В истории развития человеческого общества много раз происходили существенные изменения в области информации, которые можно назвать революциями.

Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний. Вторая информационная революция (середина 16 в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации. Третья информационная революция (конец 19 в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния. Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Это гарантируется техническими возможностями законом. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.

Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный - нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.

Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе , важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления.

В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути. 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами. 1642 г. - Б.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. 1673 г. - немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции. Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века.

Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад - память; мельница -арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода. Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

III. Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет - от первого табулятора Г.Холлерита до первой ЭВМ "ENIAC”. 1887 г. - создание Г.Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений - обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало - 30-е годы XX века - разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины. 1930 г. - В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях. 1937 г. - Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC. 1944 г. - Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.1957 г. - последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д. Эти сведения обобщены ниже в таблице.


По мере развития общества участие в информационных процессах стало требовать уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.


Информационные революции - это этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.


Первая информационная революция Она связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить,как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.


Вторая информационная революция (середина XVI века) Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий.


Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.


Третья информационная революция (конец XIX века) Связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.






На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно- коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер. Список использованной литературы: htm %FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%FC%ED %FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0 html c478a9953c}&Page=51http://web2edu.ru/shared/BlogE.aspx?PK={d314618f-340f-486d-a64a- 48c478a9953c}&Page=51 html http://shkolazhizni.ru/archive/culture/?sort=view&type=all&period=all&page= 256

«Мир информатики» - Закономерность. Аналогия. Пример урока по теме "Алгоритм (делай – раз, делай – два)" 3 класс. Правило "Если-то".Схема рассуждений. Гимнастика для рук (Мир информатики. Составление алгоритма для различных исполнителей. Обсуждение. "Что такое алгоритм? Множество. Выполнение двух заданий в тетрадях на построение алгоритма с помощью блок-схемы.

«Компьютерная информатика» - алгоритмы; объекты, группы (классы) объектов; логические рассуждения; модели. Вывод текста на принтер. Электронные средства учебного назначения: Содержательные линии: Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики. «Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.

«Информатика и ИКТ» - 10. 19. 9. Практикум. 7-9 классы. Задачник по моделированию. 9-11 классы Базовый уровень Информатика. Часть 1. Содержание семинара. 22. 21. Часть 3. Практикум по программированию. 10-11 классы. Распределение баллов за задания ЕГЭ по элементам содержания в 2004 г.

«Структура информатики» - Структура урока информатики. Урок -. 0-7 минут урока – внимание рассеянное 8-23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания 24-30 минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок 31-45 минуты урока – произвольное внимание. Распределение подачи материала на уроке:

«Информатика как наука» - Краткая история информатики. Понятие и структура информатики. Черты информационного общества. Отрицательные моменты информационного общества. Александр Бэлл. Этапы развития информационного общества. Информационное общество. Иоганнс Гуттенберг. Более современный телеграф появился в Америке. Настоящей революцией в истории распространения информации стало изобретение радио.

«Что изучает информатика» - Универсаль-ные. Рабочие станции. Знаешь, сколько тучек тает В чаще неба голубой? Фундаментальные основы информатики. Коротко о главном. Информационные технологии. Профессиона-льно-ориентиро-ванные. Языки пользователя, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Математические и информационные модели, алгоритмы.

Всего в теме 26 презентаций

Сегодня термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с уровнем развития информационных технологий и средств телекоммуникации. Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных телефонов и т.д.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Краснотурьинский филиал

ГБПОУ «СОМК»

ОУД.07 Информатика

Основные этапы развития информационного общества

Бояринова О.В., преподаватель


ПЛАН:

  • Основные этапы развития информационного общества.
  • Этапы развития технических и информационных ресурсов.

1. Основные этапы развития информационного общества.

Начиная примерно с XVII века происходили существенные изменения в способах хранения и передачи информации.

В развитии человеческого общества существуют четыре этапа , названные информационными революциями , которые внесли изменения в его развитие.

Информационные революции - преобразования общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.


Информационные революции

Первая революция (VI тыс. до н. э.) связана с изобретением письменности.

Это привело к гигантскому качественному и количественному скачку.

Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.


Информационные революции

Вторая революция (середина XVI в.) связана с изобретением книгопечатания.

Это радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Появилась возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Грамотность становится всеобщим явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции.


Информационные революции

Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества.

Благодаря этому изобретению появились: телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Повысилась степень распространяемости информации, усилилась роль СМИ, появилась возможность оперативного общения людей между собой.


Информационные революции

Четвертая революция (70- е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • ​ миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • ​ создание программно-управляемых устройств и процессов.

Основные черты информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.


2. Этапы развития технических и информационных ресурсов.

Развитие вычислительной техники можно разбить на следующие периоды:

  • Ручной (VI век до н.э. - XVII век н.э.);
  • Механический (с середины XVII века);
  • Электромеханический – с 90-х годов 19 в;
  • Электронный (середина XX века - настоящее время).

При этом следует иметь в виду, что хорошо зарекомендовавшие себя средства всех четырех этапов развития ВТ используются человечеством и в настоящее время для автоматизации различного рода вычислений.


Китайский счет

Кость с зарубками

Узелки на веревках


Ручной этап развития вычислительной техники

Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации и базировался на использовании частей тела, в первую очередь пальцев рук и ног.

Фиксация результатов счета производилась различными способами: нанесение насечек, счетные палочки, узелки и др., группировки и перекладывания предметов.

Китайский счет

Кость с зарубками

Узелки на веревках


Ручной этап развития вычислительной техники

Около 3000 лет назад (V век до нашей эры), для счета стали использовать первый счетный прибор - абак, с которого и началось развитие вычислительной техники.

Абак - наиболее развитый счетный прибор древности, сохранившийся до наших дней в виде различного типа счётов.

(японские счеты)

(китайские счеты)


Развитие механики в 17 веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический принцип вычислений.

Первая механическая машина (Машина Шиккарда) для выполнения арифметический операций над 6-разрядными числами была описана в 1623 г. В. Шиккардом. Она состояла из независимых устройств: суммирующего, множительного и записи чисел.


Механический этап развития вычислительной техники

В 1642 г. выдающимся французским ученым Блезом Паскалем была построена «Паскалина» - машина, механически выполняющая арифметические операции над 10-разрядными числами. Механический «компьютер» Паскаля мог складывать и вычитать.

«Паскалина» состояла из набора вертикально установленных колес с нанесенными на них цифрами от 0 до 9. Считать на «Паскалине» было очень просто.


Механический этап развития вычислительной техники

В 1673 г.немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц сконструировал первый арифмометр- счетное устройство, которое не только складывало и вычитало, но и умножало и делило.

Арифмометры получили широкое распространение, неоднократно модифицировались.

Машина Лейбница

Арифмометр Томаса

Арифмометр Орднера


Механический этап развития вычислительной техники

В 30-е годы 19 в. Англичанин Чарльз Бэбидж предложил аналитическую машину, использующую принцип программного управления, явившуюся предшественницей современных ЭВМ.

В 1843 г. Адой Лавлейс (внучка поэта Байрона)для машины Бэбиджа была написана первая в мире достаточно сложная программа вычисления чисел Бернулли.

Проект аналитической машины не был реализован, но получил весьма широкую известность и заслужил высокую оценку целого ряда ученых, впервую очередь математиков.


Явился наименее продолжительным и охватывает всего около 60 лет.

Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление, планирование и др.), так и развитие прикладной электротехники (электропривод и электромеханические реле).

Первый счетно-аналитический комплекс был создан в США в 1887 г. Г. Холлеритом (табулятор Холлерита). Он использовался для переписи населения в России (1897 г.), США (1890 г.) и Канаде (1897 г.), для обработки отчетности на железных дорогах США, в крупных торговых фирмах.


Электромеханический этап развития вычислительной техники

В 1941 г. Конрад Цузе построил аналогичную табулятору машину, с программным управлением и запоминающим устройством.

В 1944 г. Айкен на предприятии фирмы IBM построил аналитическую машину "МАРК-1" на электромеханическом реле.


Электромеханический этап развития вычислительной техники

В СССР в 1957 г. была построена релейная вычислительная машина (РВМ-1).

Это был последний, крупный проект релейной ВТ. В этот период создаются машинно-счетные станции, которые являлись предприятиями механизированного счета.


В силу физико-технической природы релейная ВТ не позволяла существенно повысить скорость вычислений; для этого потребовался переход на электронные безинерционные элементы высокого быстродействия.

Всю электронно-вычислительную технику принято делить на поколения.

Смена поколений зависит от элементной базы ЭВМ, т.е. технической основы.


Электронный этап развития вычислительной техники

I поколение (1945-1959)

  • Элементная база машин первого поколения - электронно-вакуумные лампы.
  • ЭВМ требовали большой площади помещения. Для поддержания их работоспособности требовался штат опытных инженеров, способных быстро находить неисправность и устранять её.

Включали в себя:

  • одно устройство памяти;
  • одно арифметическое устройство;
  • несколько примитивных устройств ввода-вывода информации.

Примеры ЭВМ: EDSAC, ENIAС, БЭСМ.


Электронный этап развития вычислительной техники

II поколение (1950-1963)

  • Элементной базой стали полупроводниковые приборы – транзисторы, диоды.
  • ЭВМ II поколения использовались уже не только для задач вычислительной математики, но и для решения задач обработки данных
  • В составе ЭВМ появились печатающие устройства, магнитные накопители для хранения информации.
  • Появились языки программирования: Фортран, Алгол, Кобол, Бэйсик.

Машины этого поколения: «РАЗДАН-2», «IВМ-7090», «Минск-22», «Урал- 14», «БЭСМ-6», «М-220» и др.


Электронный этап развития вычислительной техники

III поколение (1964-1976)

  • Производительность этих машин достигала от 500 тыс. до 2 млн. операций в секунду, объём оперативной памяти достигал от 8 Мб до 192 Мб.
  • Основу машин III поколения составляли интегральные схемы.
  • Габариты ЭВМ резко уменьшились. Значительно выросло быстродействие.
  • В состав ЭВМ были включены удобные устройства вывода – дисплеи.

Машины этого поколения: IBM-360, МИНСК-32 и др.


Электронный этап развития вычислительной техники

IV поколение (1977 – наши дни)

  • Это первый тип компьютеров, который появился в розничной продаже.
  • Элементной базой этих машин стали БИС (большие интегральные схемы).
  • Существенным отличием микроЭВМ от своих предшественников являются их малые габариты и сравнительная дешевизна.
  • В аппаратном комплекте ПК используется цветной графический дисплей, манипуляторы типа «мышь», «джойстик», удобная клавиатура, удобные для пользователя компактные диски (магнитные и оптические).

Примеры: IBM PC, ЭЛЬБРУС и др.


Электронный этап развития вычислительной техники

V поколение (ЭВМ будущего)

  • Машины пятого поколения – это реализованный искусственный интеллект. В них будет возможен ввод с голоса, голосовое общение, машинное «зрение», машинное «осязание».
  • Основным качеством их должен быть высокий интеллектуальный уровень.
  • Для увеличения памяти и быстродействия будут использоваться достижения оптоэлектроники и биопроцессоры.

Многое уже практически сделано в этом направлении.

Проверь себя!

  • Информационная революция - это:
  • преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации; военные действия за информацию; изобретение и массовое внедрение компьютеров; возможность человека получать в полном объе­ме необходимую для его жизни и профессиона­льной деятельности информацию.
  • преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации;
  • военные действия за информацию;
  • изобретение и массовое внедрение компьютеров;
  • возможность человека получать в полном объе­ме необходимую для его жизни и профессиона­льной деятельности информацию.
  • Информационное общество - это: общество, в котором большинство работающих занято земледелием; общество, в котором большинство работающих занято развитием промышленности. общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации;
  • общество, в котором большинство работающих занято земледелием;
  • общество, в котором большинство работающих занято развитием промышленности.
  • общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации;
  • Одним из первых устройств, облегчавших вычисление, можно считать:
  • калькулятор; абак; арифмометр.
  • калькулятор;
  • абак;
  • арифмометр.

1 - a, 2 - c, 3 - b


Проверь себя!

  • Первая ЭВМ была создана в:
  • 1879 г; 1978 г; 1946 г.
  • 1879 г;
  • 1978 г;
  • 1946 г.
  • Элементной базой ЭВМ первого поколения являлись: транзисторы; БИС и СБИС; электронно – вакуумные лампы; интегральные схемы.
  • транзисторы;
  • БИС и СБИС;
  • электронно – вакуумные лампы;
  • интегральные схемы.
  • Автором первой программы является:
  • Блез Паскаль; Ада Лавлейс; Готфрид Вильгельм Лейбниц; Чарльз Беббидж.
  • Блез Паскаль;
  • Ада Лавлейс;
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц;
  • Чарльз Беббидж.

4 - c, 5 - c, 6 - b


Задание для внеаудиторной работы:

1. Заполнить недостающей информацией таблицы об информационных революциях, об этапах развития ЭВМ.

2. Подумать над вопросами:

  • По каким основным параметрам будем судить о степени развитости ин-формационного общества и почему?
  • Можно ли назвать российское общество информационным?
  • Ожидают ли нас еще информационные революции?
  • Что Вы знаете о мире IT-профессий?