение бланка заказа приглашенными гостями – 5 мин.

    Выполнение заказа и расчет кредита (работа с электронными таблицами) 20 мин

    разговоры с заказчиками 10 мин.

    Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока

    Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.

    Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название.

    Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах.

    Вычислить кредит на покупку компьютера

    Начислить з/плату своим работникам

    Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.

Учащиеся разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами.
Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы), он координирует работу всей команды и помогает всем участникам, 1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета зарплаты сотрудникам фирмы, исполнителей заказов - 4 чел. (директор тоже может быть исполнителем заказов). Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры.

Вопросы для блиц - опроса:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?

Во время блиц - опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок гости (или незадействованные в игре ученики) заполняют бланки заказа.

    Выполнение заказов.

Ведущий . В вашу фирму поступили 2 заказа.
Заказы для 1-ой команды:
1-ый заказ:
Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками.

2-ой заказ:

    Сумма заказа ____________

    Нужен ли сканер?____________

Заказы для 2-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 17 дюймов.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!

2-ой заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

    Сумма заказа ____________

    На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________

    Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)

    Нужен ли принтер? __________, какой?________________________

    Нужен ли сканер?____________

    Желаете ли выходить в Internet?_______________

    Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их в 2-х экземплярах – один заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах).
Пример оформления заказа:

Оформить заказ в электронных таблицах Excel
следующим образом:

Логотип
и название фирмы

Адрес: Телефон

Счет от ________
(дата)

Наименование товара

Кол-во

Цена

Итого:

Счет выписал_______________________ (Фамилия И.О.)

Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков. По окончании расчетов он должны сообщить сколько заказчик будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах Excel.

Для одной команды:
Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес.
Процентная ставка 18 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту (без учета процентной ставки).
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.

Для другой команды:
Условия предоставления кредита.
Срок кредита – 6 месяцев.
Процентная ставка 14 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы кредита в месяц.

Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.

Срок кредита

Процентная ставка за кредит

Плата за ведение ссудного счета

Сумма кредита

Сумма ежемесячных выплат (без учета процентной ставки за пользование кредитом)

Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за год

Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за месяц

Сумма, уплаченная за ведение счета в месяц

Ежемесячная плата банку с учетом суммы уплаченной по процентной ставке и суммы уплаченной за ведение ссудного счета

Итоговая сумма (за год)

Переплата

Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы.
Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где заранее заготовлена таблица в электронном варианте, в которой он должен быстро сделать расчеты.

п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Оклад

Премия, 25%
от оклада

Подоходный налог, 13% от оклада

Налог в пенсионный фонд, 2%

Итого к выдаче

Далее команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы).
Разговоры представителей фирм- команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.

    Подведение итогов урока

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали своё мнение об игре – о её содержании, организации, а также внесли предложения по её усовершенствованию.