На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от мобильного приложения и определить, какими способами достичь поставленных целей.

Вам нравится разработка мобильных приложений для бизнеса, блога, продукта или услуги, или вы просто ищите новый источник заработка? Думаете, как это осуществить и просчитывать будущие расходы? На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от приложения для мобильного телефона или планшета и определить, какими способами достичь поставленных целей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Перед тем как создать мобильное приложение, стоит определиться в следующих моментах:

  • Есть ли у меня конкретное видение того, что будет представлять собой готовый продукт и каким будет его функционал?
  • Какие задачи программа призвана решать и какова будет польза для конкретного пользователя?
  • На каких платформах будет работать готовый программный продукт (iOS, Android, Windows Phone)?
  • Потребуется ли ежедневный контроль за его функционированием?
  • Какую сумму я готов потратить?
  • Буду ли я создавать приложение самостоятельно или же обращусь к разработчикам-профессионалам.

Также учитывайте, что к созданию мобильных программ для бизнеса, например для кафе, пиццерии или фитнес-клуба, следует подходить особенно серьезно. Ведь наличие у компании такого современного инструмента - это серьезный имиджевый фактор, который будет способствовать большей лояльности клиентов к бренду и значительному росту количества повторных посещений.

СПОСОБЫ И СТОИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

В создании приложений для мобильных устройств есть два пути. Первый подразумевает самостоятельное формирование программ для электронных устройств на основе Андроид или IOS по шаблонному типу при помощи специальных сайтов-конструкторов. Второй путь, более затратный, однако в результате позволяющий получить серьезные и функциональные продукты, - обратиться за помощью к частным лицам или компаниям, занимающимся написанием программного обеспечения. Второй вариант подходит, если речь идет о создании серьезных программных продуктов с конкретными характеристиками, которые выходят за пределы готовых наборов, доступных на сайтах-конструкторах. Следует учитывать также, что профессиональная разработка для iOS или Android требует значительных расходов. Какова стоимость создания приложения для платформ Android и IOS на российском рынке? Диапазон цен достаточно широкий - от нескольких сотен до десятков тысяч долларов - все зависит типа программного обеспечения и его функционала. Однако такие серьезные вложения с лихвой окупаются в перспективе. При планировании конечной стоимости также стоит учесть и расходы на размещения нового продукта в AppStore и Android Market. Если Вы ограничены небольшим бюджетом и у Вас совсем нет времени, тогда можно попробовать сконструировать приложение для электронных устройств самостоятельно. Для этого не нужно быть программистом. О том как это легко сделать, читайте далее.

КАК СОЗДАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ БЕСПЛАТНО

На сегодняшний день в сети доступно достаточно отечественных и зарубежных платформ, которые позволяют самостоятельно условно бесплатно сконструировать приложение по готовому типу. На сайтах-конструкторах размещены сотни готовых вариантов аппликаций, рассортированных по различным категориям: малый бизнес, образование, развлечения, спорт, блоги и тому подобное. На таких ресурсах бесплатно создаются программы со стандартным и ограниченным набором функций. Ограничения касаются количества установок и просмотров Вашего приложения, количества позиций в каталоге, возможности публикации в магазинах, наличия системы приема платежей, присутствия сторонней рекламы и возможности доработки функционала под Ваши нужды. Для снятия ограничений на сайтах можно выбрать определенный пакет с фиксированной месячной платой, размер которой определяется в зависимости от количества включенных опций. Примеры сайтов-конструкторов условно-бесплатных мобильных приложений для Андроид, iPhone, iPad.

  1. Appsgeyser.com (appsgeyser.ru - русскоязычный вариант).

А теперь рассмотрим, как за несколько минут осуществляется разработка мобильного приложения на примере сайта ibuildapp. Мы выбрали именно эту площадку, так как она очень проста и понятна в использовании. Кстати, ресурс iBuidApp имеет и русскоязычную версию, что еще больше облегчает пользование конструктором. Перед началом работы регистрируемся на сайте. Далее на главной страничке кликаем вкладку “Создать” и выбираем подходящий нам шаблон.

ВЫБОР ШАБЛОНА И КАТЕГОРИИ

Данная площадка предлагает достаточно большой выбор стандартных вариантов, ознакомиться с которыми можно в каталоге категорий в левом меню странички сайта. Для примера мы выбрали категорию “Фотография” и шаблон “Фотостудия”. После выбора дизайна и соответствующей категории, начинаем редактирование пунктов меню.

РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНТЕНТА

Административная панель конструктора открывает широкие возможности для редактирования элементов меню. Можно изменить фон, добавить логотип, настроить навигацию главного и нижнего меню на экране электронного устройства, редактировать содержимое внутренних страниц. Кстати, в правой части экрана можно увидеть, как внесенные изменения будут выглядеть на экране электронного устройства. Конструктор позволяет также протестировать ваше приложение на планшете или смартфоне. Также готовую программу можно публиковать в Appstore или в Google Play, однако эта функция доступна только для платных версий. Сайт предлагает 3 платных пакета стоимостью 490 руб., 2400 руб., 3700 руб. в месяц.

ПЛАТНЫЕ ПАКЕТЫ

Если вас не устраивает внешний вид доступных на сайте шаблонов, вы можете создать собственный дизайн, нажав в учетной записи вкладку “Мои шаблоны”. Возможности индивидуального конструктора достаточно ограничены, они позволяют наделить программный продукт только самыми необходимыми элементами.
Теперь Ваша очередь взяться за создание приложений и установить его на свой смартфон. Попробуйте, это достаточно просто!

«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Я предпочитаю мобильные приложения, мне они кажутся более безопасными, чем сайты. Активно использую приложения банкинга, предпочитаю не заходить в счета из браузера»

GetGoodRank продолжает исследование доступности брендов с мобильных устройств. Одним из способов представить компанию целевой аудитории является мобильное приложение. В данном обзоре мы попытаемся определить, что же выгоднее для бренда: мобильный сайт или мобильное приложение.

Инсайты из исследования IAB «App Gap»

  • Мобильные пользователи проводят 88% времени в приложениях и только 12% времени в браузерах.
  • Только 18% пользователей утверждают, что для них мобильное приложение преимущественнее мобильного сайта.
  • 54% пользователей используют браузер и поиск для удовлетворения информационных запросов, в то время как для шоппинга (22%), просмотра видео (около 33%), доступа к онлайн банкингу (40%) предпочитают приложения.
  • 64% пользователей утверждают, что приложения гораздо удобнее сайтов. 42% пользователей наоборот считают сайты удобнее приложений.
  • 49% пользователей избегают мобильных приложений ввиду дополнительной платы за пользование.
  • 19% пользователей отдают предпочтение приложениям, потому что они работают без активного интернет соединения.
  • 19% пользователей говорят, что многие сайты плохо просматриваются на мобильных устройствах.
  • 26% пользователей отказываются от мобильных приложений в пользу сайтов ввиду отсутствия свободной памяти на устройстве.

Ознакомиться с полной версией отчета можно .

Мобильные сайты vs мобильные приложения

Интерфейс

Мобильные сайты предлагают традиционные интерфейс, в то время как приложения - максимально приближенный к стандартным интерфейсам приложений операционной системы. Это проще для понимания пользователей.

С другой стороны операционные системы задают свои стандарты, которых придется придерживаться при создании приложения.

Быстродействие

Мобильные сайты загружаются медленнее приложений. Мы приводили результаты , как время загрузки влияет на настроение пользователей.

Активные пользователи готовы ждать загрузки сайта не более 6 секунд.

Отклик приложения также влияет на взаимодействие. Если приложение грузится медленно, пользователь удалит его не задумываясь.

Обновления, исправление ошибок

Исправить ошибки на сайте или обновить ресурс проще. Обновленная версия становится сразу доступной пользователю, тогда как исправление ошибок возможно только в следующей версии приложения. Для этого пользователь должен самостоятельно обновить приложение (используются уведомления). Однако повлиять, тем более принудить пользователя к обновлению практически невозможно.

Интеграция с мобильным устройством

Мобильный сайт остается в браузере, тогда как приложение получает доступ к большинству требуемых функций смартфона/планшета.

Интернет-соединение

Сайт доступен пользователю только при наличии активного интернет-соединения, а приложение может кэшировать данные и обновлять библиотеки при появлении интернет соединения. При этом контент, функционал остаются доступными пользователю без интернет-соединения. Скорость интернета таким образом не влияет на пользовательский опыт.

Фрагментация

Сайт создается для всех мобильных платформ. При этом важна правильная кроссбраузерная верстка и оптимизация под различные экраны.

Для разных мобильных платформ потребуются разные версии приложений.

Человеко-ресурсы

Найти толковую команду для создания, оптимизации, продвижения и технической поддержки сайта проще, чем опытных разработчиков мобильных приложений, которые учтут при создании требования мобильных операционных систем, специфику целевой аудитории, конкуренцию в сегменте.

Сайты дешевле, приложения обходятся дороже.

Публикация

Сайт размещается на сервере, регистрируется в поисковых системах и сразу становится доступным пользователям по ссылке.

Приложения вне мобильных маркетов (AppStore, Google Play) не вызывают доверия. Поэтому размещать их необходимо там. Маркеты выступают своего рода «гарантами» качества приложений, но за это накладывают существенные ограничения на платные функции. Согласование размещения приложения на маркете - процесс трудоемкий и длительный.

Конкуренция

Конкуренция сайтов в поиске высока, пользователю доступны тысячи сайтов из выдачи одновременно.

Конкуренция среди мобильных приложений еще не столь высока. Выбрав приложение в маркете, установив его на устройство, пользователь ограничивается от других подобных сервисов, что существенно повышает вероятность покупки в приложении (in-app purchase). Однако стоит учитывать, что рынок приложений активно растет. С ним растет и конкуренция.

Охват аудитории

Охват пользователей мобильными сайтами значительно больший за счет присутствия сайта в поиске, возможности поисковой оптимизации, доступности с любого типа устройства. Алгоритмы поисковых систем более знакомы вебмастерам, чем формулы ранжирования магазинов приложений.

Приложение, равно как и сайт, необходимо оптимизировать и продвигать в поиске маркета. Приложения для разных платформ продвигаются в разных маркетах, что, соответственно, удваивает расходы. Если приложение разработано только под одну мобильную платформу, то это существенно уменьшает охват целевой аудитории.

Стоимость выхода на рынок (помимо разработки)

Для сайта ограничивается оплатой доменного имени и хостинга. Для запуска мобильного приложения необходима лицензия App Store, Google Play Market.

Доступность

Сайт доступен всем пользователям без ограничений по клику. А приложение доступно лишь тем, кто согласился с условиями использования (неточная, подозрительная формулировка, запрос доступа к функциям устройства и личным данным могут отпугнуть пользователя).

Использование

Мобильный сайт доступен всегда, а для использования приложения необходимо скачивание и установка.

Поиск

Пользователям привычнее задавать вопросы поисковым системам, чем обращаться в маркеты приложений для поиска решений. Пользователи обращаются в маркеты за конкретными решениями (определенный мессенджер — Whatsapp, Viber, музыкальный плеер, приложение социальной сети — Facebook, Instragram).

Расшариваемость

Это возможно только в браузерной версии Google Play:

Поддержка

На мобильном сайте легко исправить ошибки сразу после их обнаружения (это позволяет предупредить негатив со стороны пользователей). Легко контролировать пользовательский опыт: все данные отображаются в Яндекс.Метрике и Google Analytics).

В мобильном приложении сложно контролировать пользовательский опыт (к примеру, из-за оффлайн использования), а ошибки можно исправить только путем обновления приложения.

Когда сайт более оправдан?

Есть ситуации, когда мобильная версия сайта считается более целесообразным решением:

  • основная задача сайта - информирование потребителя о бренде, товаре, услуге, но не продажа
  • бюджет компании не позволяет поддерживать разные приложения для разных мобильных платформ, либо оба решения (сайт+приложение)

Вместо выводов

Мобильная версия сайта - наиболее рациональное решение. Установка приложений ограничивается памятью мобильного устройства. Использование сайта не задействует дополнительные ресурсы.

Наличие мобильного приложения не исключает необходимость мобильной версии сайта.

Мобильное приложение становится рациональным решением в случае низкой конкуренции (если конкурентные бренды представлены исключительно мобильными сайтами).

Разработка, тестирование, запуск и продвижение мобильного приложения - процесс длительный и трудоемкий, целесообразнее изначально адаптировать сайт под мобильные устройства, чтобы не терять мобильный трафик.

Исследование американского рынка мобильных пользователей показывает, что юзеры чаще кликают на рекламные объявления на мобильных сайтах, чем в приложениях:

Пользователи, ориентированные на приложения учитывают простоту, отсутствие оплаты за использование, функционирование без интернет-соединения, объем памяти, который займет приложение.

Рассказывает, чем отличаются различные верстки сайтов, какую лучше выбрать и когда стоит обратить внимание на мобильное приложение как отдельный канал общения с клиентами.

Доля мобильных пользователей ежегодно растет. За последний год она увеличилась на 12,5% (по данным РИФ+КИБ 2016) и составляет около 20-30% от пользователей Рунета (по данным Ведомостей). Найти информацию по пути на работу или оставить заявку, стоя в очереди за утренним кофе, давно стало обыденным процессом. Клиенты привыкли к мобильности. А можно ли назвать ваш сайт mobile-friendly?



Каждый руководитель современной компании сталкивается с проблемой выбора мобильного решения для бизнеса. Достаточно ли респонсив-верстки, нужна мобильная версия сайта или даже мобильное приложение? Есть ли спрос на -приложения, как выбрать операционную систему и нужно ли вам это?

Давайте попробуем разобраться.

Респонсивная и адаптивная версии сайта

Обе верстки служат для того, чтобы сделать сайт более комфортным для доступа с мобильных устройств. Различия заключаются в технике подстройки под девайсы.

Респонсивный дизайн (от англ. responsive – отзывчивый, гибкий) плавно подстраивается под ширину устройства, тогда как адаптивный (от англ. adaptive – подстраиваемый) ориентируется на основные точки. Другими словами, сайт с адаптивным дизайном меняет вид только при критичных различиях в ширине, а респонсивный даже при небольших изменениях параметров.

Преимущества этих версий:

  • Удобство для чтения на различных мобильных устройствах;
  • Небольшие затраты на запуск – не нужно создавать отдельный сайт;
  • Соответствует политике ранжирования .

Недостатки:

  • Представление полного объема информации – контент не адаптируют под нужды мобильных пользователей;
  • Ухудшается пользовательский опыт с ПК – , ориентированный на удобство просмотра с мобильного экрана, часто смотрится неудачно на экранах десктопов.

Мобильная версия сайта

Урезанная версия основного сайта, на котором содержится только та информация, которую открывают с мобильных девайсов. Часто используют поддомен, добавляя m. или mobile. в URL сайта.

Преимущества:

  • Быстрая загрузка страниц, так как информация значительно сокращена;
  • Легкость правки: мобильная версия обособлена от основного сайта;
  • Удобная навигация, так как учитываются нужды пользователя;
  • Интерактивные функции, которые улучшают пользовательский опыт. Например, использование геолокации для поиска ближайшего офиса вашей компании.

Недостатки:

  • Затраты на поддержку двух сайтов. Чтобы мобильная версия была актуальной, нужно дублировать все обновления с основного сайта.
  • Разные структуры сайтов. Если клиент привык к навигации на сайте, могут возникнуть трудности при поиске на мобильной версии.
  • Дополнительный поддоменособеннонеудобен при шеринге информации. Например, если вы скинули ссылку на интересную группу коллеге со своего сматрфона. При переходе с компьютера, вы попадете на «растянутую» мобильную версию страницы. Мелочь, но неприятная.

Мобильная версия ВКонтакте на десктопе

Мобильное приложение

Специально разработанное приложение для мобильных ОС (iOS, Android, Windows), независимое от сайта компании. Распространено заблуждение, что разработка собственного приложения обеспечит конкурентоспособность компании. Это не совсем так: само приложение не сделает работу за вас, однако при верном использовании этот инструмент обладает высоким потенциалом.

Ситуации, когда приложение разрабатывать не стоит :

  1. Для размещения информации . Пользователи привыкли обращаться к поисковикам за информацией. Клиенты установят приложение, только если предоставить особенно полезные функции.
  2. Для статуса. Приложения конкурентов – не причина для разработки собственного. Проанализируйте, пользуются ли спросом приложения конкурентов. Разберитесь, что привлекает пользователей – понятная навигация, режим офлайн, оплата банковской картой?
  3. Для резкого увеличения количества клиентов .Поймите, простого размещения мобильного приложения недостаточно для успеха. Чтобы привлечь новых клиентов, приложение должно быть в разделе «популярное» или нести большую ценность. Например, приложение от «Тинькофф Банк» позволяет без процентов совершать переводы с любых карт. Сделайте постоянных клиентов счастливее – они не только станут лояльными, но и расскажут всем своим знакомым.

Чтобы мобильное приложение было актуальным для клиентов, нужно в первую очередь выяснить их потребности:

  • Отследите действия клиентов, выполняемые с помощью гаджетов;
  • Определите, после какой страницы пользователи покидают сайт;
  • Выясните причины возникновения «брошенной» корзины;
  • Изучите достоинства успешных приложений.

Используйте приложение как дополнительный инструмент с уникальными возможностями, на которые не способен ваш сайт:

  1. Безопасная оплата банковской картой;
  2. Премиум-функции;
  3. Элементы дополнительной реальности и игрофикации;
  4. Интеграция с CRM;
  5. Программа бонусов зарегистрированным пользователям;
  6. Распознание QR-кодов;
  7. Онлайн-консультация специалиста и др.

Преимущества:

  • Приятный интерфейс для мобильных устройств;
  • Скорость работы;
  • Возможность добавления интерактивных функций;
  • Увеличение лояльности клиентов;
  • Улучшение узнаваемости бренда.

Недостатки:

  • Высокая стоимость разработки;
  • Правила и ограничения магазинов приложений;
  • Время разработки приложения.

Лучшая стратегия для разработки B2B-приложения – создавать его на . Многочисленность бизнес-пользователей iPhone, а также поддержка Apple в развитии рынка с помощью B2B App Store, оправдывают выбор операционной системы.

Подведем итог

Респонсивная версия сайта – недорого и без излишеств. Отличный вариант, чтобы сайт был доступен с мобильных устройств и не потерял позиции в поисковиках. Актуально компаниям малого бизнеса с основным доходом, не завязанным на интернет-продажах.

Мобильная версия сайта –быстрота, удобство в навигации. Урезанная версия сайта, предоставление актуального функционала для доступа с гаджетов. Дешевле мобильного приложения, однако учитывайте затраты на поддержание двух сайтов и . Подходит для компаний со средним заработком через интернет, клиенты которых регулярно посещают сайт и пользуются дополнительными возможностями.

Мобильное приложение – современно и эффективно. Независимая от сайта платформа с уникальными интерактивными возможностями. Рекомендуется для средних и крупных компаний, готовых сделать вложения в развитие узнаваемости бренда и увеличение уровня лояльности существующих клиентов.

Невозможно дать однозначный ответ, какой из методов взаимодействия подойдет вам лучше всего. Экспериментируйте и общайтесь с клиентами – они подскажут, чего вам не хватает.

Как и для чего создавать мобильное приложение. Мобильное приложение - это не только инструмент для коммуникаций, получения нужной информации или способ проведения досуга, но это также и возможность зарабатывать деньги, поддерживать имидж, проводить эффективные . С помощью минимальных инвестиций или совершенно бесплатно, вы можете создавать мобильные приложения, удовлетворяющие запросам потребителей, и, по сути, являющиеся вашим собственным мобильным браузером, в котором открывается только ваш веб-сайт.

Идея

Рождение любого продукта начинается с идеи о его создании. В основу идеи создатель вкладывает то, с чем он наиболее близко знаком. Подумайте о своих интересах и увлечениях. Если вы много путешествуете или посещаете различные публичные места в своем городе, почему бы не создать приложение, основываясь на этих знаниях? Приложения для подсчета калорий, спортивные приложения создавайте, если вы близко сталкивались с диетологией или спортом. Если вас всегда привлекала астрология, можно создать приложение-карту звездного неба.

Мобильные приложения набирают обороты с каждым днем и по некоторым прогнозам, могут полностью вытеснить интернет-браузеры и сайты.

Попробуйте мыслить нестандартно и придумать идею, которая бы не имела конкурентов или, наоборот, проанализируйте похожие идеи и создайте приложение, которое было бы лучше, удобнее и полезнее для пользователей.

Типы приложений

Мобильные и веб-браузеры использует практически каждый потребитель мобильного трафика. Это и всевозможные карты, навигации, игры, онлайн-сервисы обработки фотографий, библиотеки, места для хранения информации, новости, музыкальные плееры, программы для просмотра видео и многое другие. . Программа, созданная для использования в мобильном телефоне или смартфоне бывает платной или бесплатной, а также подразделяется на типы, в зависимости от решаемых задач:

  • развлекательные (мультимедийные) приложения — любые проигрыватели видео и аудиофайлов, программы для просмотра изображений, для чтения книг, игры;
  • коммуникационные — ответственные за общение пользователя, его контакты, социальные сети, СМС-сообщения;
  • навигационные — приложения, работающие с географическими координатами, с системой GPS;
  • прикладные — всевозможные калькуляторы, органайзеры, записные книжки;
  • справочные — энциклопедии, словари;
  • бизнес-приложения, позволяющие организовывать работу, набирать сотрудников, разрабатывать стратегии, повышать прибыль;
  • обучающие программы.

Варианты монетизации

Если вы не Евросеть или Мегафон, не интернет-портал AliExpress, то вы возможно захотите заработать на создании вашего приложения. Самый простой способ это создать платное приложение. Но здесь вам необходимо задать себе несколько вопросов:

  1. Что представляет из себя ваше предложение, какую пользу оно приносит людям?
  2. Какими преимуществами обладает по сравнению с конкурентами?
  3. Сколько скачиваний у конкурентов?

Только предварительно правильно подсчитав количество пользователей, способных заинтересоваться вашим приложением, вы сможете примерно подсчитать сколько вы сможете заработать.

Другие варианты монетизации:

  • встроенные покупки;
  • реклама в приложении;
  • спонсорство и офферы;

Разработка

У вас есть идея, но нет никакого опыта в программировании, тогда для вас следующие варианты:

  • сайт AppBooker выдаст вам список популярных разработчиков, с учетом вашего бюджета и потребностей;
  • apps4all.ru — здесь хороший список отечественных разработчиков;
  • самый дешевый вариант — это обратиться на биржу фрилансеров.
Самый дешевый, не значит плохой, но значит более рискованный: вам могут сделать отличное приложение, но вам и может попасться недобросовестный работник.

Стоимость разработки

Стоимость разработки приложения зависит от его типа, сильно варьируется от пожеланий заказчика и может быть от 2,5 тысяч до 10 млн рублей. Самые дорогостоящие приложения , как правило, являются в дальнейшем хитами продаж в течение длительных сроков.

Чтобы узнать примерную стоимость разработки, придуманного вами приложения, можете зайти на сайт howmuchtomakeanpp.com. Полученную цену смело делите на 3 и узнаете стоимость российских производителей. Примеры выполненных приложений и их стоимость можете посмотреть на сайте crew.co.

Как создать приложение бесплатно?

Если вы обладаете хотя бы минимальными навыками программирования, тогда вам в помощь онлайн конструкторы мобильных приложений. В них обращайте внимание на то, для какой системы пишется мобильное приложение, например, для iPhone или Nokia Corporation, Android, Java. Наиболее популярная система — Android. Алгоритм создания мобильного приложения схож с алгоритмом создания сайтов. Но учтите сразу, что если вы желаете создать нечто уникальное в высшей степени, то ваша разработка потребует или денег, или серьезного вложения времени.

Сколько можно заработать?

Если вы правильно подойдете к разработке вашего приложения: изучите популярные предложения на рынке, создадите продукт, который будет интересен широкой публике, используете приложения для разных операционных систем, — вы сможете зарабатывать около 100 000 долларов в месяц.

Исследование же, проведенное компанией Giga OM Pro показало что заработок почти половины, опрошенных ими разработчиков мобильных приложений составляет не более 200 долларов в месяц. ? В первую очередь, решите, что будете инвестировать в проект: время или деньги.

Опасаетесь доверять разработчикам, не хотите от них зависеть и платить слишком много за поддержку и обновление программы, тогда создавайте приложение самостоятельно.

С помощью онлайн-конструкторов действительно можно сделать работоспособные качественные мобильные приложения. В дальнейшем их стоит рекламировать, публиковать в Google Play и AppStore. Покупки приложений приносят дохода на 25% меньше, чем покупки в самом приложении, - по данным исследования Apple, — но на 30% больше, чем реклама внутри сервиса и другие способы заработка.

Данное эссе дает обзор аргументов, приведенных в различных статьях для принятия решения, какую платформу выбрать при разработке проектов для мобильных устройств. В конце приведена попытка составить схематический итоговый алгоритм выбора платформы.

Определения

Существует два направления технической реализации проектов для мобильных устройств: мобильный web сайт и мобильное приложение.

Мобильным web сайтом будем считать специализированный сайт, адаптированный для просмотра и функционирования на мобильном устройстве. Сайт может включать в себя интерактивные компоненты с использованием JavaScript, HTML5, новых API браузеров. В этом случае такую реализацию называют web-приложением. Далее, чтобы избежать путаницы любой вариант, работающий внутри браузера мобильного устройства, будем называть web-сайтом.

Мобильное приложение – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность.

Существует еще третий вариант – мобильное приложение, включающее в себя компонент браузера. В этом случае часть мобильного приложения чаще всего используется для навигации и интергации с ОС, а web-компонент – для показа контента. Обычные пользователи не могут зачастую отличить такой вариант от нативного мобильного приложения.

Аргументы

Интерфейс

Одним из первых аргументов, которые приводят сторонники приложений – наиболее близкий к ОС и привычный для пользователей интерфейс. Действительно мобильное приложение наиболее тесно интегрировано с платформой и дает реализовать привычный отзывчивый интерфейс. С другой стороны web сайт с помощью хорошего форматирования и использования JavaScript может дать вполне понятный метод взаимодействия. На текущий момент отзыв web сайта значительно уступает приложению, но мощность мобильных устройств продолжает расти и сами браузеры существенно меняются в лучшую сторону. Кроме того, различные версии мобильных ОС могут диктовать свои стандарты, которых приходится придерживаться. При этом некоторые нововведения могут оказаться не совсем понятны обычным пользователям. Существенным в данном случае является то, что наиболее активными пользователями (теми кто выставляет рейтинг и делает комментарии в магазинах приложений) являются те, кто «фанатеет» от последних новшеств мобильной ОС. На это стоит обратить внимание при продвижении проекта – их можно использовать как союзников, помогающих распространению.

Быстродействие

Web сайт, а особенно интерактивный, существенно уступает приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием – излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.

Интеграция с платформой

В этой области приложения далеко опережают сайт. В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.

Наличие Интернет

Web сайт запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с сетью. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения. Но все же и приложению нужно подключение в подавляющем большинстве бизнес-решений.

Фрагментация

Для реализации проекта на всех или каких-то определенных платформах требуется разработать приложение для каждой из платформ отдельно, причем на каждой свои среда и язык разработки, свои стандарты интерфейса. В случае мобильного сайта одна версия должна покрывать потребности всех платформ. Так выглядит в теории. Но на практике оказывается, что браузеры на различных платформах функционируют по-разному. Приходится поддерживать либо несколько версий одного сайта, либо в коде подстраивать выдаваемый контент под текущий запрос. Существенные отличия в размерах экрана также сказываются и на верстке сайта.

Ресурсы

Существует такой аргумент, как наличие специалистов. Считается, что специалиста для разработки мобильных приложений очень трудно найти и требуется очень высокая оплата. Учитываем еще то, что под каждую платформу, скорее всего, потребуется отдельный разработчик. В то время как web разработчиков очень много и их услуги сравнительно меньше стоят. Видимо все зависит от конкретной ситуации и конкретного места. Если в наличие есть web-разработчик, то наиболее выгодным будет разработать именно web сайт, если есть мобильные разработчики, то вполне может оказаться не слишком затратным разработка приложения. Но опять же, зависит от проекта – если потребуется серверная часть (а она скорее всего потребуется), то опять же нужен будет web-разработчик, хотя возможно не такой высокой квалификации и трудоемкость его части будет существенно ниже.

Публикация

Приложения некоторых платформ «завязаны» на определенный магазин (AppStore, Windows Store). Даже если такой жесткой привязки нет, то пользователи все равно привыкли находить приложения в магазинах (Google Play). Такие магазины накладывают существенные ограничения на функции приложений (в первую очередь в области платных услуг), к тому же требуется значительно время на утверждение каждой новой версии. Со своей стороны web сайт доступен сразу, достаточно только открыть браузер и ввести адрес (хотя если присмотреться, то это довольно трудоемкое действие может оказаться). Новая версия web сайта доступна сразу на момент публикации. Возможность предоставления платных услуг никак не ограничивается. Опять же аргумент весьма своеобразный – с одной стороны ограничение и медленная публикация в магазине, с другой – в магазине уже есть огромное число пользователей и уже готовые системы для оказания платных услуг. Тогда как на сайт пользователей надо привести и оплата через сайт на мобильном устройстве остается очень трудоемкой процедурой.

Большое внимание в последнее время уделяется аббревиатуре HTML5. Это понятие существенно отличается, если смотреть на него с маркетинговой или технической точки зрения.

Технологически HTML5 это дальнейшее развитие языка разметки HTML. Однако сделан существенный шаг в сторону большей структуризации представления, нежели формата отображения. В язык добавлены большие мультимедийные возможности для проигрывания аудио и видео. Добавлена возможность работать с графикой. Существенно расширен язык форматирования CSS. В язык JavaScript добавлено несколько API для работы с графикой, локальными данными, мультимедийным контентом. Сам язык существенно переработан в сторону увеличения быстродействия. Стандарт HTML5 все еще находится в разработке и продолжает дополняться.

С маркетинговой точки зрения HTML5 это гораздо более широкое понятие. Под ним понимают еще много дополнительных API в той или иной степени поддерживаемых различными браузерами, многие интересные расширения CSS (в первую очередь в области интерактивного отображения). Основой понятия является высокая интерактивность сайта, которая позволяет пользователям принимать его за нативные приложения.
С точки зрения мобильной разработки существенно разделять обычный web сайт и сайт с использованием HTML5 не имеет смысла. Фактически стандартом любого сайта становится интерактивность в той или иной мере, реализованная с помощью JavaScript и новых API. Не целесообразно выделять отдельно разработчиков web сайта и разработчиков HTML5 – web разработчик должен свободно владеть технологиями HTML5 и использовать их в случае, если проект удобно реализовать с помощью последних разработок.

Выводы

Как оказывается, ни один из приведенных аргументов не склоняет чашу весов в ту или иную сторону. В каждом аргументе есть как преимущества, так и недостатки обоих вариантов решения. Третий, комбинированный, вариант тоже может решить часть проблем, но при этом порождает новые. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение исходя из текущей ситуации.

С точки зрения экономии ресурсов самым предпочтительным вариантом выглядит web разработка. Главное – не погрязнуть в тонкостях реализации, предоставить наиболее полезные функции пользователям. Помнить, что главное – контент, а «красивости» (анимация, графика) отходят на второй план.

Если планируется онлайн работа проекта как основной вариант взаимодействия с пользователем – безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров. В случае успеха можно далее реализовать отдельно мобильные приложения на выбранные платформы. Для большинства бизнес-приложений такой вариант наиболее подходит.

Если проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен на мобильных пользователей, то тут стоит отдать предпочтение приложениям. Однако, как упоминалось выше, возможно web разработчик все равно потребуется.
Для реализации игр и других приложений, требующих высокой производительности интерфейса вероятно дальновиднее реализовать через приложения. Существуют кросс платформенные библиотеки для разработки игр, которые позволяют на одном коде (или с минимальными изменениями) реализовать нативные приложения для различных платформ.