Первобытная эпоха 1,5 млн. - IV - III т.д. до. н.э. (общинно-родовое, родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству, коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства.

    История Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV - III т.п. до. н.э.) времени раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. Античность (I т.л. до н.э. - начало н.э.), подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

    Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

Первый период этой эпохи (V - XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI - конец Х V в.) - это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

Третий период (XVI - середина XVII в.) связан с началом разложения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Новое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа духовной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.

4. Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации - также подразделяется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-х гг.). Не меньшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX - начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Наступает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 гг. и связанные с него потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

5. В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это - раннее Новейшее время. Острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929-1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939-1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце XX века.

В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории" в точном и последнем смысле – сознание людей".

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность сторических личностей.

Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Тибор. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:

1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.

3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию "аналитического разума", к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории "историческое время". В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

С понятием "историческое время" неразрывно связана периодизация – как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки – гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк Альфред Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение - интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и "последней главы" истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

"История - писал в свое время русский историк Сергей Федорович Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".

Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

Пес-ни (главным образом эпи-чес-кие и ли-ро-эпи-чес-кие), по-свя-щён-ные ис-то-рическому со-бы-тию или ли-цу, с раз-вёр-ну-тым по-ве-ст-во-вательным сю-же-том.

В уст-ной тра-ди-ции не име-ли специального обо-зна-че-ния. Пе-ри-од рас-цве-та исторических песен - XVI-XVIII века, од-на-ко их про-дол-жа-ли со-чи-нять и позд-нее.

Об-лас-ти рас-про-стра-не-ния: Центральная Рос-сия, По-вол-жье, Русский Се-вер, Си-бирь, ка-за-чьи по-селе-ния на ре-ках Дон, Ку-бань, Те-рек, Урал. Из-вест-но cвыше 600 сю-же-тов исторических песен. Ран-ние сю-же-ты ото-бра-зи-ли со-бы-тия пе-рио-да борь-бы с монголо-татарским игом («Ав-до-тья Ря-за-ночка», «Та-тар-ский по-лон», «Щел-кан Ду-ден-ть-е-вич»). В цик-лах исторических песен XVI века раз-ра-бо-та-ны те-мы борь-бы Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го с внеш-ни-ми и внут-рен-ни-ми вра-га-ми («Взя-тие Ка-за-ни», «Гнев Гроз-но-го на сы-на»), си-бир-ско-го по-хо-да ка-зачь-е-го ата-ма-на Ер-ма-ка Ти-мо-фее-ви-ча.

В XVII веке сло-же-ны исторические песени о Смут-ном вре-ме-ни («Ми-хаил Ско-пин-Шуй-ский», «Гриш-ка-рас-стриж-ка», «Плач Ксе-нии Го-ду-но-вой»), о борь-бе за Смо-ленск («Зем-ский со-бор», «Ми-ло-слав-ский»), о за-щи-те южных гра-ниц («Взя-тие Азо-ва»). Один из са-мых круп-ных цик-лов - о Сте-па-не Ра-зи-не («Убит ас-т-ра-хан-ский вое-во-да», «Пес-ня ра-зин-цев», «Казнь Стень-ки Ра-зи-на» и другие). В XVIII веке воз-ник-ли исторические песни о пет-ров-ском вре-ме-ни, в ко-то-рых на пер-вый план вы-ступи-ла те-ма по-бед русской ар-мии: Пол-тав-ская бит-ва 1709 года, взя-тие Ореш-ка, Ри-ги, Вы-бор-га; по-яви-лись исторические песени о вос-ста-нии Е.И. Пу-га-чё-ва 1773-1775 годов.

В исторических песнях XVIII-XIX веков за-пе-чат-ле-ны об-ра-зы пол-ко-вод-цев А.В. Су-во-ро-ва, Г.А. По-тём-ки-на-Тав-ри-че-ско-го, М.И. Ку-ту-зо-ва, ка-зачь-е-го ата-ма-на М.И. Пла-то-ва, со-бы-тия Отечественной вой-ны 1812 года, Се-ва-сто-поль-ской обо-ро-ны 1854-1855 годов и других. В по-этической ком-по-зи-ции важ-ное ме-сто за-ни-ма-ют мо-но-ло-ги и диа-ло-ги, харак-те-рен ак-цент-ный стих, обыч-но двух-удар-ный. В изу-че-ние исторических песен боль-шой вклад вне-сла ис-то-ри-че-ская шко-ла фольк-ло-ри-сти-ки.

Ис-пол-ни-тель-ские тра-ди-ции

Северные ска-зи-те-ли пе-ли исторические песни в сти-ле, близ-ком бы-ли-нам, и на-зы-ва-ли их ста́рина-ми. В Центральной Рос-сии пре-об-ла-да-ли по-ве-ст-во-вательные кре-сть-ян-ские пес-ни, сти-ли-сти-ка ко-то-рых за-ви-сит от ме-ст-ной тра-ди-ции; в ран-них пес-нях со-хра-ни-лись ар-ха-ические ла-до-вые осо-бен-но-сти («Про та-тар-ский по-лон» в сборнике Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва).

Для среднерусской тра-ди-ции ха-рак-тер-но хо-ро-вое ис-пол-не-ние в сме-шан-ном ак-кор-до-во-по-ли-фо-ни-че-ском скла-де. Ис-клю-чи-тель-но важ-на роль исторических песен в ка-зачь-ем фольк-ло-ре; ка-за-ки по-ют исторические песни ли-бо как по-ход-ные (ге-ро-ические, са-ти-рические, сла-виль-ные), ли-бо как «бе-сед-ные» (в до-маш-ней об-ста-нов-ке, с уча-сти-ем жен-ских го-ло-сов), по сти-лю близ-кие про-тяж-ным пес-ням («Ой да ты кор-ми-лец наш, слав-ный Ти-хий Дон», о бед-ст-ви-ях во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года). Ка-за-чьи по-ход-ные исторические песни име-ют мар-ше-вую рит-ми-ку, но со-хра-ня-ют ла-до-вое свое-об-ра-зие (пен-та-тони-ка в пес-не «Пи-шет, пи-шет Кар-ла Швед-ский») и не-квад-рат-ное строе-ние («Из-за ле-са, ле-са ко-пий и ме-чей»); в бе-сед-ных со-хра-ни-лись сво-бод-ная музыкальная рит-ми-ка, под-го-ло-соч-ная по-ли-фо-ния (не-ред-ко весь-ма раз-ви-тая), но вы-ра-бо-тал-ся и ряд но-вых приё-мов, например, оди-ноч-ное ис-пол-не-ние.

Для исторических песен с са-ти-рическими сю-же-та-ми в раз-ных тра-ди-ци-ях ха-рак-тер-ны «ост-рые» рит-мы: пля-со-вые («Щел-кан Ду-ден-ть-е-вич» в сборнике Кир-ши Да-ни-ло-ва), мар-ше-вые («Пи-шет, пи-шет Кар-ла Швед-ский» в сборнике А.М. Лис-то-па-до-ва). На сти-ли-сти-ку сол-дат-ских исторических песен (поя-ви-лись по-сле вве-де-ния ре-гу-ляр-ной ар-мии при Пет-ре I) ока-за-ли влия-ние ви-ват-ные кан-ты и мар-ши во-ен-но-ду-хо-вых ор-ке-ст-ров, од-на-ко ино-гда со-хра-ня-ют-ся ак-цент-ный стих (в нов-го-род-ском ва-ри-ан-те пес-ни «По-ле чис-тое ту-рец-кое» в за-пи-си Е.Э. Ли-нё-вой) и не-квад-рат-ные струк-ту-ры. Не-ред-ко сол-дат-ские исторические песни пе-лись на книж-ные тек-сты («Бо-ро-ди-но» на сти-хи М.Ю. Лер-мон-то-ва), не-ко-то-рые - пол-но-стью ав-тор-ские («Бы-ло де-ло под Пол-та-вой», со-чи-не-на яро-слав-ским кре-сть-я-ни-ном И.Е. Мол-ча-но-вым). Для го-род-ских исторических песен ти-пи-чен го-мо-фон-но-гар-мо-ни-че-ский склад.

Исторические песни про-дол-жа-ют жить в уст-ной тра-диции, главным образом сре-ди ка-за-ков, ис-пол-ня-ют-ся народными кол-лек-ти-ва-ми, фольк-лор-ны-ми ан-самб-ля-ми («Ка-за-чий круг», Мо-ск-ва, и многие другие), вхо-дят в ре-пер-ту-ар профессиональных хо-ров.

Пер-вые за-пи-си исторических песен с на-пе-ва-ми опубликованы в сборнике Кир-ши Да-ни-ло-ва (1818 год). Северные пес-ни опубликованы в сборнике М.А. Ба-ла-ки-ре-ва, пес-ни Центральной Рос-сии - в сборниках М.А. Ста-хо-ви-ча (1855 год), Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва (см. Корсаковы) и других сборниках XIX века. Пер-вые за-пи-си мно-го-го-лос-ных исторических песен на слух опубликованы в сборнике Н.Е. Паль-чи-ко-ва (издан в 1888 году), впер-вые на фо-но-граф мно-го-го-лос-ные исторические песни ка-за-ков за-пи-сал А.М. Лис-то-па-дов («Пес-ни дон-ских ка-за-ков», т. 1, ч. 1-2, 1949 год).

Издания:

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХIII-ХVI веков / Издание под-готовили Б.Н. Пу-ти-лов, Б.М. Доб-ро-воль-ский. М.; Л., 1960;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХVII века / Издание под-готовила О.Б. Алек-сее-ва. М.; Л., 1966;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХVIII века / Издание под-готовили О.Б. Алек-сее-ва, Л.И. Емель-я-нов. Л., 1971;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХIХ века / Издание под-готовили Л.В. До-ма-нов-ский, О.Б. Алек-сее-ва, Э.С. Лит-вин. Л., 1973.

Исторические песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни. Исторические песни – художественные произведения, поэтому факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий, к сохранению в них точной памяти. Как эпические произведения многие исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качественно новой ступенью в развитии народной поэзии. События передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах.

Первые записи исторических песен относятся к XVII веку, произведения этого жанра встречаются также в печатных и рукописных сборниках XVIII и XIX веков, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в настоящее время исследователи полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике исторические песни долго не выделялись в отдельный жанр, их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Как жанр исторические песни сформировались в эпоху Московской Руси, но первые тенденции к созданию новых песен – проявились хронологически раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольшой группы песен, связанных своим содержанием с героическим подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл по классификации Б.Н.Путилова). Эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования – отражением в произведениях исторической конкретности или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развивается быстро, нет стремления к замедлению повествования, не используются приемы, способствующие ретардации.

Исторические песни – повествование о прошлом, но они складывались обычно вскоре после описываемых событий. В исторических песнях может присутствовать вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувеличение, но почти нет гиперболизации. В исторических песнях достоверно раскрывается психология, переживания, мотивы поступков персонажей – их внутренний мир.

В древних исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов. Один из героев этого цикла Евпатий Коловрат, охваченный гневом и скорбью при виде разоренной Рязани, устремляется вслед за татарами, вступает с ними в неравную борьбу, одолевает в поединке татарского богатыря. И хотя Евпатий погибает, но в описании его подвига звучит тема непобедимости русского народа. Близость этой песни к былине усиливается благодаря тому, что битва в ней рисуется в первую очередь как столкновение одного героя с полчищами врагов. Хотя Евпатия в походе сопровождает дружина, но воинов в действии мы не видим. Кульминация песни – поединок Евпатия с татарским богатырем Хостоврумом решена в былинных традициях, но финал песни далек от оптимистического. Татары, хотя и несут немалые потери, но не терпят полного поражения, не бегут с русской земли, а Евпатий, выступивший против них, гибнет. Здесь налицо разрыв с эпическими традициями, с идеями непобедимости русского богатыря, отход от эпической идеализации истории. В песне о Евпатии время действия не эпическое, а историческое, но сюжет строится на основе художественного вымысла. Эта песня принадлежит к произведениям переходного типа, она еще тесно связана с эпическими традициями.

Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования - историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее.

История - наука или нечто большее?

По мнению многих учёных, современная история зародилась в 484 году до нашей эры.

Именно в том году родился знаменитый Геродот Галикарнасский, которого по праву называют «отцом истории». Большинство его исторических работ позволили увидеть быт и порядки древней Греции, Скифии, Персии и других стран.

Этот человек является автором знаменитого трактата под название «История». Для отечественной науки труды Геродота были как библия. Большинство античных племён, описанных учёным, проживали на территории современной России и Украины.

Сам термин происходит из греческого языка. "История" в переводе означает "исследование" или же науку, которая изучает быт и жизнь человека в прошлом. Более узкая дефиниция представляет историю как науку, изучающую исторические события и факты для их объективного описания, изучения, а также с целью установления последовательности всего исторического процесса.

Появление Геродота и других учёных, работающих позднее, повлияло на процесс становления самой истории. С этого момента можно выделить основные этапы развития исторического знания, которое с годами развивалось и всё больше наполнялось новыми терминами и понятиями. Сегодня эти этапы являются базисом в процессе изучения исторической науки.

Этапы развития исторической науки

История всегда развивалась циклично. Процесс её эволюции никогда не был представлен в виде последовательности. Непостоянство самого человека привносило большие изменения в саму науку, тем самым развивая её. Практически все этапы развития исторического знания имеют множество особенностей. Эти неповторимые факты характеризуют каждый этап по-своему. Всего существует четыре основных этапа, а именно:

Античная историческая наука.

Средневековая историческая наука.

Историческая наука XX века.

Характеристика этапов

Ранее уже указывалось, что этапы развития исторического знания имеют свои характерные особенности. Каждому из них присущ тот или иной аспект, выделяющий этап из массива других.

1) История была основополагающей, так как все последующие интерпретации этой науки исходили от первоначального варианта. Для этого этапа характерны следующие особенности: творческий подход к науке, исторические события описывались вместе с географией и экономикой локации, не было научной формы повествования, не производилась на дисциплины.

2) Средние века привнесли в историю некоторые аспекты, которых ранее не было. Например, уже в 17 веке была сформирована общая картина Всемирной истории. Также была установлена единая система летоисчисления, а рост интереса к прошлому прогрессировал.

3) Новое время - это век развития науки и техники. принёс в историю принципиально новые подходы к процессу изучения. В науке доминировали принципы объективности, историзма и критического анализа источников исторических.

4) Даже с учётом всех инноваций этапы развития исторического знания не имели настолько взрывного эффекта, как в XX веке. В это время история превратилась в фундамент политики, социологии, социальной психологии и др. Науку активно использовали политические деятели тех времён ради пропаганды. Также на развитие этапа повлиял развал колониальных империй. Многие неизвестные государства смогли приобщиться к мировому сообществу и подарить всем свою культуру.

История как основная и второстепенная наука

Ранее был отмечен факт многогранности и функциональности Подобное суждение доказывается тем, что эту науку можно рассматривать как основную и как второстепенную. История основная даёт миру не только классические знания о прошлом, но ещё и вносит большой вклад в другие науки, такие как философия и политика. Однако историю можно использовать как контекст, в котором будут рассматриваться основные этапы становления совершенно другой науки. Например, основные исторические этапы развития экологического знания развивались многие годы. Каждый из них пережил определённые временные рамки разных эпох. Отсюда можно говорить об истории этих этапов.

История и политика

Умение управлять государством возникло достаточно давно. Чтобы познать это ремесло, многие полководцы, учёные или просто зажиточные граждане какой-либо страны учились годами. Это умение называется политикой. Её можно сравнить с искусством, так как для удачного управления всеми государственными процессами человеку нужно немного больше, чем просто талант. Политик - это скульптор, чьей глиной является государство и его внутренняя жизнь. Эта наука появилась и развивалась параллельно с историей. Греции, в которой и возникла политика, способствовал её развитию. Основные этапы знания в истории связаны с процессом становления исторической науки. Это обусловлено тем, что исторический процесс фактически породил политику. Многие «маститые» политические деятели использовали свои исторические знания для масс. Но это уже другая тема.

Основные исторические этапы развития философского знания

История и философия практически всегда находились в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Эти науки дополняли и развивали сами себя. История позволяет взглянуть на то, каким был мир в прошлом, а философия показывает духовную, тождественную суть прошлого и человека.

Параллельное развитие этих наук принесло миру совершенно новую отрасль знаний - историю философии. Она позволяет взглянуть на то, как развивалась философия с учётом исторических событий, сопутствующих этому развитию. Крупные периоды имеют формационную суть общественно-экономических отношений.

По своей сути, история и философия - это родственные науки. Различие лишь в способе мировоззрения представителей этих наук. Если историков интересует только хронология и другие аспекты жизни человека прошлого, то философы рассматривают духовное восприятие окружающего мира. Но этапы развития исторического знания помогают выделить периоды становления и развития философии. На сегодняшний день выделяют следующие этапы в философии:

Философия античная.

Феодальная философия.

Буржуазно-формационная философия.

Современная наука философия.

Закон трёх стадий

История не только давала, но ещё и получала определённую выгоду от процесса совместного развития с философией. В далёком 1830 году была выдвинута теория, которая впоследствии стала законом. Она во многих аспектах определила свое время. Её автор, Огюст Конт, назвал теорию «Закон трёх стадий исторического развития знания».

Он предположил, что любые знания и информация проходят три основных этапа в процессе имплементации в сознании человека. Эти три теоретические стадии удалось выделить при помощи изучения человеческого сознания. Посредством закона можно детально объяснить и изучить все этапы развития исторической науки.

Описание этапов «Закона трёх стадий»

Каждый этап имеет своё предназначение. Существует всего три стадии: теологическая, метафизическая, позитивная. Особенности каждой определяются теми функциями, которые она выполняет.

1) Теологическая стадия позволяет определить получить примитивные знания о чем-либо. При этом разум человека находится в состоянии младенца. Все внешние процессы объясняют по аналогии с собственными действиями.

2) Метафизическая стадия - это «перевалочный пункт». На этом этапе разум стремится к абсолютному знанию. Отличие от первой стадии лишь в том, что человек способен к абстрактному мышлению, а не к банальному сравнению.

3) Позитивная стадия является пиком эволюции мышления. В контексте этого этапа происходит внедрение знания в определённую отрасль. По мнению Конта, эта стадия наиболее серьёзная, потому что она показывает процесс эволюции определённого знания в сознании человека.

Благодаря этой теории этапы развития исторической науки наполняются фактами и событиями, а также изучаются намного скрупулёзнее. «Закон» наглядно показывает процесс прогрессивного развития истории как науки.

История сейчас

Итак, в статье было рассмотрено зарождение и основные этапы развития исторического знания, а также сопутствующих наук.

В современном мире история отыгрывает немаловажную роль. Она является фундаментальной наукой в процессе обучения. Помимо этого, учёные обогащают науку новыми знаниями при помощи использования новейших технологий и методик.