Организация приобрела неисключительные права пользования компьютерной программой. Срок использования компьютерной программы в лицензионном договоре не определен. Организация самостоятельно установила срок использования программы 12 месяцев. Имеет ли право организация установить срок использования программы 12 месяцев, или нужно ориентироваться на п. 4 ст. 1235 ГК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с разъяснениями Минфина России срок признания расходов, связанных с приобретением права пользования компьютерной программой, в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.

Однако, по нашему мнению, можно установить иной срок списания, в том числе 12 месяцев. Но в этом случае организация должна быть готова отстаивать свое решение в суде.

Обоснование вывода:

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

А срок действия исключительного права на произведение установлен ст. 1281 ГК РФ, то есть ограничен.

Права использования программы на ЭВМ могут быть предоставлены правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на основании лицензионного договора (п. 1 ст. 1235, п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация приобрела неисключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ). Поэтому программу для ЭВМ нельзя включать в состав нематериальных активов, так как в соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" в состав нематериальных активов включаются только объекты, на которые организация приобрела исключительные права.

Следовательно, затраты на приобретение программы для ЭВМ не могут рассматриваться как затраты капитального характера, формирующие первоначальную стоимость нематериальных активов. Затраты на приобретение прав на использование программы для ЭВМ следует учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).

Согласно п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Причем расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

При этом период, в течение которого затраты на приобретение программы для ЭВМ будут списываться, устанавливается организацией самостоятельно исходя из предполагаемого срока использования организацией данной программы.

Отметим, что в бухгалтерском учете отсутствуют ограничения на установление срока использования.

В налоговом учете, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Следовательно, если лицензионным договором срок использования программы не установлен, то в налоговом учете организация должна установить его так же, как и в бухгалтерском - самостоятельно.

Однако Минфин России в своих письмах от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25 напоминает, что согласно абзацу второму п. 4 ст. 1235 ГК РФ в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

Обратите внимание, что указание абзаца первого п. 4 ст. 1235 ГК РФ на то, что срок, на который заключается , не может превышать срок действия исключительного права, установлено для правообладателя (лицензиара). Это напоминание того факта, что право лицензиара распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности ограничен сроком действия этого исключительного права. А последний хотя и значителен, но конечен.

Таким образом, если следовать разъяснениям Минфина России, то срок признания расходов в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.
При этом анализ арбитражной практики показывает, что суды часто встают на сторону налогоплательщиков, которые приняли решение единовременно списать расходы на приобретение неисключительных прав на программу, поскольку в договоре не указывался срок действия таких прав. При принятии решения судьи исходят из того, что, поскольку договором не установлен срок использования программы для ЭВМ, в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ и абзацем вторым п. 1 ст. 272 НК РФ расходы на покупку неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент их возникновения (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 N А55-9496/2008, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 N А05-810/2007).

Таким образом, и в бухгалтерском, и в налоговом учете организация вправе самостоятельно установить срок признания в учете расходов на приобретение права использования компьютерной программы, если в договоре отсутствует условие о сроке использования. По нашему мнению, это может быть любой обоснованный организацией срок, вплоть до единовременного.

В любом случае порядок установления сроков списания расходов на приобретение программ должен быть определен в учетной политике организации как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Однако, учитывая позицию Минфина России, в случае установления в рассматриваемом случае срока списания расходов менее пяти лет, появляется риск налогового спора.

В случае его возникновения организации свою позицию придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Г. N ММВ-7-6/440@

О ВВОДЕ В ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ

ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ,

ПОДАННОГО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ, С УВЕДОМЛЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ

ИНТЕРНЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ ПОДАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

В целях реализации возможности постановки на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, приказываю:

1. Внедрить в промышленную эксплуатацию программное обеспечение , реализующее постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов (далее - ПО "Постановка на учет через Интернет").

2. Утвердить Порядок работы по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (пребывания) на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданного им заявления согласно приложению к настоящему Приказу.

3.1. Разместить в Фонде алгоритмов и программ ФНС России ПО "Постановка на учет через Интернет", доработанное в период опытной эксплуатации, и соответствующую техническую документацию к нему, включая инструкции по инсталляции и эксплуатации программного обеспечения, в недельный срок с даты издания Приказа.

3.2. Обеспечить сопровождение ПО "Постановка на учет через Интернет" в процессе промышленной эксплуатации.

4. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных () обеспечить установку программного обеспечения АИС "ФЦОД", реализующего ПО "Постановка на учет через Интернет", в недельный срок с даты издания Приказа.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Довести настоящий Приказ до подведомственных налоговых органов в двухдневный срок с даты издания Приказа.

5.2. Обеспечить в десятидневный срок с даты издания Приказа установку и настройку ПО "Постановка на учет через Интернет" в соответствии с инструкциями по инсталляции, программных комплексов ПК "Система ЭОД" версии 2.4.680.10 и выше.

5.3. Обеспечить использование возможностей ПО "Постановка на учет через Интернет" в практической работе .

6. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (), управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации в недельный срок с даты исполнения, соответственно, пунктов 4 и 5.2 настоящего Приказа представить в Управление информатизации информацию о вводе ПО "Постановка на учет через Интернет" в промышленную эксплуатацию.

7. Управлению информатизации () обеспечить методологическое сопровождение задачи в промышленной эксплуатации и контроль за использованием возможностей ПО "Постановка на учет через Интернет" в текущей работе налоговых органов.

8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М. В.МИШУСТИН

Утвержден

Приказом ФНС России

от " " __________ 2010 г. N

ПОРЯДОК

РАБОТЫ ПО ПРОЦЕДУРЕ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ФИЗИЧЕСКОГО

ЛИЦА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (ПРЕБЫВАНИЯ)

НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ, ПОДАННОГО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ,

С УВЕДОМЛЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

РАССМОТРЕНИЯ ПОДАННОГО ИМ ЗАЯВЛЕНИЯ

Разработанное программное обеспечение предназначено для расширения функциональных возможностей МПИК "ЕГРН" при реализации положений Плана перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг с использованием инфраструктуры общероссийского информационного центра в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Программное обеспечение разработано в целях осуществления процедуры постановки на учет физического лица (далее - ФЛ) в налоговом органе по месту жительства (пребывания - при отсутствии места жительства) (далее - НО) на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданного им заявления.

Подача заявления ФЛ и получение информации о результатах рассмотрения поданного им заявления осуществляется с помощью online-сервиса "Подача заявления физического лица о постановке на учет", ссылка на который размещена на сайте ФНС России.

В качестве технологии, принятой для реализации обмена сведениями в рамках данной задачи, используются web-сервисы.

I. В целях решения указанной выше задачи в программном обеспечении (далее - ПО) реализовано:

На федеральном уровне, по обслуживанию пользователей (ФЛ) в сети Интернет:

проверка корректности заполнения заявления;

сообщение пользователю регистрационного номера, присвоенного принятому заявлению;

предоставление пользователю информации о текущем состоянии работы с заявлением (статусе заявления).

На федеральном уровне, в МИ ФНС России по ЦОД:

определение территориального НО, в который должны быть направлены сведения из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, в целях учета ФЛ;

централизованное хранение в базе данных федерального уровня (ФБД) заявления и информации о ходе работы с заявлением;

передача в территориальный НО сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии), и прием от НО сведений о приеме, обработке и исполнении соответствующих действий по заявлению.

На местном уровне:

прием на местном уровне в территориальном НО сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, и сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии);

формирование в НО результатов приема сведений из заявления о постановке на учет, поданных ФЛ через Интернет, для передачи на федеральный уровень;

ведение Журнала входящих документов, Журнала учета заявок и Журнала приема/передачи;

выполнение учетных действий и (или) выдача Свидетельства о постановке на учет (в соответствии с установленным порядком), при условии личного обращения заявителя в НО в указанный в Журнале учета заявок срок (в графике выполнения заявки);

передача на федеральный уровень результатов обработки сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, а также результатов исполнения соответствующих действий по заявлению.

1. При поступлении в НО с федерального уровня сведений заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, а также сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии), идентификация ФЛ в НО с принятыми с федерального уровня сведениями о нем осуществляется автоматически при приеме указанных сведений в НО.

Если в сведениях ФБД ЕГРН о ФЛ, принятых в НО, содержится информация о наличии у ФЛ более одного ИНН, налоговый инспектор до обращения ФЛ в НО проводит в установленном порядке действия по признанию только одного из ИНН действительным, а остальных - недействительными.

2. Налоговый инспектор при обращении заявителя в НО и сообщении регистрационного номера, присвоенного принятой заявке, проверяет:

а) правильность заполнения заявления о постановке на учет, поданного через Интернет, согласно предъявленным документам:

документу, удостоверяющему личность (для ребенка до 14 лет - свидетельству о рождении), и документу, подтверждающему регистрацию по месту жительства (пребывания) (если представленный документ, удостоверяющий личность, не содержит сведений о регистрации);

б) наличие документа, подтверждающего оплату, при обращении заявителя за повторной выдачей Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты.

О необходимости предоставления указанных документов заявителю сообщается при подаче заявления через Интернет.

В случае их отсутствия у заявителя он не обслуживается в рамках данной услуги.

3. В случае отсутствия расхождений между сведениями, указанными в Заявлении о постановке на учет, и сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый инспектор распечатывает заявление и передает заявителю для подписи.

При наличии указанных расхождений заявитель не обслуживается в рамках данной услуги.

4. На основании сведений, содержащихся в заявлениях, поданных через Интернет, осуществляются в установленном порядке следующие процедуры:

процедура постановки на учет ФЛ с выдачей Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет (код по СДУФЛ "2153");

формирование Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации в случае, если ФЛ ранее было поставлено на учет в НО, в который поступило заявление, поданное через Интернет, и указанные документы не выдавались или были утрачены.

5. Выполнение учетных действий и (или) выдача Свидетельства о постановке на учет (включая подготовку документов для формирования учетного дела) не может превышать 30 минут. С этой целью в НО должны быть приняты организационные меры, в том числе направленные на обеспечение своевременного проставления подписи соответствующего должностного лица и печати на Свидетельстве.

6. Заявитель, обратившийся в НО для постановки на учет после окончания периода, сообщенного ему при подаче заявления через Интернет, не обслуживается в рамках данной услуги.

В этом случае налоговый инспектор может предложить заявителю заполнить и передать ему новое заявление о постановке на учет, на основании которого будет проведена процедура постановки на учет в установленном порядке (включая осуществление проверки по ФБД ЕГРН о наличии у ФЛ ранее присвоенного ИНН) в сроки согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. При наличии возможности постановка на учет заявителя и выдача ему Свидетельства о постановке на учет могут быть осуществлены в день передачи нового заявления.

7. Анализ результатов работы в НО по обработке заявлений, поданных через Интернет, можно осуществить на основании сформированных "Журнала приема-передачи сведений" и "Журнала учета заявок о постановке на учет", сведения в которые заносятся автоматически.

8. После проведения процедуры постановки на учет ФЛ в НО при наличии в составе сведений, направленных в НО из ФБД ЕГРН, сведений о постановке на учет по прежнему месту жительства (прежним местам жительства), налоговый инспектор осуществляет в установленном порядке действия по направлению соответствующих сведений в налоговый орган по прежнему месту жительства (пребывания). Если прежних мест жительства (пребывания) несколько, то имеющаяся о них информация доводится последовательно до каждого предыдущего налогового органа для обеспечения принятия мер по снятию с учета в налоговых органах и (или) направления сведений ЕГРН о снятии с учета в ФБД ЕГРН в установленном порядке.

Документ по состоянию на август 2014 г.


В рамках выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России "Налог-3", в соответствии с Положением о развитии АИС "Налог", утвержденным приказом ФНС России от 29.03.2013 N ММВ-7-6/134@ в действующей редакции, и с учетом результатов проведения опытной эксплуатации программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде" (далее - ПО ПК "ГП-3") в соответствии с приказом ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-6/839@ с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/994@, от 13.06.2013 N ММВ-7-6/198@ и от 24.09.2013 N ММВ-7-6/399@, приказываю:

1. Внедрить в промышленную эксплуатацию ПО ПК ГП-3 в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в подведомственных инспекциях управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить координацию работ, выполняемых в рамках настоящего приказа.

3. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков):

3.1. Обеспечить размещение ПО ПК ГП-3 в Фонде алгоритмов и программ ФНС России, включая инструкции по инсталляции и эксплуатации программного обеспечения.

3.2. В трехнедельный срок с даты издания настоящего приказа передать Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных функции администрирования и эксплуатации глобального приемного комплекса, сервера мониторинга и информационного реестра участников документооборота ПО ПК ГП-3 на федеральном уровне.

3.3. Обеспечить доработку и сопровождение ПО ПК ГП-3 в процессе промышленной эксплуатации.

4. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (С.Ю. Клочков) обеспечить контроль за бесперебойным функционированием оборудования, а также выполнять функции по установке и эксплуатации глобального приемного комплекса, сервера мониторинга и информационного реестра участников документооборота ПО ПК ГП-3 с даты исполнения пункта 3.2 настоящего приказа.

5. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Обеспечить установку локальных приемных комплексов ПО ПК ГП-3 в подведомственных инспекциях.

5.2. Обеспечить контроль за проведением работ в подведомственных инспекциях в рамках настоящего приказа и бесперебойным функционированием оборудования.

6. Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить установку локальных приемных комплексов ПО ПК ГП-3 и контроль за бесперебойным функционированием оборудования.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.


Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

Чаще всего исключительные права для целей бухгалтерского учета учитывают в составе нематериальных активов (НМА). Для этого нужно, чтобы одновременно соблюдались следующие условия (п. 3 ПБУ 14/2007):

  • у организации есть документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект НМА можно отделить от других объектов;
  • объект НМА не имеет материально-вещественной формы;
  • организация не планирует продавать права на компьютерную программу как минимум в течение года;
  • компьютерная программа используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд;
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость НМА может быть достоверно определена.

Чтобы программу отнести к НМА в налоговом учете, необходимо выполнение следующих условий (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • организация имеет документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект может принести экономическую выгоду (доходы);
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев.

Получается, если в бухгалтерском учете объект относится к НМА, то в налоговом учете этот объект также будет признан нематериальным активом.

В бухгалтерском учете компьютерную программу нужно учитывать по первоначальной стоимости. Эта стоимость равна сумме всех затрат на ее приобретение. В п. 8 ПБУ 14/2007 сказано, что первоначальная стоимость НМА увеличивается на сумму расходов, связанных с приобретением актива (установка, доведение до пригодного к использованию состояния и пр.).

Амортизация и срок полезного использования

НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450 , от 09.09.2011 N 03-03-10/86 , от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).

Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

В бухгалтерском учете нет стоимостного критерия для определения амортизируемого имущества. Поэтому начислять амортизацию нужно по всем НМА, у которых известен срок полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). Но организации каждый год должны пересматривать срок использования НМА, подтверждая ранее установленный либо внося изменения по объективным причинам (п. 27 ПБУ 14/2007).

Исключительное право на компьютерную программу не имеет ограниченного срока действия. Поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определяется исходя из периода, в течение которого организация будет ее использовать (п. 26, 27 ПБУ 14/2007). Если срок не известен, то можно установить его равным 5 годам (п. 4 ст.1235 ГК РФ).

Срок полезного использования компьютерной программы нужно зафиксировать в приказе (ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Чтобы не возникло расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, целесообразнее установить одинаковый срок полезного использования программы (для НМА стоимостью выше 40 000 рублей).

Проводки при покупке исключительных прав :

Дебет 20 (26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия НМА к учету (п. 31 ПБУ 14/2007).

Если организация списывает программу стоимостью до 40 000 рублей единовременно, то проводки будут следующими:

Дебет 08-5 Кредит 60 — учтены расходы на приобретение компьютерной программы;

Дебет 04 Кредит 08-5 — компьютерная программа введена в эксплуатацию;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 04 — стоимость НМА единовременно учтена в составе материальных расходов (только в налоговом учете);

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (только в бухгалтерском учете).

Неисключительные права

Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налоговый учет

В налоговом учете лицензиат, применяющий метод начисления, должен распределить стоимость компьютерной программы в течение срока действия договора (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/2/95). Если в договоре срок не указан, то необходимо самостоятельно установить период списания на затраты, исходя из принципа равномерности (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина РФ от 18.03.2014№ 03-03-06/1/11743 и от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8161). Гражданским кодексом предусмотрено, что если срок использования не определен, договор считается заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235). Такого же мнения придерживается Минфин в письмах от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039 , 16.12.2011 № 03-03-06/1/829 .

В вопросе списания неисключительных прав существует и противоположная судебная практика. Например, постановлениями ФАС Московского округа от 18.03.2014 № Ф05-1208/2014, от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10 , от 15.02.2010 № КА-А40/190-10 вынесено решение, что расходы на приобретение права пользования компьютерной программой можно списывать единовременно.

Как это часто бывает, мнение налоговых органов не совпадает с мнением судов. Если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, безопаснее списывать затраты на приобретение программ для ЭВМ равномерно в течение срока использования. Имейте в виду, что суды рассматривают порядок списания расходов, который закреплен в учетной политике организации. Если вы решили списывать затраты на приобретение неисключительных прав единовременно, не забудьте прописать этот пункт в своей учетной политике.

При кассовом методе в расходы включаются фактически оплаченные суммы (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плательщики упрощенного налога (доходы — расходы) могут уменьшать налогооблагаемую базу на сумму затрат по приобретению права на использование компьютерных программ (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 21.03.13 № 03-11-06/2/8830 и от 28.05.12 № 03-11-06/2/70).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете неисключительное право на использование программы учитывается в составе расходов будущих периодов на счете 97 (п. 39 ПБУ 14/2007). Списывать такие расходы нужно на протяжении срока действия договора. Способ списания затрат на приобретение неисключительных прав нужно закрепить в учетной политике. Чтобы не возникло временных разниц, установите единый срок использования программы в бухгалтерском и налоговом учете.

Если срок в договоре не прописан, организация может установить его самостоятельно в соответствующем приказе. Но в данном случае безопаснее руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ст. 1235) и устанавливать срок использования программы на 5 лет.

Так как неисключительное право на программные продукты у правообладателя — объект НМА, лицензиату (получателю) следует вести учет этого объекта на забалансовом счете (п. 39 ПБУ 14/2007). Планом счетов специального счета для этих целей не предусмотрено, поэтому можно открыть специальный забалансовый счет, например 012.

Проводки при покупке неисключительных прав:

Дебет 97 Кредит 60 — приобретено право использования программы (разовый платеж);

Дебет 012 — лицензия (право) на программу учтена на забалансовом счете;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97 — списана часть расходов будущих периодов (ежемесячно).

При продлении лицензии на программу затраты также учитываются равномерно (счет 97).

Важно! Использование пиратских программ наказуемо (ст. 1252 ГК РФ, ст. 146 УК РФ).

Обновление программ, абонентское обслуживание

Затраты на обновление и ежемесячное обслуживание программ относятся к текущим расходам и подлежат списанию в момент оказания услуги (пп. 26 п. 1ст. 264 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.11.2007 № 03-03-06/1/826).

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 — списаны затраты на обновление (обслуживание) программы.

Чаще всего компьютерные программы имеют неисключительные права использования. Учет таких программных продуктов следует вести с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» и списывать равномерно в течение срока действия договора. Не стоит путать обновление программ с их продлением, ведь учитывать эти расходы нужно по-разному.

Если у вас возник вопрос по бухгалтерскому или налоговому учету, наши эксперты всегда готовы помочь в его решении.

Эксперт сервиса Норматив

Рогачева Е.А.